реклама

Чтоб и рыбку съесть, и от больших затрат не подавиться: как сделать рыбопромысловый флот энергоэффективным

Формируется вторая часть программы инвестиционных квот, рыбаки и судостроители проанализировали свои ошибки, выявили недостатки программы, и, получив первые суда, готовы заняться повышением качества нового флота путем внедрения различного оборудования. А разработчики, тем временем, уже готовы поделиться своими предложениями с рынком.

О том, как можно улучшить работу рыболовецких судов и увеличить их энергоэффективность, рассказали в компании ABB. Как компания с мировым именем будет задействована на российском рынке рыбопромышленности, нам рассказал Дмитрий Мелехин - руководитель по развитию российского подразделения "Морская промышленность" компании ABB".
Дмитрий Мелехин - руководитель по развитию российского подразделения "Морская промышленность" компании ABB" / Фото: Пресс-центр "ABB"

 - Как в ABB начали развивать направление поставок на рыбопромысловый флот? 

 - Год назад мы с вами беседовали о развитии наших технологий для основных сегментов судостроения. Тогда же мы кратко рассказали о планах по расширению нашего присутствия в ряде секторов, где пока что оно незначительно. Одно из таких направлений — оснащение рыбопромыслового флота. Наш интерес к нему связан с рядом специфических черт, присущих этой отрасли в ее нынешнем виде.

К примеру, до недавнего времени рыболовную отрасль представляли в основном небольшие компании, у которых не было серьезных финансовых резервов для строительства собственного флота. Но теперь, со вступлением в силу программы государственной поддержки и стимулирования развития рыболовной отрасли, в том числе инвестиционных квот, ситуация начала меняться. У рыбопромысловых компаний появились новые возможности, и сейчас целые серии судов строятся по всей стране.

 - На что в конечном итоге нацелены ваши решения для рыбаков? 

 - Напомню, что нашим фирменным продуктом является пропульсивный комплекс Azipod. При этом мы понимаем, что винторулевые колонки сейчас не будут интересны судовладельцам рыболовного флота. Да, у них есть ряд преимуществ, но, не будем скрывать, это дорогостоящее оборудование. Так что мы имеем ряд предложений, не связанных с пропульсией.

Для рыбаков важна энергоэффективность. И дело даже не в актуальной сегодня теме экологичности, это элементарный вопрос экономии. Судовладельцы стремятся к уменьшению потребления топлива. Особенностью рыболовных судов является их принцип работы в море. Если судно, работающее на линии, идет примерно с одной скоростью по всему маршруту и расходует примерно одинаковое количество топлива в течение всего рейса (мы не говорим о штормах и каких-то нестандартных ситуациях), то у рыбаков работа строится по-другому. У них достаточно неравномерный режим потребления мощности, что, например, негативно сказывается при работе главного двигателя на минимальной мощности, так как топлива  при этом потребляется больше, чем действительно необходимо.

 - Какие конкретно продукты вы представляете для этого рынка? 

 - Наши разработки для рыбопромыслового флота представлены двумя подразделениями ABB. Одно из них называется "ABB Турбокомпрессоры", занимающееся поставками компрессоров для различных отраслей промышленности, в том числе и для морской (решения подразделения применяются и на российских судах). Применение турбокомпрессоров существенно улучшает работу главного двигателя, снижая потребление топлива и количество вредных выбросов. Второе подразделение носит название "ABB Морская промышленность". Oно, естественно, уже знакомо участникам рынка. 

Итак, у нас есть три решения, актуальных для рыбаков. Первое – это система частотно-регулируемого потребления, направленная на более эффективное использование топлива и электроэнергии. Как вы знаете, на борту есть общие судовые потребители, к примеру, вентиляторы или насосы. Управление ими через такой частотно-регулируемый привод дает возможность изменения частоты вращения, что позволяет настроить оптимальный режим работы генератора. То есть в результате можно значительно сэкономить на потреблении топлива. Установка такого решения окупится за полтора-два года. Системой ЧРП оснащено уже более ста судов.

Второе направление базируется на применении валогенератора – электрической машины, которая может работать как в режиме двигателя, так и в режиме генератора. Когда рыболовное судно идет в режиме траления, скорость небольшая, главный двигатель работает на нижнем пределе, что крайне неэффективно, поскольку расход топлива при этом увеличивается. Но если двигатель начнет работать в режиме генератора, то он сразу возьмет на себя часть нагрузки, попутно вырабатывая электроэнергию для судовой сети. То есть если валогенератор начнет вырабатывать электроэнергию, потребление остальных дизель-генераторов уменьшится. Тем самым оптимизируется работа главного двигателя и в тоже время подпитывается общая судовая сеть. Второй режим предполагает работу валогенератора в качестве двигателя. Допустим, возникла ситуация, когда нужно увеличить мощность. Вместе с главным двигателем, на него можно передать энергодвижущую силу, которая передаст и увеличит мощность системы. Есть еще один нюанс — ABB для такого валогенератора также  предлагает использовать частотно-регулируемое управление. . Рыбаки прекрасно знают, что такое валогенератор. Но с генератором с частотным регулируемым приводом, я уверен, знакомы не все. Это решение уже внедрялось, но пока только на зарубежном флоте.



И третье решение — это общесудовая сеть малой мощности MicroGrid, которая предназначена для судов малого и среднего водоизмещения. Это система управления оптимизации судовыми потребителями для судов небольшой мощности. При помощи определенных конструктивных решений мы упрощаем как размещение некоторых видов оборудования, так и повышаем общую эффективность судна.
 
Система MicroGrid / Фото: Компания ABB


 - А все это как-то адаптируется именно для рыбаков?

 - Для электроэнергетической системы в принципе все равно, что является конечным потребителем. Для проектировщика данной системы главным является то, что именно нужно подавать и какие параметры задаются — мощность, частота, вид тока, возможность плавного пуска, избежание всякого рода бросков напряжения. Потребитель у электроэнергетической системы может быть любой. Наша задача – подстроиться.

На рыбопромысловых судах есть специфическое оборудование, например лебедка, которая может работать на разных, в том числе и невысоких оборотах и мощностях. И иногда при работе необходимо кратковременное значительное повышение мощности, то есть механизм тоже работает не в равномерном режиме, как и главный двигатель. Но там все равно не будет принципиальной разницы. Здесь также возможно рассмотреть применение частотно-регулируемого привода, конечно с учетом экономической целесообразности.

 - Вы следите за формированием второго этапа программы инвестиционных квот  и других форм поддержки? Как на потенциальных поставщиков она на вас влияет?

 - Косвенным образом это, конечно, и на нас сказывается, ведь от программы будет зависеть то, какие решения может себе позволить приобрести заказчик. 

 - А кто для вас больше интересен в качестве потенциального заказчика? Заводы-строители или судовладельцы?

 - Судовладельцы нам всегда интересны. С точки зрения логики, облик судна определяет судовладелец. Но он это делает  на основании сотрудничества с проектно-конструкторским бюро. Именно КБ обладает необходимым опытом и базой данных. Задача бюро – выдвинуть свои предложения судовладельцу и обосновать их, а заказчик судна уже принимает окончательное решение.
 
Валогенератор с переменной частотой вращения / Фото: Компания ABB

 - Но потенциально судовладелец может к вам подойти и расспросить про ваше оборудование?

 - Может, конечно, но судовладельцу нет необходимости  вдаваться в сложные технические тонкости. Вопросы задают проектанты, опираясь на конкретные требования заказчика. 

 - У ABB есть планы по открытию производства в России? Именно по морскому оборудованию.

 - Как вы знаете, ABB имеет множество промышленных направлений, не только по судостроению. И в России есть несколько производственных площадок, самая большая из них находится в Липецке. Но пока ни одна из них не связана с морским направлением.

В ближайшем будущем мы планируем локализовать и морской сегмент производства в России по одному из видов оборудования. И наше участие в сентябрьских выставках связано не только с демонстрацией наших решений, мы также ведем переговоры по локализации.

Материалы по теме: 

Как в Европе осваивают судоходство на водородном топливе?
Как ABB разбивает арктические льды

Обзор по рыбопромысловым судам
"ABB", Ltd Москва
+7(495)777-22-20



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Корабелка идет на верфи и заводы
20:21 , 19 Апреля 2024 / образование