Уральский размах: от компасов до катеров

- A + КомментарииПрочитано 1386 раз   |
В самом сердце России — за Уральскими горами, в краю металлургических и машиностроительных гигантов — расположился завод, который тесно связан с отечественным флотом. Именно в городе Катав-Ивановске выпускают магнитные компасы, которыми пользуется уже на протяжении 70 лет практически весь наш ВМФ и немалая часть гражданских судов. Плюсом к этому идет еще широкий ассортимент разного рода навигационных приборов и прочего оборудования.
А теперь связь завода в континентальной глубинке с морем будет еще крепче — предприятие освоило выпуск скоростных катеров. Об этом и о деятельности Катав-Ивановского приборостроительного завода в целом мы побеседовали с генеральным директором предприятия Динаром Сагдетдиновым.
 
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО

Южный Урал — один из наиболее удаленных от морей и океанов регионов России. При этом ваш завод тесно связан с морем. Как и почему именно в этих краях появился завод, на котором изготавливались компасы, лаги и прочее навигационное оборудование?

— Такой уникальный для Южного Урала завод появился в регионе после эвакуации Ленинградского завода штурманских приборов в 1941 году. Как вы знаете, тогда предприятия, обеспечивающие обороноспособность, перевозили из центра вглубь страны, чтобы бесперебойно снабжать армию и флот. На новом месте успешно было возобновлено производство морского оборудования. Настолько успешно, что после окончания Великой Отечественной войны, когда лениградское предприятие вернулось на свое прежнее место, у нас, на Южном Урале, выпуск продукции для моря не прекратился.

А сейчас вы с заводом-прародителем поддерживаете контакты? Составляет ли он вам конкуренцию в каких-то сегментах?

— Этот завод сейчас называется "Штурманские приборы", расположен в Санкт-Петербурге. И, да, в определенной степени он является нашим конкурентом, хотя бы потому что мы продолжаем работать в одном сегменте рынка. Но при этом отмечу важный момент: отношения между нашими предприятиями не нацелены на борьбу, а носят дружественный характер. Мы работаем в одной отрасли, и проблемы у нас общие.

Кстати, о проблемах. Так сложилась история нашей страны, что практически любое предприятие в 90-е годы понесло потери. Расскажите, как вы пережили постперестроечный период? Какие были трудности и за счет чего удалось все преодолеть?

— В перестроечный период у завода, как и у других предприятий, были финансовые трудности и отсутствие заказов. В целях сохранения производственной базы и завода в целом руководство приняло решение об освоении нового вида продукции. Мы стали выпускать электромагнитные клапаны и пневмораспределители, применяемых машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической, металлургической, зерноперерабатывающей, энергетической, пищевой, цементной, автомобильной и других отраслях промышленности.

Конечно, из-за нехватки средств были сложности с разработкой этих изделий, их сертификацией. Трудно было приобретать материалы и комплектующие для производства. Но мы все это преодолели за счет сплоченной командной работы молодых и опытных конструкторов, рабочих и всех работников завода.

За прошедшие годы наши клапаны и пневмораспределители прошли обкатку, усовершенствовались, достигли конкурентоспособного уровня. И сейчас мы продолжаем выпускать эти изделия и предлагать их к применению предприятиям судостроительной отрасли наряду с навигационным оборудованием, клинкетными задвижками, новыми лебедками, катерами. Можно даже сказать, что их выпуск сейчас не менее актуален, чем в девяностые годы, поскольку укладывается в рамки широко идущего импортозамещения. Более того, при необходимости мы сейчас готовы их доработать по запросу клиента и даже создать новые виды клапанов.
 
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО

А если взять основной ассортимент продукции, выпускаемой вами, какие изделия можно считать визитными карточками Катав-Ивановского приборостроительного завода?

— Мы работаем, как уже было сказано, свыше семидесяти лет. И основное изделие за все эти годы – магнитный компас. Это, наверное, и есть визитная карточка завода. И конструкторские организации, и судостроители, и судовладельцы знают нас как основного производителя магнитных компасов для судов и кораблей всех классов — от океанских лайнеров до моторных лодок.

Изучаете ли вы при этом аналогичные разработки ваших конкурентов как на российском, так и на мировом рынке? Есть ли какие-то тенденции в развитии, которые вы отмечаете или даже сами формируете?

— Мы, конечно, уже достигли много, но это не повод останавливаться в развитии. Поэтому, разумеется, мы изучаем разработки конкурентов — и российских, и зарубежных. Продолжаем работать над совершенствованием выпускаемой продукции, в том числе высокотехнологичных изделий. А для этого надо знать рынок, знакомиться с другими производителями и фирмами, работающими в смежных областях, завязывать связи и налаживать поставки на взаимовыгодной основе. Сейчас наш завод как раз плотно сотрудничает с разного рода предприятиями по изготовлению и поставке деталей и узлов высокотехнологичных изделий.

Новые технологии — это всегда очень интересно и актуально, даже несмотря на то, что морская отрасль считается несколько консервативной. Можете рассказать, какие именно новинки вы предлагаете сегодня российскому флоту?

— Завод снова, как и в начале 2000-х годов, проводит расширение объемов и номенклатуры выпуска продукции, диверсификацию и технологическое переоснащение производства. Нами освоен, например, выпуск ряда новых изделий для российского флота, не относящихся к традиционному навигационному оборудованию, таких как судовая запорная арматура, лебедки, многоцелевые катера.
 
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО

Многоцелевые катера? Необычное направление деятельности для приборостроительного завода. Почему вы решили освоить для себя еще и судостроение?

— Выпуск катеров это отдельная история, но вполне переплетающаяся с основной продукцией завода, поскольку она морского назначения. Идея появилась с легкой руки одного из потребителей наших приборов. Он предложил объединить в мобильный комплекс уже имеющиеся у него приборы, создать новые и установить их на небольшой, но мореходный катер-носитель. Требования заказчика оказались весьма специфичны, и подходящих моделей не оказалось в предложении российских производителей.

К этому времени на предприятии уже выпускалось не только навигационное оборудование. Велись опытно-конструкторские работы по многим направлениям, в том числе и по выпуску сложных и более металлоемких изделий, например, таких как квадроциклы и другие. Было приобретено современное металлообрабатывающее оборудование, освоены новые технологии. Также, учитывая имеющийся интерес к водно-моторной теме и наличие опыта у сотрудников, мы решили спроектировать и построить катер собственными силами, в порядке инициативной разработки. Для осуществления данного проекта понадобилось приобретение лишь дополнительного сварочного оборудования.

Расскажите подробнее о характеристиках выпускаемых вами катеров.

— Целью данной работы явилось создание скоростного маломерного судна со стационарным дизельным двигателем и поворотно-откидной колонкой, превосходящего по своим эксплуатационным свойствам уже имеющиеся в силовых структурах и схожие по своим характеристикам катера.

Основным критерием при проектировании катера служило снижение ударных нагрузок при сохранении максимальной скорости на волнении. Для достижения данного результата в конструкции корпуса применены новые запатентованные обводы с переменной килеватостью (патент № 169055). Днище состоит из двух участков с разными углами килеватости. Первый участок, образующий киль, имеет глубокую килеватость для лучшего прохождения волны. Второй участок, примыкающий к борту, имеет меньшую килеватость для снижения необходимой для выхода на глиссирование мощности силовой установки и снижения валкости на стоянке и в дрейфе. На транце килеватости составляют 24 и 17 градусов соответственно.

Судно имеет открытый кокпит с ходовым тентом, сидения для экипажа два кресла в передней части кокпита, два трехместных откидных пассажирских сидения расположенных по бортам. Перед передними креслами устанавливается ветровое стекло с калиткой, консоль управления и штурманский стол.

Катер оснащается стационарным или подвесным мотором и комплектуется всем необходимым оборудованием в зависимости от цели применения. Предназначен он для использования в качестве служебно-разъездного, патрульного или спасательного судна, а также в качестве бортового плавсредства при максимальном удалении от берега или от судна носителя до 5 километров и высоте волны до 1,2 метра.
 
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО

Где и как катера испытывались?

— Испытания проходили у заказчика на Азовском море. В их ходе подтвердилась правильность принятых технических решений. При это во время испытаний представители других заинтересованных ведомств внесли дополнительные пожелания и предложения. В результате как раз и появились еще две модификации катера — с подвесным мотором и каютный вариант. В настоящий момент ведется работа по сертификации в Российском морском регистре судоходства и Речном Регистре.

Работа над конструкцией катера продолжается. Мы готовы осуществить потребности тех, кто заинтересован в эксплуатации такого судна.

Какие предприятия являются поставщиками материалов, электронной начинки, оборудования для катеров?

— Поставщиками материалов для катеров (алюминиево-магниевых сплавов, металлов, пластмасс) являются российские предприятия, комплектующие изделия — импортные, так как в России не производятся, магнитный компас устанавливается КМС-90 производства нашего завода.

Расскажите о кадровом составе вашего предприятия. Привлекаете ли молодежь? Есть ли разрыв поколений?

— За последнее десятилетие средний возраст работников завода снизился. Возрастной состав персонала: от 20 лет, самому старейшему работнику завода 77 лет, из них более 40 лет он проработал на заводе.

Среди работников большая доля специалистов пенсионного возраста, которые бескорыстно передают накопленный опыт молодым коллегам. Вместе с тем администрация предприятия активно привлекает и приветствует поступление на завод молодых специалистов, создает им условия для эффективной работы.
 
Катав-Ивановский приборостроительный завод, АО

Какие специалисты работают, какую квалификацию имеют?

— Работают в коллективе как высококвалифицированные кадры, так и работники без спецподготовки (на вспомогательных работах). Инженерно-технические кадры – специалисты с высшим образованием, в основном, выпускники Южно-Уральского государственного университета.

Среди рабочих также есть высококвалифицированные токари, фрезеровщики, слесари, которые десятилетиями работали по одной профессии, приобретя огромный профессиональный опыт и высокие квалификационные разряды.

Проходят ли они переподготовку?

— Да. в связи с увеличением объемов и расширением номенклатуры выпуска продукции, технологическим переоснащением производства потребовалось обучить кадры. Многие работники предприятия прошли повышение квалификации — например, инженеры-технологи, электросварщики, операторы станков с ПУ. Некоторые работники приобрели новые для завода специальности, такие как дефектоскопист рентгено-, гаммаграфирования. Молодые кадры получают высшее образование в различных вузах без отрыва от производства.

И еще пара вопросов напоследок. В чем вы, как считаете, наиболее сильны?

— Сильная сторона нашего предприятия в том, что оно мобильно и обладает видами производственных процессов, позволяющими изготовить любой вид продукции, начиная с литья и резки заготовок и заканчивая покраской, различными гальванопокрытиями, сборкой. У нас на заводе применяются все виды механической обработки металлов и пластмасс.

А какие объективные трудности или вызовы стоят перед заводом сегодня? И как вы намерены их преодолевать?

— Основная трудность в данный момент – малое количество заказов от гражданского судостроения.

Принимая во внимание действие федеральных целевых программ, мы развиваем партнерские отношения с предприятиями "Роснефти", "Газпрома", судовладельцами, которые являются перевозчиками их продукции, предлагаем свою продукцию рыболовецким компаниям. Это может позволить нам увеличить объем заказов гражданской продукции.

В настоящее время российское судостроение нацелено на строительство современных высокотехнологичных судов и кораблей. Наше предприятие готово к этому вызову. Выпускаемое Катав-Ивановским приборостроительным заводом навигационное оборудование соответствует современным международным требованиям к навигационному оборудованию для оснащения судов и кораблей всех классов. Наши новые катера также разработаны с учетом перспективных требований и обладают повышенной мореходностью.
 
Материалы по теме:
Наследники Попова (интервью с генеральным директором Российского института мощного радиостроения)
Трезубец морей (о строительстве скоростных катеров на верфи Trident Aluminium boats)
Что скрывается под гелькоутом (о производстве катеров из композита компанией "Мобиле Груп")
Поделиться новостью

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость