- A + КомментарииПрочитано 8193 раза   |
В этом году "Корабел" довольно много времени уделял теме скоростного флота. Озвучивались точки зрения проектантов, производителей силовых установок, строителей, эксплуатационников. Статьи сопровождались активным обсуждениями в "комментариях", которые в конечном счете сводились к философскому вопросу "концепции" будущего: катамаран, глиссер, крыло или даже экраноплан.
 Тем не менее, за последние 10-15 лет реализованных проектов, на наших судостроительных предприятиях, не так много (уже не говоря о сравнении с масштабами строительства "Метеоров" и "Комет"). Поэтому опыт тех, кто что-то реализовал – более ценен.

В материалах разных авторов не раз упоминались суда проекта А145 от ООО "Агат Дизайн Бюро", построенные на Зеленодольском заводе имени Горького. Отзывы и мнения специалистов по данному проекту были разными, все они опубликованы на сайте "Корабел". Сегодня мы бы хотели подробнее рассказать об этом проекте и дать слово Генеральному директору "Агата" Сергею Анатольевичу Породникову, который, как никто лучше, знает свое судно.
--------------------------------------------------------------------------------------

Наиболее сложная задача, которая стоит перед Проектантом быстроходного судна – это поиск рационального сочетания скорости хода, мореходности, топливной экономичности, дальности плавания и обитаемости. Не стоит забывать и об обеспечении комфортного пребывания пассажиров и работе экипажа на борту судна, как на тихой воде, так и на волнении. В течении последних 10 лет мы совместно с ГОС НИЦ ЦАГИ провели громадные объемы НИР и ОКР. Исследования, прежде всего, были посвящены задаче поиска и оптимизации геометрии корпусов быстроходных судов, разработке активных и пассивных средств успокоения качки и движителей, которые эффективно интегрируются с корпусом и т.д.

В результате этой работы удалось получить технологии по повышению скоростных и мореходных качеств судов, которые и воплотились в проекте А145.

На судне применена современная гидродинамическая схема, совмещающая преимущества модернизированной двухреданной схемы, носовым стреловидным и кормовым прямым реданами, с автоматически управляемыми интерцепторами и водометными движителями без выступающих за корпус судна конструкций.
 
А145 / Агат Дизайн Бюро

Корпус А145 имеет две продольные скулы, за счет чего уменьшилась ширина судна по днищу и тем самым снизились вертикальные перегрузки при движении на волнении. А автоматически управляемые интерцепторы позволили получить высокие гидродинамические качества и высокие мореходные свойства судна.

Управление движением судна по дифференту и крену осуществляется посредством восьми интерцепторов (четыре за носовым и четыре за кормовым реданами), восьми исполнительных следящих приводов, каждый из которых предназначен для перекладки одного интерцептора, и системы управления интерцепторами (СУИ).

В свою очередь СУИ состоит из:
  • датчиков параметров движения судна – углов крена и дифферента, угловых скоростей и линейных ускорений;
  • управляющей вычислительной машины;
  • панели управления;
  • рабочей станции с сенсорным дисплеем.

Кроме того, специально для этого проекта "Агат Дизайн Бюро" разработал водометный движитель (ВД). Испытания лопастной системы нового ВД проведены на гидравлическом стенде ЦНИИ Крылова, и показали высокие кавитационные характеристики.

Основные отличия ВД от ранее созданных конструкций заключаются в применении диагонального насоса с высоким КПД и опорного узла с подшипниками качения на масляной смазке, что позволило уменьшить осевой зазор до 0.7 мм и поднять насосный КПД.

Водомет позволяет монтировать автоматически управляемые интерцепторы за транцем и приводит к увеличению статического давления на днище судна в районе установки водозаборников водометных движителей, что благоприятно сказывается на работе последних. Кроме того использование водометных движителей позволяет уменьшить габаритную осадку судна, избавиться от сопротивления выступающих частей (винты, гребные валы, кронштейны, рули) и повысить маневренный свойства судов по сравнению с их винтовыми собратьями. Так, А145 способен разворачиваться на месте, двигаться лагом и останавливаться с длиной выбега около одного корпуса.
 
А145 / Агат Дизайн Бюро

По проекту, разработанному ООО "Агат Дизайн Бюро", ОАО "Зеленодольский завод им. А.М. Горького" построил и в 2012 г. передал Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Ямало-ненецкого автономного округа два скоростных пассажирских судна проекта А145 - "Рем Вяхирев" и "Виктор Черномырдин". Эксплуатацию указанных судов в навигации 2013 и 2014 годов осуществляло ОАО "Северречфлот", г. Ханты-Мансийск.

Суда сертифицированы на класс РМРС для высокоскоростных судов.

 Основные характеристики судов проекта А145:
 
Длина габаритная, м. ок. 34,6
Длина наибольшая, м. ок. 32,8
Длина по КВЛ, м. ок. 31,84
Ширина габаритная, м. ок. 6,8
Ширина наибольшая, м. ок. 6,6
Ширина по КВЛ, м. ок. 6,14
Высота борта на миделе, м ок. 2,5
Осадка в водоизмещающем режиме носом, м ок. 0,64
Осадка в водоизмещающем режиме кормой, м ок. 0,91
Водоизмещение, т 84.46
Пассажировместимость, пассажиров 130
Экипаж, чел 6
Скорость судна максимальная, узл 45
Скорость судна эксплуатационная, узл 36 - 38
Дальность плавания, миль (км) 400 (740)
Автономность, сутки 1
Главные двигатели MTU 16V2000М72
Мощность главных двигателей, кВт 2 х 1440
Дизельгенераторы Caterpillar
Мощность дизельгенераторов, кВт 2 х 38

Суда были спроектированы и строились в соответствии с правилами Bureau Veritas (BV) (Франция) для скоростных судов, так как изначально предназначались для использования на южных международных линиях. В процессе строительства, при готовности судов в 95%, в период проведения ходовых испытаний на головном судне, суда были переклассифицированы на правила Регистра судоходства (РС) для скоростных судов, так как Заказчик предполагал эксплуатировать суда на внутренних линиях с режимом смешанного плавания река-море.
 
 

Результаты эксплуатации выявили неоспоримое преимущество однокорпусного судна, с двухреданной схемой и автоматически управляемыми интерцепторами перед судами типа катамаран при эксплуатации в бассейнах с короткой и крутой волной, к которым относятся Обская губа, Енисейский залив, Балтийское и Белое моря. Эксплуатировать в этих районах суда типа катамаран можно только с резким ограничением скорости хода для того, чтобы избежать ударов в перекрытие моста, соединяющего корпуса катамарана, или использовать суда гораздо большего типа размера.



ОАО "Северречфлот" внесло ряд предложений по модернизации судов в части улучшения условий пребывания экипажа на судах и облегчения швартовных операций. В результате эксплуатации также обнаружилось, что работа судов на мелководье во время швартовных операций, приводит к быстрому засорению фильтров системы охлаждения главных двигателей. Для удобства очистки фильтров необходимо ввести дополнительную перемычку между водоприемниками системы охлаждения главных двигателей.

Использование результатов эксплуатации судов А145 позволяют создать универсальную платформу с двухреданной схемой и автоматически управляемыми интерцепторами, которая в результате масштабирования может быть использована как для перевозок пассажиров и автомобилей на речных и морских маршрутах в условиях развитого волнения, так и для специальных целей.
 
 
Сергей Породников

Для справки:

ООО "Агат Дизайн Бюро" – проектная компания, которая на протяжении более 20 лет активно сотрудничает со многими, передовыми компаниями страны: предприятиями авиационного комплекса, судостроительными научными центрами, отраслевыми институтами и верфями.

Компания ставит перед собой цель внедрения перспективных принципов проектирования, а также технологий в области легких сплавов и композиционных материалов, в судостроении, используя при этом объединенные ресурсы исследовательских и производственных баз авиационной и судостроительной промышленности.
"Агат Дизайн Бюро" разработал целый ряд проектов многоцелевых судов и катеров. Их отличительными характеристиками являются высокая скорость и мореходность, что позволяет использовать их в качестве быстроходных мобильных платформ-носителей как в прибрежной зоне, так и в отдаленных районах.
В основания проектов легла широкая программа исследований и разработок, позволившая создать оригинальные гидродинамические схемы, сочетающие высокую скорость, мореходные качества и топливную экономичность.
Поделиться новостью
"Крыловский государственный научный центр", ФГУП
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 415-66-07
"Зеленодольский завод им. А.М. Горького", АО Россия, Зеленодольск+7(84371)5-76-10
"Агат Дизайн Бюро", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)350-19-27
"Северречфлот", АО Россия, Ханты-Мансийск+7(34673)3-94-77
"Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского", ФГУП Россия, Жуковский(495) 556-42-05, (495) 556-40-32, (495) 556-40-38

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   13.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 12.12.2014, 18:02Симпатичный теплоходик хотелось бы на него посмотреть изнутри (машина и т.п.) а не общее видео. Также почитать бы для ознакомления спецификацию общесудовую. На базе данного судно можно и поменьше суда делать для малых рек пассажиров так на 50.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 12.12.2014, 18:17Конечно, Генеральный директор обязан хвалить свою продукцию. Но будет ли это мнение объективным должно показать время и отзывы тех, кто занимается эксплуатацией этих судов. А они, к сожалению пока не лестны (см. http://www.infoflotforum.ru/topic/38541-suda-proekta-a145-tipa-ak-bars/).
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 12.12.2014, 19:12Но как мне кажется это больше похоже на новое судостроение чем плавающие коробки которые последнее время строят некоторые конторы. А то что есть проблемы эксплуатации так оно и понятно новое всегда так себя ведет надо учитывать его в будущем и доработать проект...
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 12.12.2014, 20:16Все вновь построенные суда относятся к новому судостроению. Если имеется в виду, что это новый тип судна или окраска, то тут большая ошибка – это все хорошо забытое старое. И если у этого судна очень плохая экономика (самая худшая из аналогичных глиссирующих судов) то никакие доработки не помогут это исправить – все равно, что мертвому припарки.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 13.12.2014, 19:34Я не знаю с каким катамараном они сравнивали, но при равной пассажировместимости катамарана это будет около 24м длины. Чтобы он начал ловить слеминг носовой частью тоннеля, волна должна быть более 3м. А в целом - пассажирские однокорпусники - тупиковое направление...
-0+
#Францев Михаил Эрнстович, 14.12.2014, 20:31Ну так Обская губа и есть разряд "М" - 3,0 метра 3-х процентной обеспеченности. Там по стойбищам и пароход такого класса ходил "Ф. Салманов"
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 15.12.2014, 05:02Спасибо, это уже кое-что.
Если говорить о катамаранах, то есть два правила, из опыта:
1. Интенсивный слемнг моста начинается при высоте значительных волн равной удвоенному вертикальному клиренсу. Это с учетом того, что носовая часть тоннеля на 25% длины имеет естественный подъем.
2. Катамаран способен поддерживать полную скорость при высоте волн примерно 1/10 от длины судна.
Исходя их этого, ну и имея некотроый опыт, можно всегда "образмерить" судно для заданной акватории, по критерию мореходности.
А если уж хочется оценить и влияние перегрузок на пассажиров, то нужно смотреть график в моей статье в последнем номере "КиЯ", и/или делать расчеты.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 15.12.2014, 08:41«Катамаран способен поддерживать полную скорость при высоте волн примерно 1/10 от длины судна». Тогда почему у катамаранов «Сочи 1» и «Сочи 2» при длине 40 м высота волны ограничена 3 баллами (0,75 м)? Да еще и скорость ограничивается.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич, 15.12.2014, 08:57Насколько я знаю, эти суда переклассифицированы из ИКО. На каких условиях были переклассификация - неизвестно, может оттуда и появились ограничения. Или как вариант - малый клиренс тоннеля на этом проекте, возможно они изначально проектировались под какие-то конкретные условия.
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич, 15.01.2015, 19:43Алексей Викторович, если это - ещё катамараны норвежской постройки, купленные в последние годы СССР, то они строились для фиордов, на очень малое волнение, но для максимальной скорости. Потому относительная ширина одного корпуса была нерационально мала, что и предопределило плохую мореходность.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович, 14.12.2014, 20:37Работал http://yamal-region.tv/news/1743/ еще в 2012 году вполне себе экономично А эти глиссеры там думаю не окупятся никогда
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович, 15.12.2014, 17:27Уважаемые коллеги!
Обсуждение пассажирского судна это конечно интересно и полезно, но хотел бы Вас отвлечь для получения совета (дельного). Отправил на согласование проект теплохода проекта Р33Б класса "О1,5". Переделывали для возможности вождения несамоходных судов методом толкания (короче носовой упор приделали). Поставили в качестве натяжного устройства УН-40 производства ГЦКБ г. Н.Новгород. УН-40 с сертификатом в котором нет ограничений по применению в зависимости от класса. Эксперт сказал что надо ограничить толкание только разрядом "Р" и указать это в проекте т.к. в каких-то старых каталогах ОРФ эксперт находила что там для УН-40 написано только для разряда "Р". Но в сертификате на устанавливаемые изделия и ТУ согласованных с РРР нет ограничений. Суть вопроса кто из нас прав? Можно ли мне поставить эти УН-40 и не писать ограничения (пусть судоходчики ограничивают состав и способ его вождения). Заранее благодарен за совет...
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 16.01.2015, 08:29А если нет? Тады шо?

Предыдущая новость