Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

"Академик Пашин" - долгожданный танкер для Северного флота

Флот: AKADEMIK PASHIN
- A + КомментарииПрочитано 3601 раз   |
"Академик Пашин" - новостей об этом танкере много, но полной информации о нем практически не найти в мировой сети. Мы решили собрать всю доступную информацию и рассказать об этом вспомогательном судне - какие задачи оно может выполнять и почему так необходимо ВМФ.
В конце 2019 года в состав вспомогательного флота ВМФ России планируется ввести новое судно обеспечения - танкер "Академик Пашин" проекта 23130, разработанного конструкторским бюро "Спецсудопроект". Его строительство ведется на Невском судостроительно-судоремонтном заводе под Санкт-Петербургом с 2014 года. Танкер является самым крупным судном за всю историю предприятия и назван в честь выдающегося отечественного инженера-кораблестроителя, Героя России, академика РАН Валентина Михайловича Пашина, более 20 лет возглавлявшего ЦНИИ имени А.Н. Крылова.
 
Танкер "Академик Пашин" / форум "Авиабаза"

Уникальный "Академик Пашин" 

Уникальность танкера в том, что он способен без швартовки к другому кораблю/судну передавать или принимать несколько видов жидких грузов: дизельное топливо, мазут, керосин, масло, воду, а также осуществлять прием, хранение, транспортировку и передачу сухих грузов (продовольствия, шкиперского и технического имущества) с помощью системы траверзной передачи грузов в море. Функциональные возможности танкера позволят ему выдавать горючее одновременно трем судам, идущим от него на расстоянии от 50 до 100 метров на левый/правый борт или кильватерным способом.
 
Танкер "Академик Пашин" / форум "Авиабаза"

Говоря про этот танкер, необходимо употребить слово "первый". "Академик Пашин" - первый за несколько десятилетий танкер, который построен для Военно-морского флота России. Он не дотягивает до больших морских танкеров проекта 1559В, но возможности его близки к ним. Новый танкер, как уже говорилось, способен принимать, хранить, транспортировать и передавать жидкие грузы: дизельное топливо, мазут, керосин, моторные масла, воды, а также сухие грузы: продовольствие, шкиперское и техническое имущество. Танкер оборудован устройствами для передачи жидких и сухих грузов на корабли и суда в море на ходу.

Если говорить о самых крупных флотских танкерах, то сегодня это старички проекта 1559В тип "Борис Чиликин". В составе ВМФ осталось четыре судна этого типа: североморец "Сергей Осипов", черноморец "Иван Бубнов", тихоокеанец "Борис Бутома" и еще один североморец, которому не повезло - готовящийся к распилке "Генрих Гасанов". По данным на 22 августа 2019 год, он находится на базе судов вспомогательного флота КСФ в Мурманске. Именно около него сегодня пришвартован "Академик Пашин".

Самый молодой представитель проекта 1559В построен в 1978 году, что говорит, даже кричит о том, что им срочно необходима замена. И такой заменой могут стать суда типа "Академик Пашин". Плохая новость в том, что он всего один. Есть информация о строительстве модифицированной серии на заводе "Залив" в Крыму, но про это упомянем в конце материала. 
 
Танкер "Академик Пашин" / форум "Авиабаза"

Вернемся к "Академику Пашину". То, что первый танкер отправляется служить на Северный флот, не случайно. Освоение Арктики является гарантией независимости России в будущем, поэтому для защиты нацинтересов Минобороны проводит программу освоения Арктики. В ее рамках Северный флот уже получил два новейших крупных вспомогательных судна: первый за почти полвека новый ледокол – "Илья Муромец", судно тылового обеспечения "Эльбрус" и другую, уже "мелкокалиберную" технику. В скором времени к ним присоединится танкер "Академик Пашин", который уже завершает госиспытания. 
 
Танкер "Академик Пашин" / форум "Авиабаза"

Характеристики

"Академик Пашин" представляет собой средний морской танкер, стальной, однопалубный, с бульбовой носовой и транцевой кормовой оконечностью, с надстройками бака и юта, с двойным корпусом в районе грузовых танков, с грузовым трюмом в средней части, с кормовым расположением жилой надстройки и машинного отделения, с дизельной одновальной пропульсивной установкой, с носовым подруливающим устройством, с категорией ледового усиления "Arc 4". Жилые помещения для экипажа и пассажиров, а также служебные помещения располагаются в кормовой жилой рубке. Общее количество мест на судне – 36, но существует директива на увеличение. 

Длина танкера – 130 метров, ширина – около 21 метра, максимальная скорость хода – 16 узлов. Автономность – 60 суток. Экипаж – 24 человека.
 
Схема танкера "Академик Пашин" / "Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО

В качестве главных двигателей установлены дизели "Вяртсиля", среднеоборотные, четырехтактные, нереверсивные, с водяным охлаждением, газотурбинным наддувом, простого действия, промежуточным охлаждением надувочного воздуха с максимальной длительной мощностью не менее 4640 кВт.
 
Танкер "Академик Пашин" / форум "Авиабаза"

Для передачи на корабли и суда грузов на ходу в море установлены устройства для передачи жидких, сухих грузов и людей:
  • Устройство для передачи жидких грузов траверзным способом имеет возможность передачи мазута, дизельного топлива, авиационного топлива, масла, пресной воды. Пропускная способность устройства около 400-600 тонн/ч. Предусмотрена возможность одновременной передачи грузов с двух бортов.
  • Устройство для передачи сухих грузов и людей траверзным способом, грузоподъемностью до 2 тонн.
  • Устройство для передачи жидких грузов кильватерным способом.
Краткая хронология испытаний

К программе испытаний танкер приступил в прошлом году, начав их в Ладожском озере, продолжив в Балтике. А затем, в июле 2019 года прибыл в Мурманск. Во время перехода танкер развил скорость свыше 16 узлов. 

17 мая 2018 (Ладога) - Начало заводских ходовых испытаний на Ладожском озере. 
11 сентября 2018 (Кронштадт) - Танкер отбуксирован в Кронштадт для соответствующего дооборудования и испытаний.
29 сентября 2018 (Кронштадт) - Начат второй этап заводских ходовых испытаний.
03-06 октября 2018 (Балтийск) - Переход из Кронштадта в Балтийск.
10-11 октября 2018 (Балтика) - Первые пробы передачи грузов на ходу с БДК "Иван Грен" и танкером "Кола".
16-17 января 2019 (Балтика) - Передача грузов на "Юрия Иванова".
26-27 января 2019 (Балтика) - Работа с вертолетом К-27 в рамках ЗХИ.
28 января 2019 (Балтика) - Начало летных испытаний, в ходе которых вертолетчики Балфлота доставили различные виды грузов на палубу судна. 
20 марта 2019 (Балтика) - Первый выход в море на госиспытания.
4 июля 2019 (Балтика) - В ходе ходовых испытаний танкера была проведена заправка на ходу фрегата "Адмирал флота Касатонов". Как отметил экипаж, погодные условия также помогли провести новую для экипажа операцию в штатном режиме.
6 июля 2019 (Балтика) - Танкер завершил этап летных испытаний. 
22 июля 2019 (Мурманск) - Танкер завершил переход из Балтийска в Мурманск.
18 августа (Баренцево море) - Отработка бункеровки на ходу трех кораблей одновременно.  В ходе испытаний танкер успешно передал жидкие грузы на три корабля одновременно, сухие грузы, а так же манекен человека.
По данным на 19 августа, танкер находился в порту Мурманска.
 
Танкер "Академик Пашин" / форум "Авиабаза"

Отзывы

К сожалению, получить отзывы об этом танкере оказалось затруднительно, так как практически все время он находится на испытаниях. По словам экипажа, есть небольшие недоработки, но они будут исправлены перед передачей корабля вспомогательному флоту ВМФ РФ. Есть и положительные отзывы. Экипаж хвалит дизели от "Вяртсиля" и пропульсивную систему с ВРШ, благодаря которой у судна отличная маневренность, приемлемая скорость и хорошая остойчивость на волнении.
 
Танкер "Академик Пашин" / форум "Авиабаза"

Будущее

И теперь самый интересный момент - будущее проекта. Как уже было выше сказано, "Академик Пашин" единственный представитель проекта 23130. Но в другой части России, в Крыму, на заводе "Залив", строят двух представителей модифицированного проекта 23131.

Последняя официальная информация об их постройке была опубликована на сайте "Залива" 31 октября 2018 года. По информации с сайта, к моменту публикации было завершено формирование корпусов и надстройки заказов, установлено все необходимое приварное насыщение, погружено оборудование, выполняется подготовка к сдаче корпусов под электромонтаж. Все производственные этапы соответствуют срокам, оговоренным с заказчиком. Как уже становится понятно, сроки сдачи переносились, и об этом в релизе тоже была пара слов, причины задержки имеют объективный характер - энергетическая блокада Крыма, оказавшая существенное влияние на выполнение производственных планов и задач.

По состоянию постройки этих танкеров будем уточнять информацию, но на открытой площадке предприятия по гугл-картам их обнаружено не было.
Поделиться новостью
"Невский судостроительно-судоремонтный завод", ООО Россия, Шлиссельбург+7(812)335-25-60, +7(812)335-25-70
"Спецсудопроект", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)340-01-12, +7(812)340-01-20, +7(812)340-01-23
"Вяртсиля Восток", ООО Россия, Санкт-Петербург+7(812)448-32-48

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость