Сегодня не требуются, а завтра не разыщешь
Как отмечает советник директора по научно-технической работе ООО "СЗ АНТЦ "Энергомонтаж" (СПб) Сергей Аристов, в отрасли появились все предпосылки, чтобы через несколько лет столкнуться с нехваткой специалистов в области неразрушающего контроля (дефектоскопистов). Подкреплены такие предположения аналитическим исследованием фактических данных, собираемых с 2021 г. СРО Ассоциацией "НАКС" (утверждена в качестве Центрального органа Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностике).

Какие тенденции сформировались? 1) Рост объема выпуска продукции машиностроения, в том числе судостроения. 2) Высокий средний возраст действующих специалистов неразрушающего контроля (НК); на ряде предприятий он достигает 55+ лет и выше. 3) Необходимость привлечения в профессию молодежи, обусловленное развитием новых, в том числе цифровых методов контроля, менее доступных к освоению специалистам старших возрастных групп. 4) Тридцатилетний тренд на сворачивание обучения специалистов неразрушающего контроля в системе учебных заведений СПО и ВПО. 5) Снижение престижа профессии дефектоскописта, на что указывает более низкий уровень заработной платы по сравнению с аналогичными по сложности и наукоёмкости профессиями промышленных предприятий.
Так, чтобы не оставаться в стороне от назревшей проблемы, "Корабел.ру" решил обратиться непосредственно на заводы, чтобы из первых уст разведать обстановку, а также рассказать об особенностях профессии дефектоскописта и привлечь к ней внимание.
Дефектоскопия – дело тонкое
В беседе приняли участие специалисты-руководители, отвечающие за неразрушающий контроль на заводе, с четырех предприятий: с Адмиралтейских верфей, "Северной верфи", Судостроительного завода "Вымпел", а также с Онежского ССЗ (входят в ОСК).
"Профессия дефектоскописта подойдет человеку с техническим складом ума, при этом он должен быть ответственным, внимательным к деталям, уметь анализировать полученные данные, постоянно обучаться, соблюдать все применимые стандарты. Очень важна практика. Чем ее больше, тем выше мастерство", – замечает начальник лаборатории неразрушающего контроля Адмиралтейских верфей Артем Прокопцив.
Также важны такие качества как аккуратность, физическая выносливость, стрессоустойчивость, терпение.

"Самый большой секрет – опыт. Наработанность и насмотренность. Со временем дефектоскопист уже на глаз способен определять не только качество сварного шва, но даже назвать специалиста, который его сделал. Порой говорят о каких-то "особых" приемах, но по сути всему в итоге можно научиться", – делится опытом исполняющий обязанности заместителя генерального директора по производственной системе и качеству ССЗ "Вымпел" Дмитрий Волков.
На каждом заводе стараются делиться опытом, перенимать знания у коллег, даже если не выстроена линия прямого взаимодействия. Всё-таки даже мастер без соответствующей среды может остановиться в своем развитии. Но там, где грамотно настроен профессиональный лифт, достигнуть высот не составит труда.
"В 2001 году я пришел на завод дефектоскопистом третьего разряда. Знание и опыт перенимал от уже работающих коллег. Дорос до шестого разряда. Без отрыва от производства получил высшее образование. С 2017 работал ведущим инженером. В 2024 возглавил лабораторию неразрушающего контроля", – приводит личный пример начальник лаборатории рентгено-гаммаграфирования "Северной верфи" Виктор Хамицевич.
Как один из способов профессионального роста на заводах используют и участие в конкурсах. Недавно, например, специалист капиллярного контроля Александра Медведева получила кубок победителя в региональном этапе конкурса "Дефектоскопист-2025". В апреле в Москве будет участвовать в финальном этапе.

"Дефектоскопист – важнейшая профессия, которая прежде всего спасает жизни людей, а уже потом дает обеспечение качественного производства. Добавлю, что очень важно продолжать обучать дефектоскопистов, ведь именно их опыт и знания так нужны сейчас на самых разных производствах. А ещё скажу, что в наше дело легко могут войти и девушки. Я на судостроительном заводе с 2013 года тружусь и горжусь этим", – делится впечатлениями дефектоскопист с Адмиралтейских верфей Александра Медведева.
А что делают на предприятии, если дефектоскопистом выявлен брак? Можно ли, например, поспорить и отстоять свой сварной шов? Правильный ответ – нет. Специалист неразрушающего контроля дает заключение, и в случае брака назначается дополнительный контроль, который может достигать 100 % протяженности сварного соединения. После шов выбирается и конструкция переваривается. В нестандартных ситуациях может подключиться весь конструкторский отдел.
"К вопросу о том, что важнее: правильно сварить или правильно проверить. Качественно проведенный контроль говорит о том, что получена достоверная информация о качестве сварного соединения. В свою очередь качественно сваренное соединение не потребует дополнительного контроля и соответственно дополнительных расходов, и срывов сроков", – подмечает начальник лаборатории рентгено-гаммаграфирования "Северной верфи" Виктор Хамицевич.
Цифра в дефектоскопии
Ни на одном из опрошенных заводов цифровые методы неразрушающего контроля не используются. На Адмиралтейских верфях рассматривают возможность приобретения оборудования для цифровой радиографии. На "Северной верфи" были бы не против усилить производство подобным оборудованием, а недавно там даже была проведена демонстрация комплекса цифровой радиографии. На ССЗ "Вымпел" также бы не отказались от появления высокоуровневой техники, как и на Онежском ССЗ, однако, как отметили на "Северной верфи", НК – консервативная сфера деятельности. Новые технологии здесь, конечно, появляются, вот только, как и в случае с цифровой радиографией, нормативная документация запаздывает, а, соответственно, запаздывает и внедрение новых методов неразрушающего контроля.

"В будущем, думаю, в работу дефектоскописта включится ИИ. Сейчас, например, в Москве апробируется схема, по которой снимок после рентгена оценивает не только специалист, но и нейросеть. Такое вполне может быть возможным и в нашем деле", – излагает мысль исполняющий обязанности заместителя генерального директора по производственной системе и качеству ССЗ "Вымпел" Дмитрий Волков.
"Однако опыт и экспертиза специалиста останутся ключевыми в области неразрушающего контроля. Любое оборудование, даже высокотехнологичное, предполагает, что им будет управлять человек", – подчеркивает начальник лаборатории неразрушающего контроля Адмиралтейских верфей Артем Прокопцив.
Ключевой, кадровый вопрос
Так, а всё-таки, хватает ли сегодня дефектоскопистов на предприятиях? Требуются ли свежие силы?
На "Северной верфи" на данный момент свободных вакансий нет, однако на заводе готовы взять в лабораторию двух ведущих инженеров-дефектоскопистов, и их действительно там ждут. На Адмиралтейских верфях совместно с управлением по работе с персоналом и управлением по оплате труда и социальному развитию как раз решают вопросы привлечения молодых специалистов-дефектоскопистов. На Онежском ССЗ острый дефицит кадров. ССЗ "Вымпел" – пример оригинального решения пополнения предприятия специалистами неразрушающего контроля. Здесь практикуется совмещение, когда мастер ОТК обучается, например, ультразвуковому контролю, и таким образом завод получает нового специалиста, а специалист прибавку к зарплате.
"О ценности труда дефектоскописта. С развитием технологий неразрушающий контроль стал более доступным. Например, сварщики теперь могут самостоятельно выполнять капиллярный контроль благодаря простоте методики. Однако сложные методы, такие как рентгенография или ультразвуковой контроль, требуют глубоких знаний и опыта, что делает профильных специалистов незаменимыми. Их работа повышает качество продукции. Сегодня существует множество образовательных учреждений и курсов, где можно получить соответствующую подготовку, это открывает возможности для повышения квалификации специалистов", – разъясняет исполняющий обязанности заместителя генерального директора по производственной системе и качеству ССЗ "Вымпел" Дмитрий Волков.
"Хороший дефектоскопист – это человек, которому уже за 40 лет и стажа у него в этой сфере более 10 лет. Молодым людям эта профессия не интересна из-за сложности, больших объемов информации. В профессию приходят уже зрелые люди, как правило, работающие на производстве и которые хотят что-то изменить в производственной цепочке, улучшить её", – подсвечивает важный факт начальник отдела технического контроля АО "ОССЗ" Александр Германов.
Учиться есть где, было бы желание
Огромную работу по поддержанию интереса к профессии дефектоскописта проводит СЗ АНТЦ "Энергомонтаж". Благодаря их непрерывной деятельности в течение пяти лет по возрождению конкурса среди специалистов неразрушающего контроля, по привлечению внимания к профессии работодателей, структур регионального государственного управления в системе СПО Санкт-Петербурга вновь появилась обучение по профессии 15.01.36 "Дефектоскопист". Речь идёт об Автомеханическом колледже, Охтинском колледже и о Тихвинском промышленно-технологическом техникуме им. Е.И. Лебедева. Здесь "Корабел.ру" абсолютно согласен с ООО "СЗ АНТЦ "Энергомонтаж" и их статистическими выкладками. Действительно, если не позаботиться о пополнении кадров этой профессии сейчас, то в будущем вполне возможно столкнуться с их дефицитом, пусть в первом приближении это может казаться не очевидным. Так, например, в августе 2023 года директор ЛМЗ АО "Силовые машины" Николай Бабаков, встретившись на одном из мероприятий конкурса с директором Автомеханического колледжа Родионом Лучковским, который после более чем тридцатилетнего перерыва заканчивал набор и в сентябре начинал обучение дефектоскопистов, сразу предложили студентам проходить практику именно у них, а, желательно, и на работу остаться. Хотя и в текущем моменте на предприятии даже свободных вакансий не было.

Одновременно с этим нужно сказать, что срез по четырем заводам показал, что дефектоскописты на предприятиях не заброшены, о них заботятся, в том числе о повышении квалификации сотрудников путем прохождения ежегодной аттестации; заводы стараются обеспечивать сотрудников современным и качественным оборудованием. Карьерный рост возможен, обусловлен в первую очередь спецификой компании.
А на этом наш краткий обзор, посвященный дефектоскопистам подходит к концу. Выражаем благодарность судостроительным заводам, благодаря которым получился этот материал и желаем всем специалистам неразрушающего контроля интересной работы, высокой зарплаты и карьерного роста.