реклама
Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Евгений Апполонов: "Чем труднее задачи, тем интереснее их решать"

5 5927 6 мин
Прошло меньше месяца с момента назначения Евгения Апполонова и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, но за этот сравнительно небольшой срок новый  "рулевой" Корабелки уже успел предпринять ряд шагов для развития той программы действий, которую он представил при выдвижении на высокую должность. 7 декабря он был официально назначен на должность и.о. ректора СПбГМТУ  приказом по Министерству образования и науки РФ. В этом качестве он дал небольшое интервью, в котором рассказал о первых предпринятых мерах на посту руководителя учебного заведения и о ближайших планах.

Евгений Михайлович, расскажите, пожалуйста, удалось ли уже освоиться на новом месте? Каковы Ваши первые впечатления?

Начну с того, что Санкт-Петербургский государственный морской технический университет мне давно и хорошо знаком. Во-первых, я его заканчивал в 1977 году, и считаю, что получил отличное образование. Во-вторых, уже довольно долгое время, с 2005 года, я сам преподаю в Корабелке. Должен сказать, для меня большая честь приложить все свои силы к тому, чтобы внести лепту в дальнейшее развитие кораблестроительного образования в Санкт-Петербурге и РФ в целом. Наш университет является одним из главных образовательных звеньев в системе ценностей  судостроительной промышленности. СПбГМТУ готовит специалистов по всему перечню судостроительных специальностей. Аналога подобного университета в России не существует, и, конечно же, для судостроительной промышленности необходимо иметь в наличии интенсивно развивающийся морской технический университет как кузницу кадров для промышленных предприятий, как центр развития научных направлений в судостроении. Очень важно, чтобы наш университет стал составной частью общей системы ценностей в судостроительной промышленности. Мне представляется, что на основе Морского технического университета, Крыловского государственного научного центра сможет сформироваться некое ядро будущего центра судостроительной промышленности, в которое будут вовлекаться остальные составляющие судпрома, в первую очередь, другие научные центры, проектные бюро, судостроительные верфи и приборостроительные концерны. Все вместе даст определенный стимул для развития судостроительной промышленности в направлении наукоемкого производства, в сторону выпуска наукоемкой продукции, направленной на освоение арктического шельфа, Северного морского пути, на выполнение гособоронзаказа и государственной программы вооружений. Вот с таким багажом я начал свою работу в университете.


Удалось ли что-нибудь сделать в части выполнения заявленной программы?

С момента моего назначения прошло уже 3 недели, наполненные интенсивной работой. Уже сделан ряд шагов для развития тех намерений и идей, которые были изложены мною выше, и составляли мою программу в процессе выдвижения на должность ректора. Среди наиболее важных, я бы выделил три мероприятия, проведенных в стенах СПбГМТУ. Это - заседание ученого совета вуза, а также две встречи: с руководителями судостроительных предприятий города, и со студенческим активом.


Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
Заседание ученого совета состоялось  в первый же день после моего назначения на должность. В рамках встречи имел место широкий обмен мнениями с профессорско-преподавательским составом, с деканами, с сотрудниками университета. В целом прозвучало немало вопросов, которые были в той или иной степени освещены с моей стороны, и я могу констатировать, что на первой же встрече было найдено определенное взаимопонимание, в том числе, в свете тех решений, которые приняло Минобрнауки РФ.

Были ли предприняты какие-то кадровые решения?
Да, на заседании ученого совета мной были представлены новые проректоры, прежде всего, проректор по учебной работе, которым стал д.т.н. профессор Владимир Николаевич Тряскин, до этого являвшийся деканом факультета кораблестроения и океанотехники. На должность проректора по научной работе я предложил Анатолия Константиновича Филимонова, д.т.н., ранее занимавшего пост декана факультета морского приборостроения. Два этих специалиста имеют большой авторитет в отрасли. Возглавляя несколько лет деканаты, они хорошо знают свои направления как в части учебной, так и в части научной работы. Они практически близко знакомы с предприятиями судостроительной промышленности и ощущают тот пульс развития судпрома, чувствовать который сегодня надо в университете в целом. Я, безусловно, отдаю дань уважения руководству университета, которое осуществляло свою деятельность до моего назначения.  Прежде всего,  я имею в виду бывшего ректора, профессора Константина Петровича Борисенко, проректоров Александра Васильевича Смольникова, и Андрея Николаевича Калмыкова. В связи с назначением нового ректора определенная ротация кадров была необходима, и такие меры уже осуществлены. Проректоры были представлены ученому совету, который поддержал сделанные назначения.

Как прошла встреча с судостроителями?
Мероприятие прошло весьма конструктивно. На мое приглашение откликнулось подавляющее большинство судостроительных предприятий Санкт-Петербурга и в основном на уровне первых лиц. Я с удовлетворением хотел бы отметить присутствие на встрече академика В.Г.Пешехонова – генерального директора ЦНИИ "Электроприбор", А.В. Дутова – генерального директора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" и председателя совета директоров ОСК, присутствовали руководители проектных бюро А.В.Шляхтенко (ЦМКБ "Алмаз"),  В.И. Спиридопуло (Северное ПКБ). Были также представлены наши подводники в лице И.В.Вильнита, возглавляющего ОАО ЦКБМТ "Рубин" и В.Ю.Дорофеева – руководителя СПМБМ "Малахит". Верфи представлял В.А. Середохо генеральный директор ОАО "СНСЗ". Во встрече участвовали представители других научных центров, в том числе, от ОАО "ЦТСС" был заместитель генерального директора М.В.Александров и приборостроительных концернов (ОАО "Концерн "Гранит-Электрон", в лице генерального директора Г.А. Коржавина). Фактически собралась вся элита судостроительной промышленности города.
В рамках встречи состоялся конструктивный обмен мнениями между представителями университета и руководителями городского судпрома. В основной презентации, подготовленной и озвученной мной в качестве ректора СПбГМТУ, были выявлены болевые точки в развитии университета. Это, в первую очередь, такие факторы, как старение преподавательского состава, низкая заработная плата профессорско-преподавательского состава, моральное и физическое устаревание лабораторной базы.
Мы обсудили ряд мер, которые можно было бы предпринять совместными усилиями для укрепления связи университета с судостроительными предприятиями. К первоочередным из них относятся:
- создание специализированных кафедр на базе действующих научных центров;
- привлечение ведущих специалистов к преподаванию на кафедрах университета;
- обеспечение широкого участия профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов в работах по государственным и федеральным целевым программам, а также прямым договорам с предприятиями;
- прием на работу по совместительству студентов старших курсов для их заблаговременной адаптации к условиям работы на предприятиях;
-организация практических занятий на производственной и экспериментальной базе предприятий
- поддержка научной работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов через систему целевых грантов и именных стипендий.
Со стороны судостроительной промышленности  выступило большинство из перечисленных мной руководителей. Позиции судпрома были сформулированы достаточно понятно и конструктивно. 
Судостроительная промышленность города крайне заинтересована в увеличении выпуска хорошо подготовленных корабелов. Судостроение сегодня нуждается в пополнении молодыми и способными кадрами. Предприятия готовы идти на большинство шагов, предложенных университетом, при этом считают необходимым приведение этой практики в соответствие с некими юридическими стандартами, что обуславливает и последующее появление соответствующих позиций в бюджете судостроительных предприятий на развитие образования.
Состоявшаяся встреча, конечно же, имеет большое значение, прежде всего в том смысле, что предыдущие авансы, выданные судостроительной промышленностью до моего назначения в университет, ныне фактически подтверждены первыми лицами судпрома. Члены ученого совета, преподаватели, студенты, аспиранты смогли убедиться в том, что у университета есть перспективы, надо просто прилагать усилия к тому, чтобы их реализовать.


Как вас встретило студенчество?
На  встрече со студентами присутствовало около 400 человек, включая старост групп, студенческий актив, участвующий в общественной жизни университета. Состоявшаяся дискуссия и обмен мнениями произвели на меня чрезвычайно благоприятное впечатление. Должен сказать, мне очень понравились студенческий задор, настроение, красивые, одухотворенные лица.  В условиях полной открытости обсуждался самый широкий спектр вопросов. Прозвучал ряд бытовых просьб и требований, касающихся развития инфраструктуры университета, общежития, студенческого питания и т.д. Все эти вопросы, были зафиксированы. Под моим контролем будут предприняты шаги постепенного устранения имеющихся недостатков. Достаточно много времени было посвящено вопросам обучения и будущей карьеры, перспективам развития судостроительной промышленности. Я почувствовал наличие тут определенного информационного вакуума. Дело в том, что студенты отчетливо не представляют себе: что такое судостроительная промышленность в целом. Явно недостаточно количество и качество связей с реальными предприятиями, есть желание посетить конкретные производственные предприятия и поближе познакомиться как с оборудованием, так и со строящимися объектами. Необходимо активизировать и связи университета  с общественностью.  Нам нужен новый университетский сайт, который мог бы стать эффективным рабочим инструментом и носителем информации о возможностях университета. В ближайшей перспективе будет налажена связь с прессой, пишущей по университетским и промышленным проблемам. Таким образом, широкий круг людей будет в курсе того, что делается и меняется в СПбГМТУ. Впереди еще  долгий путь, я рассказал только о трех мероприятиях, о многом не упомянул, но обилие новой информации и задач не пугает  меня, наоборот настраивает на оптимистичный деловой лад. Так уж я был воспитан в Крыловском центре, что чем труднее задачи, тем интереснее их решать.


Пресс-служба Крыловского ГНЦ


 




Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Миронов Михаил Юрьевич, 19.01.2014, 23:23Ф.И.О. проректора по научной работе СПбГМТУ до 06.12.13 - КАЛМЫКОВ Андрей Николаевич.
Возможно, это проблема Бутенина, а возможно - Ивакина. А возможно - обоих.
-0+
#Букин Владислав, 20.01.2014, 00:13Интервью за подписью Бутенина - это раз. И оно согласовано с тем, собственно чьи ответы он транслирует т.е. тов. Апполоновым - уже два. У интервьюируемого, возможно, иной взгляд на поднятую проблему.
-0+
#Миронов Михаил Юрьевич, 20.01.2014, 21:02Уважаемый Владислав Сергеевич! Я тоже почитывал Акунина - это раз. А путать фамилию "Калмыков" с неким "Кондуковым" - это действительно проблема. Это два. И то, что интервьюируемому таким образом (без вычитывания) оказывается медвежья услуга - это (загибаем пальчики) - три.
-0+
#Букин Владислав, 21.01.2014, 00:39Михаил Юрьевич, проверили правильность фамилии. Исправлено. Спорить, однако, не буду: кто кому оказывает медвежью услугу - момент, в данном случае, скользкий.
-0+
#Миронов Михаил Юрьевич, 21.01.2014, 13:58Спасибо за исправление, Владислав Сергеевич.
Свежие новости