реклама

Батискаф достали без секретов

0 470 4 мин
Спасение батискафа «Приз» обошлось Великобритании примерно в £205 тыс. Как именно поднимали со дна Тихого океана затонувший батискаф, рассказали британские дипломаты. Они заверили, что обороноспособность России от участия в операции иностранцев не пострадала.

Представители Великобритании рассказали, как проходила операция по спасению российского батискафа АС-28, застрявшего 4 августа 2005 года на глубине 200 метров в Тихом океане. Как сообщил в четверг военно-морской атташе посольства Великобритании в России Джонатан Холлоуэй, несмотря на довольно слаженные действия российской и английской команд, без проблем не обошлось.

«О том, что произошло, я впервые узнал, когда приехал в офис, в 9 часов утра в пятницу. Я позвонил дежурному офицеру в штабе-квартире ВМФ Великобритании и рассказал об аварии. Почти сразу же там начали оценку того, можем ли мы помочь морякам, и как это сделать, — рассказал Холлоуэй. — Буквально за 3 часа в штаб-квартире разработали план. Мне позвонили из Великобритании и сказали, что мы сможем помочь с помощью аппарата Scorpio, который нужно доставить на Камчатку самолетом С-17. По расчетам, он должен был вылететь из Великобритании в субботу, в 2 часа ночи по московскому времени».

После этого между посольством Великобритании и ВМФ России была заключена договоренность о помощи, и Холлоуэй вылетел на Камчатку, чтобы следить за ходом операции. Тем временем в Великобритании была собрана команда, и аппарат Scorpio, а также остальное необходимое оборудование погрузили на самолет. Около 23.15 мск самолет C-17 вылетел из аэропорта Прествик в Глазго. Около 9.20 мск он приземлился в аэропорту Елизово на Камчатке. Для британских спасателей была введена упрощенная процедура таможни, и через 20-30 минут они были готовы начать перегрузку оборудования на машину, чтобы доставить его в порт. На этом этапе возникла первая проблема.
Оказалось, что в Елизово нет погрузчика K-loader, необходимого для того, чтобы достать аппарат из самолета.

В течение часа руководство аэропорта вместе с британскими спасателями пыталось решить эту проблему, однако сгрузить тяжелый Scorpio не удавалось. Спасли ситуацию предусмотрительные американцы. «К счастью, в 11.15 мск на Камчатку прилетел американский самолет С-5, на котором был этот погрузчик. Примерно к 14.00 мск удалось перегрузить аппарат на машину, и наша команда вместе с оборудованием отправилась в порт», — рассказал Холлоуэй.
Но в порту возникла еще одна проблема.

«Scorpio тяжелый, и чтобы доставить его на место, необходимо было укрепить судно, — рассказал атташе. — На это ушло еще 3-4 часа».

Около 18.40 мск судно Тихоокеанского флота КИЛ-27 с аппаратом Scorpio вышло из порта Петропавловска-Камчатского к месту проведения операции по спасению батискафа в бухте Березовая. Пока судно плыло к месту аварии, британская команда вместе с российскими спасателями подготовила все оборудование. А капитан ВМФ Подкопаев рассказал британским спасателям о том, что произошло с лодкой, и где она находится. «Он показал нам рисунки, фотографии и съемки со дна в районе аварии. Без такого инструктажа нам было бы очень трудно что-то сделать», — рассказал Холлоуэй. Около 1.00 мск судно прибыло к месту аварии и стало швартоваться. Это необходимо было сделать очень тщательно, так, чтобы оно стояло на месте. «Наши российские коллеги помогли нам швартоваться между двумя российскими судами, и в 2.00 мск Scorpio начал опускаться в море», — сообщил атташе.
Аппарат очень быстро нашел лодку и обнаружил рыболовную сеть, которая обмоталась вокруг вентиля и зацепилась за корпус. Сеть резали в течение примерно 5 часов.

Но в самом конце операции возникла еще одна проблема. Около 6.30 утра мск, уже после того, как был разрезан последний трос, в носовой части батискафа обнаружился кусок рыболовецкой сети. Однако освободить субмарину от нее сразу не удалось: сломался манипулятор Scorpio, и аппарат пришлось поднимать на поверхность. Правда, для устранения неисправности английским спасателям понадобилось всего 10-15 минут.
«Последний трос мы разрезали около 7.00 утра мск, и экипажу была дана команда на всплытие», — рассказал Холлоуэй.

По его словам, операция стала успешной благодаря тесному сотрудничеству российского и британского военно-морского флота. «Это был вопрос скорости. Ее смогли обеспечить и английская и российская сторона, — заметил атташе. — Второй важный пункт — это взаимопонимание, и оно было на высоком уровне. Вообще это был блестящий пример международного военного сотрудничества».

С британским дипломатом согласны и другие специалисты, которые добавляют, что, когда тонула атомная подводная лодка «Курск», такого взаимопонимания и сотрудничества не было. «Во время эпопеи с "Курском" действительно возникали как политические проблемы, так и масса других трудностей. В то время наши отношения с российской стороной были не очень благоприятными. Потом мы по разным поводам сотрудничали с российским флотом, и в результате у нас сложились дружеские связи. На этот раз трудностей не возникало, и отношение к нам русских было самым благожелательным», — рассказал «Московским новостям» исполнительный директор компании James Fisher Rumic, которой принадлежит Scorpio, Роджер Чапман.
Кстати, на этот раз России даже не пришлось платить за иностранную помощь. По словам Холлоуэя, затраты британской стороны на операцию составили, по предварительным подсчетам, около £205 тыс.

«У нас действует правило: тот, кто приходит на помощь, тот за нее и платит», — заявил атташе по вопросам обороны посольства Великобритании бригадный генерал Уилс Меткалф. За транспортировку оборудования и перелет самолета Си-17 заплатят, по его словам, Королевские военно-воздушные силы, а за использование оборудования, в частности, аппарата Scorpio — Королевские военно-морские силы.
По словам Холлоуэя, обороноспособность России не пострадала от участия в спасательной операции иностранных специалистов.

«Министр обороны России Михаил Иванов сказал в понедельник на пресс-конференции, что у России был выбор между секретностью и спасением экипажа, но выбрано было второе, — заявил Холлоуэй. — Россия была с нами открыта, нам показали рисунки и съемки со дна. Я видел там какую-то антенну, но я не знаю, что это за антенна. Не стоит беспокоиться», — пошутил атташе, добавив, что аппарат Scorpio проводил съемку во время операции, и по ее окончании копия видеозаписи была предоставлена российской стороне.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости