Цех технологической комплектации № 6, участок входного контроля
Знакомство с предприятием начнем с цеха технологической комплектации № 6. Специалисты цеха обеспечивают приём, контроль, учёт и хранение кабельной продукции, электрооборудования, материалов и комплектующих. Здесь выполняют работы по зарядке электрооборудования, изготавливают и монтируют оптоволоконные линии связи, комплектуют и готовят кабельные изделия к установке.

Производственный процесс в цехе начинается с участка входного контроля. Специалисты проверяют качество всей поступающей продукции.

"Кабель – кровеносная система любого корабля и судна, и его качество имеет очень большое значение. Мы выполняем визуальный контроль кабеля, при
помощи специального оборудования проводим проверку на сопротивление, целостность жил, отсутствие повреждений. Затем кабель наматывается на специальные металлические барабаны для хранения и транспортировки", – рассказывает руководитель цеха № 6 Григорий Коробочкин.
Отметим, оборудование для перемотки кабеля разработано и создано собственными силами работников цеха № 6. Ежемесячно на нём перематывается от 200 до 400 километров кабеля.

"Наша главная задача – проверить всю кабельную продукцию и не допустить брак в производство. Работаем на участке в две смены по шесть человек. Для многих молодых сотрудников наш участок становится стартом в карьере", – объясняет особенности работы электромонтажник судовой Виктор Михайлов, стаж в профессии порядка 40 лет.
Вся информация о ходе выполнения производственного плана, штатное расписание, лист фиксации проблем и ключевые показатели внедрения производственной системы представлены для ознакомления на стенде начальника участка.

Участок технологической комплектации
После проверки кабель поступает на участок технологической комплектации, где его нарезают на отрезки необходимой длины и готовят к отправке на заказ: строящиеся или ремонтируемые корабли.

На участке установлен мостовой кран для перемещения барабанов и станок для намотки, также разработанный силами сотрудников предприятия.

"В этом цехе работаю с июля 2019 года. Коллектив хороший, инструментом и рабочей одеждой обеспечены, зарплата устраивает. Ближайшее время собираюсь вновь переходить на заказ, на котором мы прокладываем кабель. Касательно перспектив и профессионального роста скажу, что все зависит от того, как зарекомендуешь себя. Будешь стараться, давать качество – повышение не за горами", – делится впечатлениями электромонтажник судовой третьего разряда Артем Ляпунов.
Аналогичные по задачам, но значительно меньшие по масштабам участки технологической комплектации есть в филиалах СПО "Арктика" в Санкт-Петербурге, Калининграде и Мурманске.
Одно из традиционных направлений работы СПО "Арктика" – изготовление светотехнического судового оборудования. На стенде в цехе № 6 можно оценить ассортимент и варианты технического исполнения светильников.

Участок нестандартного оборудования
Здесь изготавливаются барабаны для кабеля, сейфы, стеллажи, элементы вентиляционных систем.

6 человек, работающих на участке, обеспечивают необходимым оборудованием как головное предприятие, так и филиалы СПО "Арктика" по всей стране.

Склад, победивший на ВДНХ
Отдельного внимания на производстве заслуживает центральный склад длиной более 100 м, построенный здесь ещё в советское время и победивший некогда на выставке ВДНХ как самый технологичный.

Между стройных металлических рядов, достающих практически до потолка, ходят штабелеры – специальные машины, захватывающие барабаны с кабелем и размещающие их по ячейкам. Цех № 6 – самый большой механизированный производственно-складской комплекс в судостроительной отрасли. Над его созданием работал целый НИИ по нормированию и механизации, поэтому весь рабочий процесс здесь организован с максимальной эффективностью.

Информация о том, какой кабель размещён в какой ячейке и в каком количестве, заносится в единую систему цифровой диспетчеризации. Она позволяет отслеживать перемещение кабеля от этапа входного контроля до монтажа на заказе. Цех № 6 – один из самых технологичных в СПО "Арктика", в планах руководства – его дальнейшая автоматизация, что позволит освободить рабочие руки, необходимые на других участках.

Весь кабель, попадающий на склад, считается качественным и готовым к использованию.
"Еще один интересный факт: в советское время ввиду стремления к унификации было довольно-таки немного вариантов маркосечений, не более 400–500. Сейчас же в связи с новыми технологиями и требованиями мы бы вполне могли насчитать свыше 25 000 маркосечений. Такие вот изменения. К вопросу о том, для кого столько кабеля требуется. Мы обеспечиваем им заказы на Севмаше и ЦС "Звездочка", а также строящиеся гражданские суда", – добавляет начальник цеха № 6 Григорий Коробочкин.
Из учебного класса в субмарину!
В России есть всего несколько учебных организаций, готовящих судовых электромонтажников.

Чтобы обеспечить производство кадрами, СПО "Арктика" создало на базе цеха № 6 учебные классы, где студенты профильных образовательных учреждений изучают основы профессии.

Здесь же любой желающий может пройти ускоренные курсы и получить востребованную специальность и гарантированное трудоустройство.

В курс входит 20 занятий: часть посвящена внутреннему монтажу, часть – внешнему, есть теория и практика. Те, кто успешно освоил пайку, в дальнейшем специализируются на внутреннем электромонтаже. Остальные нарабатывают опыт и выполняют внешний электромонтаж

"По выпуску ребята должны уметь затягивать кабель на заказе, закреплять трассы, разделять кабель, заводить в приборы, уплотнять сальниковые вводы,
делать защитное оконцевание, пользоваться различным инструментом. Будет отлично, если они также смогут паять. А пока учатся, получают весьма приличную стипендию в размере 45 000 рублей", – улыбаясь, рассказывает заслуженный ветеран АО "СПО "Арктика", мастер производственного обучения Василий Плотников.

Практические занятия по пайке проходят не только в классе, но и в учебном модуле, имитирующем отсек подводной лодки. Затяжка кабеля, монтаж и подключение оборудования проходят здесь в условиях, максимально приближенным к реальным.

Так что студенты проверяют не только качество полученных знаний и умений, но и свою готовность к сложному и тяжёлому труду на заказе.

Аналогичные учебные модули есть в филиалах предприятия в Мурманске и Санкт-Петербурге. А благодаря созданному в 2024 г. передвижному учебному модулю навыки судового электромонтажа могут осваивать студенты профильных специальностей в любом учебном заведении региона.
Центральная заводская лаборатория
В этом подразделении СПО "Арктика" продукция предприятия проходит полный цикл испытаний. К примеру, камера климатических испытаний позволяет создавать критические условия эксплуатации, проверить изделие на устойчивость к температурам от -80 до +120 °C. В других камерах проводятся испытания на герметичность, устойчивость к песку, пыли и соляному туману.

"Наша лаборатория также работает и со сторонними заказчиками. Мы предоставляем широкий спектр услуг по испытаниям изделий на соответствие военным стандартам, а также стандартам Российского морского регистра судоходства и Российского классификационного общества", – говорит заместитель начальника центральной заводской лаборатории Дмитрий Шаров.
Электромеханический цех № 3
Цех производит изделия судовой электротехники: электрораспределительные устройства, щиты, пульты управления и сигнализации, судовые светильники и разъёмы, электромагниты и другую продукцию. Коллектив цеха, отметивший в 2023 г. 60-летие, насчитывает более 300 человек.

Сборка разделена между участками: электромонтажник-схемщик паяет, электромонтажник судовой устанавливает автоматы и делает окончательную сборку, инженер по наладке проводит окончательные испытания.

Работа идёт без остановки.

"Один щит собирается в течение одной смены. А за месяц участок может выпускать более 100 щитов. Работа непростая, но интересная. Оплата труда – сдельная, поэтому зарплата работника зависит от выработки. Ну а коллектив у нас отличный: доброжелательный и ответственный", – говорит заместитель начальника цеха № 3 Дмитрий Холостов.

На участке очистки деталей в цехе №3 применяются пескоструйные камеры, где металлические детали очищают от ржавчины, краски и старого гальванического покрытия перед дальнейшей обработкой.

"Процесс очистки следующий. Оператор заводит руки в специальные рукава, берет шланг и подает воздух с очищающим составом на деталь. Вращается барабан – деталь обрабатывается со всех сторон. Образовавшаяся пыль высасывается и отправляется через очистные сооружения на ПГУ, сохранивший целостность состав используется повторно", – объясняет принцип работы машин старший мастер гальванического участка цеха №3 Евгений Тюкин.

О работе других цехов и подразделений АО "СПО "Арктика" мы обязательно расскажем в следующих наших репортажах.
Беседовала: Виктория Корабеловна
Подготовил текст: Петр Щеголихин