Декан факультета корабельной энергетики и автоматики СПбГМТУ: “Перспективы мы должны формировать сами”

- A + Автор: Олег Гненной КомментарииПрочитано 641 раз   |
Куда устраиваются на работу выпускники Корабелки? Насколько нынешние абитуриенты готовы к учебе в техническом вузе? Каково будущее судового машиностроения в России? Судьбу отечественных дизелей и учащихся СПбГМТУ мы обсудили с Алексеем Васильевым, д.т.н., деканом факультета корабельной энергетики и автоматики Морского технического университета, ведущим специалистом по встраиваемым системам управления. Начался разговор с вопроса, кого готовит факультет сегодня.
Васильев А. Е., д.т.н., декан факультета корабельной энергетики и автоматики (ФКЭиА) СПбГМТУ / Фото: Пресс-служба СПбГМТУ
– Процесс проектирования и изготовления любого корабля включает в себя этап оснащения корпуса различного рода машинами и механизмами – двигателями, генераторами, подъемно-транспортными механизмами, которые в совокупности относятся к объектам судового машиностроения. Рассматривать такие объекты нужно в их взаимосвязи и взаимозависимости, как единую систему. 

Профессионалы в области судового машиностроения, судовой энергетики и автоматики должны владеть знаниями, умениями и навыками в области анализа и синтеза судовых машин, их комплексов и элементов, а также систем управления ими. Вот такого рода профессионалов и готовит сегодня наш факультет. В состав ФКЭиА входит деканат, десять кафедр и специализированная объединенная межкафедральная лаборатория.

– Сколько сегодня студентов обучается на факультете?

– Студенческий коллектив в чём-то похож на живой организм, он находится в постоянном движении, обновлении. Кто-то уходит в академический отпуск, кто-то, увы, отчисляется, кто-то, наоборот, восстанавливается для продолжения обучения. Если округлить, сегодня на факультете обучается порядка тысячи трёхсот студентов.

– Какие специальности наиболее востребованы?

– На факультете проводится обучение по бакалаврским профилям, магистерским программам и инженерным специальностям очной, очно-заочной и заочной форм обучения 10-й, 13-й, 15-й, 20-й и 26-й укрупненных групп специальностей и направлений. Сведения о них и о баллах ЕГЭ, которые необходимы для поступления, можно получить на сайте университета. Нужно отметить главное: все наши образовательные предложения пользуются устойчивым спросом, и среди наших программ аутсайдеров нет.
 
– Было время, когда в Корабелку шли поступать из-за низкого проходного балла. Предыдущий ректор сетовал, что из слабых абитуриентов сложно готовить серьезных специалистов. Что изменилось за шесть прошедших лет?  

– Современный этап развития науки и техники характеризуется тем, что темп обновления профессиональных знаний гораздо более интенсивен, чем скорость обновления школьной образовательной программы. Это объясняет трудности, возникающие у вчерашних школьников с началом учебы в университете. Как мы помогаем студентам? Используем такую организацию образовательных программ, которая обеспечивает постепенное движение к вершинам профессионального мастерства. Привлекаем специализированные обучающие системы, соответствующее программное обеспечение, демонстрационные средства – это упрощает процесс усвоения большого объема знаний. 

Кроме того, на факультете развивается кураторская работа. Это помогает студентам младших курсов лучше ориентироваться в образовательном процессе, чтобы решать непростую задачу освоения учебного материала на протяжении первых семестров. Мы видим, что большинство абитуриентов сильно мотивированы. Ребята испытывают удовлетворение от получения новых знаний. Если студент настроен на серьезную учебу – легко ему не будет, но университет сделает все возможное, чтобы ему помочь. Показатели успеваемости студентов год от года возрастают, и это доказывает правильность нашего пути.

– Насколько высок уровень абитуриентов, поступающих на факультет? 

– Проблемы школьного образования мы, конечно, чувствуем. Но нужно работать с тем контингентом абитуриентов, который имеется "здесь и сейчас". Нашим вузом проводится работа со школами для усиления заинтересованности будущих абитуриентов в инженерном образовании. Один из значимых проектов этого направления – создание сети инженерных классов. Его цель – мотивировать школьников на обучение инженерно-техническим специальностям. Естественно, мы принимаем абитуриентов с нынешней школьной подготовкой, но стремимся делать всё, чтобы поднять ее уровень. Тогда и на вузовском этапе обучения можно будет достичь более значительных результатов.

– Насколько нынешние абитуриенты понимают, на кого они будут учиться и чем заниматься?

– Чувствуется растущий уровень заинтересованности ребят и, следовательно, стоит ждать более высоких результатов от их обучения в университете. Такие студенты будут иметь определенное психологическое преимущество перед молодыми людьми, не обладающими подобной мотивацией.

– Двадцать лет назад в Корабелке практически не было производственной практики. Что сегодня происходит в этом направлении? С какими предприятиями отрасли вы сотрудничаете? 

– Говорить о профессиональной подготовке выпускника без его реальной работы на промышленных предприятиях было бы неправильно. И необходимая работа нашим вузом проводится. У СПбГМТУ есть индустриальные партнеры (их сообщество регулярно расширяется), с которыми заключаются соглашения о проведении производственных практик, что позволяет студентам решать различные профессиональные задачи в промышленных условиях. К таким партнерам относятся как наши давние коллеги (например, Адмиралтейские верфи, Балтийский завод), так и новые, начало работы с которыми вселяет существенный оптимизм. Например, ведется работа по организации практики на заводе "Буревестник". 

Производственная практика, безусловно, позволяет лучше подготовить студентов к будущей профессиональной карьере и помочь им с трудоустройством. В этот процесс вовлечены все кафедры и соответствующие службы университета.

– Существует большое количество средних и мелких машиностроительных компаний, выпускающих судовое оборудование. Налажено ли подобное сотрудничество с ними? 

– Да, мы сотрудничаем с ними, но для того, чтобы прохождение производственной практики соответствовало всем требованиям Министерства науки и высшего образования, необходимо соответствующее документальное и организационно-практическое сопровождение. Для относительно небольших предприятий решающим становится соотношение затрат на рекрутинг и практического эффекта от него. Если, к примеру, кадровые потребности предприятия – единицы специалистов в год, то оно, обычно, предпочитает обращаться в нашу службу профориентации и трудоустройства, чтобы проинформировать выпускников о себе.

В университете проводятся регулярные встречи с представителями компаний, так называемые дни профориентации, на которых студенты старших курсов могут познакомиться как с крупными судостроительными предприятиями, так и с небольшими фирмами, которые также заинтересованы в наших выпускниках.

– Как организован на факультете лабораторный практикум? 

– Как уже было отмечено, на факультете есть несколько типов структурных подразделений, в том числе кафедры и объединённая межкафедральная лаборатория. Часть оборудования относится к лабораториям кафедр, а исследования, которые требуют работы со специализированными или уникальными объектами, например, судовыми двигательными установками, проходят в межкафедральной лаборатории. 

Понятно, что процесс обучения должен осуществляться с использованием техники, адекватной уровню решаемых задач, поэтому мы подходим к этой проблеме комплексно. Первая часть образовательного процесса связана с обеспечением фундаментальных знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику сохранять "профессиональное долголетие" на рынке труда. Это оборудование в силу своей фундаментальности не требует регулярных обновлений и реноваций. Вторая часть предназначена для формирования у выпускников знаний, умений и навыков в области современных средств, систем и технологий, что требует новейшего, регулярно обновляемого лабораторного парка. Благодаря участию СПбГМТУ в ряде программ господдержки, в частности, программе "Приоритет 2030", в вуз поступает современное оснащение: и от изготовителей учебного оборудования, и от фирм, выпускающих продукцию  судового машиностроения.

– Удается знакомить студентов с новейшими отраслевыми технологиями? Изучают ли они, в частности, современные АСУ?

– Благодаря связям СПбГМТУ с промышленными предприятиями, в рамках производственных практик, выполнения выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров, и, конечно же, научных исследований аспирантов обеспечивается возможность работы на новом оборудовании, в том числе, с современными автоматизированными системами управления.

– Каков у факультета парк компьютеров, и на каком программном обеспечении обучаются студенты?

– В СПбГМТУ есть специальная структура – управление информационных технологий. В её задачу входит регулярное обслуживание парка вычислительной техники и, естественно, программного обеспечения. Осуществляются закупки необходимых лицензий. Компьютерный парк обновляется регулярно. Можно уверенно сказать, что уровень средств вычислительной техники соответствует классу решаемых на них задач. 

Конечно, и преподаватели, и студенты имеют доступ ко всей номенклатуре необходимого ПО. Кроме того, у значительного количества программных средств есть так называемая образовательная лицензия. Она позволяет студентам в домашних условиях в процессе самоподготовки использовать образовательные версии этих программ: упрощенные, но с сохранением всех необходимых функциональных возможностей.

Куда студенты факультета идут работать после окончания СПбГМТУ? В начале тысячелетия никакого распределения не было. Многие уходили в "Малахит", "Рубин", на Адмиралтейские верфи. Какова ситуация сегодня?

– Упоминавшийся уже процесс организации производственных практик характеризуется очень важным аспектом содействия трудоустройству. Ведь прохождение студентом практики в условиях промышленного предприятия, решение реальных производственных задач (пусть и небольшого масштаба) – прекрасная возможность для работодателя присмотреться к своему потенциальному сотруднику, оценить его профессиональные качества и возможности работы в коллективе. В свою очередь, студент получает шанс изнутри узнать жизнь трудового коллектива, почувствовать масштаб решаемых проблем и оценить перспективы этого предприятия. 

Грамотно организованная практика является мощным инструментом для трудоустройства выпускников. Кроме того, этому способствуют мероприятия, связанные с профориентацией и рекрутингом. Поскольку рынок крупных потребителей судостроительных кадров достаточно стабилен, можно сказать, что АО "Адмиралтейские верфи", АО "ЦМКБ "Алмаз", ЦКБ МТ "Рубин", АО "Балтийский завод", ПАО СЗ "Северная верфь", ЗАО "ЦНИИ СМ", ПАО "Пролетарский завод", ПАО "Выборгский судостроительный завод", АО "СПМБМ "Малахит" и другие организации – это традиционные наши работодатели.

– Кто является активным партнером университета в подготовке отраслевых кадров? 

– Из числа организаций-индустриальных партнеров, хотелось бы упомянуть "Центр технологии судостроения и судоремонта". Это наш партнер, как в образовательном, так и в научном плане – мы ведём совместную подготовку и консультирование значительного количества диссертантов. К числу активных партнеров относится и завод "Буревестник": наше сотрудничество развивается как в кадровой сфере, так и в области долгосрочного образовательного взаимодействия, создания и открытия новых образовательных программ. Безусловно, взаимодействие университета с представителями индустрии продолжит развиваться, будут появляться все новые и новые участники.

– Какие научные направления развивает факультет? 

– Вузовская наука – один из факторов развития научного потенциала государства и общества. Поэтому, безусловно, научной работе в СПбГМТУ уделяется значительное внимание. Стоит выделить проекты, связанные с математическим и численным моделированием процессов, протекающих в двигателях и судовых установках; исследования по оптимизации параметров работы судовых машин, увеличению их надежности и других эксплуатационных характеристик; создание принципиально новых систем управления двигателями; работы по повышению экологичности, снижению степени влияния судовых машин на окружающую среду.

– Ранее информацию о новинках двигателестроения предоставлял вузам Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ РАН). Как преподаватели и студенты Корабелки следят за мировой технической мыслью сегодня?

– В настоящее время благодаря развитию средств цифровизации появилось достаточно большое количество разного рода информационных баз. Это базы Роспатента, научной электронной библиотеки, оцифрованные базы ВИНИТИ и, безусловно, базы зарубежных публикаций и патентной информации –  прежде всего, Web of Science и Scopus. У СПбГМТУ, его структурных подразделений, сотрудников и студентов есть возможность доступа к этим базам, в том числе для получения полнотекстовых версий статей и патентов. Благодаря цифровизации публикационной и патентной информации недостатка в источниках мы не испытываем.

Интенсивность работы студентов с этими базами зависит от года обучения и степени мотивированности. Понятно, что одними из самых активных пользователей таких ресурсов являются диссертанты, которые готовят новые научные работы.

– Насколько хорошо студенты владеют сегодня английским? 

– Для первичной работы с зарубежной технической информацией уровень знания английского языка у наших студентов достаточен, но мы и дальше будем его развивать совместно с коллегами из профильных структурных подразделений. Отмечу, что современные студенты в состоянии самостоятельно аннотировать свою статью, чтобы ее приняли к публикации.
Фото: Пресс-служба СПбГМТУ
– В конструкторскую практику сейчас широко внедрены системы автоматизированного проектирования (САПР). Оставляют ли они простор для инженерного творчества?

– Сегодня и конструкторы, и программисты, да и практически все разработчики новых изделий, систем и технологий используют системы автоматизированного проектирования. Но САПР – это всего лишь инструмент. Качество и эффективность его использования зависят от квалификации того, кто этим инструментом пользуется. Потенциал современных средств проектирования впечатляет, однако, при недостаточно квалифицированном подходе в таких системах можно просто "утонуть", и вместо пользы может выйти вред. При достаточно качественной подготовке разработчика, САПР – удачный способ освободить его от рутинной работы, обеспечить условия для проявления синергетического эффекта от использования эвристических и машинных решений. 

В конечном счете, САПР – прекрасная возможность экономить время, трудозатраты, разгрузить работника для действительно творческих задач. Приведу аналогию: идя ночью в темном лесу, мы вынуждены всё время смотреть под ноги, чтобы не упасть. Но если для нас проложена освещенная дорога – мы сможем поднять голову, чтобы смотреть по сторонам, то есть получим возможность видеть больше и идти дальше.

– Вы возглавляете факультет корабельной энергетики. Необходимо ли России собственное двигателестроение? Каковы его перспективы?   

– Перспективы мы должны формировать сами. Независимость государства – сложное многоаспектное понятие. Оно включает в себя военный аспект, политический, экономический, продовольственный, а также аспект технологической независимости. Поэтому речь должна идти об экономически эффективном, качественном и разумном импортозамещении. Понятно, что существуют изделия судового машиностроения, зависимость которых от импортных комплектующих не сказывается ни на безопасности государства, ни на качестве жизни подавляющего большинства наших сограждан. Например, изделия судового машиностроения для прогулочных яхт. Принципиально иная ситуация, когда мы говорим о задачах технического обеспечения боевых кораблей. В зависимости от того, какой класс изделий мы проектируем, и должен решаться вопрос импортозамещения –  взвешенно и разумно.

– Каковы основные перспективные направления развития корабельной энергетики?

– Хочется особо выделить два, на мой взгляд, магистральных направления развития: во-первых, это цифровая интеллектуализация объектов судового машиностроения, во-вторых, это  "зеленая энергетика". Цифровая интеллектуализация связана с необходимостью повышения качества, точности и надежности функционирования энергетических установок, а второе направление – со снижением нагрузки на окружающую среду.

– Чем располагает отечественная промышленность в области систем управления энергетическими установками? На всех ли судах необходимы двигатели с большим количеством электроники? 

– Те требования, которые сейчас предъявляются к судовым энергетическим установкам и судовым машинам по надежности функционирования, точности поддержания параметров работы, возможностям самоконтроля и самодиагностики, безусловно, приводят к необходимости снабжения каждого элемента энергетической установки и всего комплекса этих элементов встраиваемыми вычислительными системами. Они основаны на бортовых процессорах, микроконтроллерах, которые в автоматическом режиме решают задачи измерения, контроля и управления. Причем, очень часто этот процесс управления необходимо проводить в условиях неполной измерительной информации, в сложных внештатных режимах. Поскольку существует множество объектов, параметров и принципов управления, ручной или частично автоматизированный способ управления не может обеспечить эффективного достижения результата. Отсюда возникает новая задача для вычислительных средств. 

В определенном смысле это вызов для отечественной электроники, но мы знаем предприятия и в Зеленограде, и в Воронеже, которые занимаются созданием отечественной электронной компонентной базы. И тут задача опять-таки в кооперации. Упомяну одну из научных работ коллектива нашего факультета – это разработка прототипа бортового процессора, снабженного аппаратными средствами искусственного интеллекта, основанного на логике человеческого мышления – Fuzzy-логике. 

У нас есть мысли о том, как это сделать, а у отечественных предприятий "Росэлектроники" есть технологические возможности довести производство такого процессора до массового, системного уровня. Задача сложная, долговременная, но, безусловно, необходимая. Пользуясь случаем, приглашаем все заинтересованные стороны к сотрудничеству.

– Каковы проблемы развития "зеленой энергетики", создания экологически чистых корабельных систем? 

– Задача защиты окружающей среды – сложнейшая задача. Понятно, что массовость использования разного рода двигателей и судовых машин делает ее исключительно актуальной. Речь идет о том, чтобы использовать системы с минимальной нагрузкой на окружающую среду, но проблема современного этапа развития зеленой энергетики в том, что очень часто смягчение воздействия рассматривается на каком-то одном участке жизненного цикла продукции. 

Если мы говорим про фотогальванические элементы, важно рассмотреть этап их производства, сопряженный с использованием большого количества достаточно вредных для окружающей среды веществ. Аналогичен вопрос использования аккумуляторов. На этапе их эксплуатации создается впечатление, что это достаточно чистая энергетика, но проблема утилизации аккумуляторов (в том числе их перспективных классов) тоже не проста. Задача развития и научных подходов, и технологий состоит в том, чтобы на всех этапах – от производства до утилизации объектов судового машиностроения – вред, наносимый окружающей среде, был бы минимален.

– Как сейчас организована государственная и отраслевая помощь университету? 

– Проблема содержания и развития университетского комплекса – это одна из сложных задач. Модернизация зданий, объектов, сооружений СПбГМТУ и вывод их на новый качественный уровень требуют постоянной поддержки, в том числе финансовой. Отрадно, что существуют программы государственной поддержки – в частности, с конца прошлого года вступила в действие программа стратегического академического лидерства "Приоритет 2030". СПбГМТУ является одним из победителей конкурсного отбора по этой программе. 

Государственное финансирование помогает модернизировать учебные аудитории и лаборатории, создавать комфортную атмосферу для сотрудников и студентов. Такие работы начались на факультете корабельной энергетики и автоматики и, я убеждён, будут успешно продолжаться.

Беседовал Александр Ивакин, выпускник Факультета корабельной энергетики и автоматики 2004 года.
Автор: Олег Гненной
Поделиться новостью
"Выборгский судостроительный завод", ПАО
Россия, Выборг+7(81378) 2-64-32
"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО
Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 600-52-60
"Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", АО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 373-28-00
"Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин”", АО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 713-51-32
"Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения", ЗАО Россия, Санкт-Петербург+7(812)640-10-51
"Адмиралтейские верфи", АО Россия, Санкт-Петербург+7 (812) 714-88-33
"Балтийский завод", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Россия, Москва+7 (495) 547-13-14


Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость