780-й РЗТСК - завод, без которого не обойдется наш флот

- A + Автор: Кирилл Воловик КомментарииПрочитано 830 раз   |
Обороноспособность нашей страны растет. Выполняется гособоронзаказ, новые корабли ежегодно пополняют составы всех флотов. Сегодня ВМФ России насчитывает около 300 единиц подлодок и надводных кораблей. Все это необходимо регулярно ремонтировать. Уже 50 лет ремонтом штурманского оборудования всего ВМФ занимается АО "780-й Ремонтный завод технических средств кораблевождения". Накануне юбилея мы поговорили с генеральным директором предприятия Вячеславом Шевцовым о переходе завода "под крыло" "Ростеха", о рынке и работе на гражданском рынке.
Краткая историческая справка:
780-й РЗТСК был создан в 1969 году в городе Ломоносове (бывший Ораниенбаум) в историческом здании бывшей Офицерской стрелковой школы, где с середины позапрошлого века обучались офицеры российской армии и работали известные конструкторы-оружейники - Василий Дягтерев, Федор Токарев, Сергей Мосин. Сегодня это одно из градообразующих предприятий Ломоносова.


- Вячеслав Евгеньевич, ваше предприятие в этом году празднует юбилей. Расскажите о заводе и основных видах деятельности.

- Да, все верно. В этом году, 16 мая 780-му ремонтному заводу технических средств кораблевождения исполняется 50 лет. Предприятие на рынке услуг по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов ВМФ является единственным по направлению ремонта штурманского вооружения. Сейчас начинает развиваться наше второе направление — изготовление средств навигационного оборудования, которые обеспечивают безопасность мореплавания.
 
Вячеслав Шевцов, генеральный директор 780-го ремонтного завода технических средств кораблевождения / Корабел.ру

Сегодня основным акционером нашего завода является акционерное общество "Ремвооружение". С лета 2018 года предприятие входит в госкорпорацию "Ростех". Наш завод имеет семь ремонтных центров в непосредственной близости от военно-морских баз, где находятся корабли и суда ВМФ. Центры функционируют и выполняют основную задачу – оперативный ремонт и поддержка боевой готовности кораблей и судов.

780-й РЗТСК участвует в различных международных конференциях, взаимодействует с международной ассоциацией маячных служб, представители предприятия неоднократно посещали конференции в Монако.

- Ваш завод имеет интересный профиль. Кто работает на предприятии и сколько человек насчитывает на сегодня? Каков средний возраст специалистов?

- За последний год предприятие начало омолаживаться. Средний возраст сотрудников составляет 45 лет. Сейчас на заводе трудится более 200 специалистов.

В основном у нас работают специалисты технической направленности. Это техники, регулировщики, это непосредственно те, кто занимается ремонтом сложнейшей военной аппаратуры, обеспечивая ее безаварийность. Хочу подчеркнуть, что наши сотрудники имеют высокую квалификацию и профессионализм. К примеру, они участвовали в подготовке и ремонте кораблей, участвующих в важных операциях в дальней морской зоне. Специалисты завода участвуют в испытаниях строящихся кораблей на заводах России.

Компетенции наших сотрудников охватывают ремонт не только надводных кораблей, но и подлодок. В основном это "Варшавянки", но с атомными подводными лодками мы тоже работаем. Хотелось бы заметить, что наши специалисты участвуют в подготовке кораблей и судов к празднованию дня ВМФ. Это называется оперативный вид ремонта. Для этого мы выделяем 10% из общего бюджета.

В настоящий момент развивается направление по разработке, изготовлению и поставки средств навигационного оборудования в Крым.

- С первого взгляда кажется, что вы работаете только с Минобороны России. Поправьте, если это не так.

- В целом, вы правы. Все же основным нашим заказчиком выступает Министерство обороны. Однако время идет, ориентиры меняются. Теперь среди наших партнеров числятся такие гиганты как ОСК, Росморпорт, "Роснефть". Мы сотрудничаем с КБ и институтами — с ЦМКБ "Алмаз", Невским ПКБ, 51-м ЦКТИС. Также к нашему предприятию проявляют интерес за рубежом. Это Индия, Вьетнам, Алжир. Это те страны, которым Советский Союз и Россия поставляли корабли. Ведь сейчас актуален вопрос по ремонту этих кораблей. Поэтому кто, если не мы?
 
780-й ремонтный завод технических средств кораблевождения / Корабел.ру

- Расскажите, какое навигационное оборудование вы ремонтируете?

- Мы ремонтируем те комплексы, те приборы, технические средства кораблевождения, которые обеспечивают безопасность мореплавания кораблей, определяют их места в океане и в море, а также влияют на точностные характеристики стрельб и вооружения.

Наше предприятие идет в ногу со временем, участвует в различных конференциях, старается обучаться у производителей продукции, получая сертификаты, чтобы в дальнейшем мы могли эти изделия ремонтировать. Уникальность 780-го РЗТСК заключается в собственных технических центрах, которые находятся в непосредственной близости к важным объектам. Многим организациям, поставляющим свою продукцию, невыгодно ездить по всей стране. Им проще заказать наши услуги на ремонт и установку в центрах.

Во всех центрах у нас сконцентрированы сервисные бригады. Это совершенно уникальные специалисты, которые могут работать только с каким-то одним видом аппаратуры. Причем вне зависимости от того, в каком центре находится специалист, мы готовы оказывать услуги. Организовываем перелет из любых точек страны. Это не догма — находишься на севере и там ремонтируешь. Наоборот, наш завод с центрами выступает как единое целое. Соответственно, основной нашей задачей является быстро и качественно отремонтировать корабль и отправить на боевую службу.

В настоящее время мы занимаемся поставкой фонарей ФЭН-90, ФЭН-90МЛ, ФЭНСС-300, есть фонари с мониторингом, обеспечивающих информацией о местоположении кораблей и судов, работоспособность и прочие данные. Помимо этого, поставляем буи пластиковые, металлические, а также маневренные навигационные знаки, которые обеспечивают высадку десанта на побережье. Они являются дневным и ночным ориентиром с дальностью распознавания до 5 миль.

- Это ваши разработки? И все они имеют необходимые лицензии и сертификаты?

- Да. Это исключительно нами разработанная продукция. Замечу, что сейчас ведутся работы по производству изделий для коммерческих организаций, непосредственно для речников, которые высказали свою заинтересованность в сотрудничестве. Нам в этом помогает ориентироваться "Росмпорпорт" — он предоставляет те характеристики, которые требуются при разработке подобных изделий.

Наше предприятие имеет все соответствующие лицензии на ремонт, на изготовление, а также РМРС, РРР и лицензию ФСБ.
 
780-й ремонтный завод технических средств кораблевождения / Корабел.ру

- Все-таки вы больше ориентированы на ВМФ и Минобороны. Как строится ваше сотрудничество с министерством? Сколько процентов из общего портфеля заказа занимает гражданская продукция?

- В январе заводом был подписан новый государственный контракт на три года. Мы работаем по трехгодичному госконтракту. Наше предприятие востребовано, постоянно ведется работа по увеличению финансирования, заявок на ремонт и сервисного обслуживания кораблей много.

По направлению всех служб ВМФ 780-й РЗТСК является единственным исполнителем, который по штурманскому вооружению подписывает подобные контракты.

Сегодня портфель заказов выглядит следующим образом: более 90% — это гособоронзаказ. Остальное гражданская продукция. Но ввиду того, что отныне мы находимся под руководством "Ростеха", нам даны указания, что из общего бюджета должно быть 20% продукции гражданской направленности.

Поэтому мы сейчас активно общаемся с коммерческими организациями, посещаем все флоты, частные организации, судостроительные верфи.

- Вы взаимодействуете с Международной ассоциацией маячных служб (МАМС). Как выглядит сотрудничество — какие-то совместные проекты? С кем еще, помимо МАМС, работаете?

- МАМС является законодателем, организацией, устанавливающей правила поставки оборудования и безопасности мореплавания. Помимо МАМС, у нас налажено тесное взаимодействие с Управлением навигации и океанографии Министерства обороны, а также со штурманской службой ВМФ. Управление навигации и океанографии Министерства обороны является представителем заказчика по сервисному обслуживанию  и ремонту кораблей и судов ВМФ. Они определяют, что и когда нам ремонтировать. Мы вместе с представителями управления посещаем конференции, организованные международной службой.

- С военными понятно — здесь у вас нет конкурентов. А что в этом плане на гражданском рынке? Какие у вас есть преимущества перед остальными?

- К сожалению, на гражданском рынке стоит много аппаратуры импортного производства по нашему направлению. Та техника и аппаратура, которая устанавливается на боевые корабли и подводные лодки, сами понимаете, является вооружением, это военная техника и на гражданские суда ставиться не может. Однако по коммерческому направлению наши специалисты также обучаются, получают сертификаты. Хороший пример – у нас на Тихоокеанском флоте наши сотрудники участвуют в ремонтах гражданских судов, рыболовецких траулеров. Здесь, на Балтийском море, в Волго-Балтийском бассейне тяжело работать, много конкурентов.

За все годы не было ни одного рекламационного акта. Госконтракт выполнялся в полном объеме, задачи, которые поставлены Министерством обороны, исполняются качественно и в установленные сроки.

- А у вас нет, к примеру, уникальных позиций в номенклатуре? Какую вообще продукцию проектируете и какую производите?

- По номенклатуре конкурентов на рынке много. Но, видимо, наша продукция по-настоящему качественная, раз с апреля прошлого года увеличилась интенсивность заявок с коммерческих организаций. Интересуются именно нашими фонарями. Заявки приходят и с Погранслужбы ФСБ, и с "Росморпорта".

Хотя есть совершенно уникальные позиции - очень интересный фонарь ФЭНСС-300.

Сами понимаете, для Минобороны необходимо не только закрывать "серые зоны", но и работать про запас. Они должны быть обеспечены двойным-тройным набором продукции. Скажу, что перспективы в этом есть. Те изделия, которые не были в свое время поставлены, планируется в 2019-м поставить на вооружение.

Еще в этом году у нас проходит аттестацию и откроется своя лаборатория на предприятии. У нас есть собственное стендовое оборудование, как на заводе, так и в центрах. Испытанную продукцию принимают военные представители.
 
780-й ремонтный завод технических средств кораблевождения / Корабел.ру

- Давайте поговорим про рынок, на котором вы работаете. Что сейчас здесь происходит? Как себя чувствует Минобороны? Какие тенденции наблюдаются, куда все движется?

- В связи с тем, что обороноспособность нашей страны с каждым годом крепчает, сейчас строится много кораблей и судов, подводных лодок. На новые изделия ставится новая аппаратура. После трех-пяти лет гарантийные обязательства предприятия уходят, и здесь как раз начинаем работать мы.

Минобороны рассматривает полный цикл, от производства до поставки и ремонта, но пока это полностью не реализовано из-за ряда нюансов. Мы же работаем с основными отечественными заводами-изготовителями профильной продукции, которые не занимаются ремонтом.

Процент старых кораблей и судов уменьшается. Процент кораблей, вновь введенных в состав флота, увеличивается. В последнее время интенсивность походов кораблей увеличивается. Это не 90-е годы, когда флот стоял. Это приводит к поломкам. Поэтому я думаю, что без работы наше предприятие не останется.

- Вы сказали о заводах-изготовителях. А какие компании у нас в России производят штурманское оборудование для ВМФ?

- Наш основной партнер и ведущий игрок – "Электроприбор". Помимо этого, сотрудничаем с Катав-Ивановским заводом, Пермским приборостроительным заводом. Еще работаем с компанией "Нави-Далс" по части эхолотов. 

- Сегодня действительно много ремонта навигационного оборудования?

- Сейчас стоимость заказов, исходя из приходящих заявок, только по флоту составляет около 600 миллионов рублей. Это только по нашей номенклатуре. К сожалению, такой объем государство полностью удовлетворить не может.

- В октябре прошлого года в Мурманске случилась трагедия: затонул плавдок ПД-50, где шел ремонт единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов". Скажите, ваши специалисты заняты ремонтом этого корабля?

- Да, мы задействованы в ремонте "Адмирала Кузнецова". Больше скажу: мы заняты на всех объектах, на всех флотах, которые находятся сейчас в ремонте.
 
780-й ремонтный завод технических средств кораблевождения / Корабел.ру

- "Ростех" ставит перед вами задачу — увеличить гражданскую продукцию до 20%. У вас уже есть какой-то план действий?

- Есть ряд организаций, предприятий, с которыми мы планируем по межзаводской кооперации выходить с изделиями. Эти компании готовы участвовать под флагом 780-го ремонтного завода технических средств кораблевождения. 

- Что вам дает переход под "Ростех"?

- Как бы это модно ни звучало, но перейдя в "Ростех", мы ощущаем себя под крылом сильной компании. Так, нам открывается дверь в работу всей госкорпорации. 

Помимо этого, я вижу решение ряда вопросов, как в международной деятельности, так и внутри России. 

- Вячеслав Евгеньевич, 50 лет успешной работы на рынке — срок приличный. Позвольте от лица редакции "Корабел.ру" поздравить вас с этой знаменательной датой! Желаем процветания вашему заводу и пополнения портфеля заказов!

- Да, за 50 лет было проделано не мало работы! Но мы не собираемся останавливаться. Ведь о наших планах вы уже знаете. Спасибо большое!

Материалы по теме:
Уральский размах: от компасов до катеров (интервью с генеральным директором Катав-Ивановского приборостроительного завода)
"У российского рынка радионавигационного оборудования большие перспективы" (статья о семинарах "Морской Техники")
Руками - трогать (о семинаре "Морской Техники" 2017 года)
Автор: Кирилл Воловик
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость