
В распоряжении редакции оказался документ, который имеет реальный шанс в скором будущем стать подпрограммой очередной ФЦП, разрабатываемой по поручению Правительства. В период работы выставки "Мировой
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Одним из таких вызовов является возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Новейшая форма конкуренции – конкуренция за людей или, как сейчас принято говорить, за человеческий капитал – перешла с национального на уровень мирового масштаба. Отечественная же образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, продолжает сохранять внутри себя проблемы и противоречия. Изменения сетей образовательных учреждений на всех уровнях системы образования ведут к принципиальной модернизации российской образовательной модели, в которой в чистом виде ведомственный подход становится явно недостаточным.
В сложившейся ситуации новая редакция федеральной целевой программы «Мировой океан», ориентированная на комплексный подход к развитию морской деятельности, позволяет в рамках одного из программных направлений предложить системное решение для реализации морского образовательного потенциала страны.
Соответствуя тенденциям развития системы образования в целом, морское образование характеризуется сегодня рассогласованием номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда, отсутствием эффективных устойчивых прямых и обратных связей между производителями и потребителя образовательных услуг. Это приводит к снижению эффективности морской деятельности в России, а также к низкому уровню влияния морского образования на социально-экономическое развитие приморских субъектов Российской Федерации и страны в целом.
В случаях, когда базовые виды хозяйственной деятельности Российской Федерации, к которым относится морская деятельность, оказываются одновременно важными с экономической точки зрения, политической, идеологической, социальной – подготовка к ним, ориентация в них не могут и не должны выстраиваться по принципу «средней температуры по палате» – на основе общих подходов и унифицированных требований. Современное внешнеполитическое и экономическое состояние России настоятельно запрашивает оценки и участия высококвалифицированных специалистов в решении таких стратегических вопросов, как:
Внешнеполитические аспекты:
· Преодоление отставания государства в освоении шельфовой зоны, в том числе в Арктике, в Охотском море и Курильских островах, Черном и Каспийском морях.
· Необходимость демонстрации флага и поддержки политических союзников в зоне государственных интересов на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии.
· Расширение сотрудничества в рамках АТЭС, БРИКС.
Экономические аспекты:
· Осуществление добычи углеводородов в шельфовой и морской зоне Арктики, Дальнего Востока, Каспийского моря.
· Осуществление добычи минеральных ресурсов в прибрежной и шельфовой зоне, в первую очередь Арктического региона.
· Эффективное использование биоресурсов и преодоление отставания государства в освоении арктических, дальневосточных и каспийских акваторий.
· Развитие морского транспорта и новых транспортных путей:
- Северный транспортный коридор (с включением Северного морской пути),
- транспортны коридоры Север-Юг и Восток-Запад.
· Поддержание технического состояния морских платформ и трубопроводов.
· Создание предприятий, вложение инвестиций и организация совместной деятельности со странами Латинской Америки (Венесуэла, Бразилия, Куба), Юго-Восточной Азии (Вьетнам – интересы в сфере нефтедобычи, Индонезия – внешнеторговая деятельность в целях реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества), Океания – сотрудничество в области космических программ и использования плавучего космодрома), Индийский океан (Индия и Иран – внешнеторговая деятельность в целях реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества, интересы в энергоресурсной сфере, включая атомные технологии).
· Создание системы контроля за использованием шельфовой и прибрежной зон:
- охрана экономических интересов (за которую, в том числе, отвечает ВМФ),
- охрана окружающей среды (пример аварии в Мексиканском заливе и потенциальная угроза Арктическому региону).
· Изучение и геологоразведка шельфовых и прибрежных зон (проектирование и эксплуатация новых типов судов).
Кроме того, из-за объективных обстоятельств любая научная, оборонная, транспортно-производственная морская деятельность может эффективно осуществляться только с плавучих средств, конкурентоспособно совершенствуемых под воздействием передовых достижений научно-технического прогресса, в первую очередь в области судостроения.
В этой связи береговому кадровому составу, обеспечивающему деятельность морепользования, также должно уделяться особое внимание, ибо развитие судостроения оказывает исключительное влияние на повышение уровня технологической базы всех наукоемких производств.
Весь указанный комплекс задач, определяющий собою политическую и экономическую безопасность государства, должен быть обеспечен соответствующей кадровой поддержкой на всех уровнях принятия решений. В данном случае требуется не только четкое понимание запросов от соответствующих отраслей, но также их активное внимание, поддержка и участие. Это те случаи, когда образование должно быть погружено в контекст профессионального пространства не виртуально, а реально.
* * *
Многие века Россия была привязана к воде своею основной хозяйственной деятельностью. Традиции, навыки, практика морской деятельности принесли государству и великую славу, и добрую память, и мощнейший задел на будущее. Однако морская культура в ее материальном, духовном, производственном, военном и научном потенциалах после проведенной Петром I масштабной политики по модернизации государства уже никогда не рассматривалась в качестве единого пространства, работающего на формирование морского сознания нации.
Очевидно, что состояние флота России, ее судостроительной отрасли, а также всего морского хозяйственного комплекса, в первую очередь, зависит от того, будет ли учитываться богатейший исторический опыт России, консолидировано морское самосознание государства, а также сформирована база для профессионального и патриотичного отношения к морской деятельности россиян, в особенности молодежи.
Быстрые изменения, связанные с новыми принципами в экономическом и социальном развитии государства, предъявляют принципиально новые требования к системе российского образования. Заявленная Правительством Российской Федерации программа модернизации системы образования должна обеспечить условия для гибкой адаптации этой сферы к изменяющимся потребностям и условиям внешней среды; создать механизмы развития системы образования в соответствии с требованиями общества, а также ее собственными целями и задачами; сделать образование более качественным, доступным и эффективным.
Однако фактический уровень состояния отечественного образования как в целом, так и в направлении подготовки кадров для морехозяйственной и военно-морской сфер деятельности в частности, пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны. Так в последние годы недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие учреждений морской направленности с профессиональными морскими сообществами. Персонал учебных заведений морского профиля сталкивается с проблемами, которые возникают из-за несовершенства законодательной базы в вопросах разработки моделей и механизмов инновационных взаимодействий учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования; неопределенности профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием. Система дополнительного образования школьников, в компетенцию которой входят детские морские классы, школы и клубы, в настоящее время не рассматривается в качестве начальной ступени подготовки к службе во флоте и работе связанной с морехозяйственной деятельностью. В то время как система морского дополнительного образования школьников в первую очередь должна быть направлена на популяризацию морской деятельности, а также мотивацию и ориентацию молодежи к получению морской профессии, привлечению школьников в учебные заведения начального, среднего и высшего образования, ведущие подготовку кадров для судостроения, судоремонта и судоходства и других морских специальностей.
На данный момент при наличии широкого спектра возможностей в рамках профессионального образования:
· Отсутствует нормативная база в сфере морского образования и воспитания на морских традициях учащихся общеобразовательных учебных заведений. Нет единой системы работы внешкольных организаций, занимающихся дополнительным морским образованием детей и подростков.
· Отсутствует система методического обеспечения морского образования и воспитания в рамках работы профильных морских и кадетских классов в общеобразовательной школе.
· Нет системы организации морской практики воспитанников морских классов, школ, клубов юных моряков – детских морских центров, отсутствует типовое положение об учебных судах клубов юных моряков – детских морских центров.
· На федеральном и региональном уровнях отсутствуют программы работы с молодежью по морскому воспитанию, укреплению российских морских традиций. В настоящее время понятие «морское воспитание» не имеет юридического определения и не используется в законодательном поле.
· Отсутствуют механизмы материальной поддержки системы популяризации морской деятельности в молодежной среде и мотивации к осознанному выбору морской профессии со стороны заинтересованных в кадровом резерве участников морской деятельности.
Из итоговой резолюции круглого стола «Создание системы популяризации морской деятельности в молодежной среде для формирования мотивации к осознанному выбору профессии в морской сфере деятельности», СПб, 26 мая 2009 г.
· Отсутствует нормативная база в сфере морского образования и воспитания на морских традициях учащихся общеобразовательных учебных заведений. Нет единой системы работы внешкольных организаций, занимающихся дополнительным морским образованием детей и подростков.
· Отсутствует система методического обеспечения морского образования и воспитания в рамках работы профильных морских и кадетских классов в общеобразовательной школе.
· Нет системы организации морской практики воспитанников морских классов, школ, клубов юных моряков – детских морских центров, отсутствует типовое положение об учебных судах клубов юных моряков – детских морских центров.
· На федеральном и региональном уровнях отсутствуют программы работы с молодежью по морскому воспитанию, укреплению российских морских традиций. В настоящее время понятие «морское воспитание» не имеет юридического определения и не используется в законодательном поле.
· Отсутствуют механизмы материальной поддержки системы популяризации морской деятельности в молодежной среде и мотивации к осознанному выбору морской профессии со стороны заинтересованных в кадровом резерве участников морской деятельности.
Из итоговой резолюции круглого стола «Создание системы популяризации морской деятельности в молодежной среде для формирования мотивации к осознанному выбору профессии в морской сфере деятельности», СПб, 26 мая 2009 г.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальное расслоение общества, обесценивание традиционных духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В этой связи осуществление в рамках данной подпрограммы по морскому образованию таких мероприятий по ранней профессиональной ориентации, как тематические занятия со школьниками и студентами, расширение поддержки клубов юных моряков, судомоделистов и пр., поддержка общественных организаций, осуществляющих пропаганду морской истории России, полностью соответствует проводимой государством единой политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также отвечает реализации национальной морской политики Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года, в части кадрового обеспечения всех видов морской деятельности.
Положение Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года о кадровом обеспечении всех видов морской деятельности предусматривает: «укрепление российских морских традиций, расширение сети морских детских школ, клубов юных моряков и речников, рассматривая обучение в них как начальную ступень подготовки к службе и работе в российском флоте».
Невелико количество образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров по морским специальностям и ведущих образовательную познавательно-ознакомительную деятельность, использующих инновационные подходы в своей работе. Отсутствуют механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит случайный локальный характер и не распространяется на всю систему морского образования, вследствие чего положительный опыт теряет шансы к развитию.
Эти и другие обстоятельства негативно сказываются на подготовке конкурентоспособных кадров. В силу указанных факторов необходимы изменения в сети образовательных учреждений профессионального морского образования.
Для соответствия обозначенной политике государства в части модернизации образования необходимо создание нового организационно-экономического механизма систем общего и профессионального образования не только в территориальном разрезе – создание образовательных округов (эксперимент по управлению региональной системой образования на основе создания образовательных округов в нескольких пилотных субъектах Российской Федерации уже дал положительные результаты), но и в отраслевом. Таким образом, в условиях проводимой государством модернизации образования для эффективного управления образовательными ресурсами, соответствующими специфики и отражающими требования морской деятельности в России сегодня, управление системой морского образования может и должно активно использовать механизмы сетевой и кластерной организации работы учреждений.
Мероприятия подпрограммы по формированию морских образовательных сетей и кластеров представляют собою комплекс взаимоувязанных проектных предложений, направленных на активное включение в образовательный процесс морского культурного пространства, морского научного потенциала, а также промышленно-производственных ресурсов морехозяйственного комплекса и других элементов прямо и косвенно затрагивающих профессиональную среду специалистов в сфере морской деятельности. При данном подходе учебные программы будут как опосредованно, так и непосредственно встроены в социокультурную и экономическую жизнь государства, смогут на практике отвечать перспективам развития морской деятельности и стратегической линии Российской Федерации в морском пространственном планировании.
* * *
Существующее доминирование ведомственного подхода над комплексным в перспективе будет только усиливать разобщенность всех уровней морского образования, увеличивая сегодня разрыв между существующим рынком труда и профессиональным образованием, что напрямую повлияет на качество подготовки кадров, а также станет одним из основных факторов, усугубляющих складывающееся негативное положение во всей морской сфере Российской Федерации. Поэтому данное направление новой редакции федеральной целевой программы «Мировой океан» в своем выборе и планировании мероприятий опирается на комплексный подход и программно-целевой метод, призванные решить сложившуюся проблемную ситуацию в сфере морского образования. Без этого решения проблемы противоречия во всех сферах морской деятельности Российской Федерации не только сохранятся, но будут нарастать, существенным образом замедляя социально-экономическое развитие России. В прогнозный период означенная тенденция обусловит всеобъемлющее и повсеместное превалирование узкоконтинентального мышления в стратегическом подходе к планированию развития государства, а значит, приведет к окончательной потере Россией статуса морской державы.
При обозначенных тенденциях государство не сможет в полной мере противостоять последствиям сложившейся разрушительной ситуации в сфере морского образовании, а в перспективе будет не готово к проведению мер для позитивным изменениям в сфере морской деятельности. Таким образом, проблема морского образования, отягощенная состоянием образования в Российской Федерации в целом, кратно обостренная спецификой морской деятельности государства, может иметь только комплексное решение. Это решение должно быть обеспечено применением программно-целевого метода (метода целевых программ).
В рамках новой редакции федеральной целевой программы «Мировой океан» планируется реализация четырнадцати подпрограмм, одна из которых посвящена вопросам морского образования в самом широком ключе аспектов: от дополнительного детского до высшего профессионального и далее, соответствуя принятой модели непрерывного обучения. Целевые ориентиры проекта подпрограммы отвечают стратегической цели государственной политики в области образования (повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина);
Закону Российской Федерации «Об образовании», провозглашающему единство федерального культурного и образовательного пространства (защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей); целевым установкам Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии развития морской деятельности России до 2030 года (повышение эффективности основных видов морской деятельности), а также основным параметрам разрабатываемой новой редакции федеральной целевой программы на период 2014-2030 гг., преемственной к ФЦП «Мировой океан».
Цель: Создание условий для эффективного воспроизводства кадрового потенциала морехозяйственного комплекса Российской Федерации.
Приоритетные задачи:
1. Формирование единой системы обеспечения, управления и координации в области морского образования, обеспечивающей эффективное взаимодействие органов исполнительной власти, а также учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность в данной в сфере.
2. Развитие гибкой системы дополнительного образования детей и подростков, направленного на ознакомление с морской деятельностью и морским культурным пространством.
3. Развитие эффективной системы профессионального образования в сфере морской деятельности, включая внедрение гибких и эффективных механизмов повышения квалификации и переподготовки кадров.
4. Создание эффективной системы кооперации учреждений профессионального и дополнительного детского образования с непосредственными субъектами морской деятельности.
5. Создание условий стимулирующих привлечение молодых специалистов на флот.
6. Реализация мероприятий, направленных на популяризацию морских специальностей.
В результате выполнения подпрограммы сформируется вектор на инновационное развитие системы морского образования. Будет осуществлено:
- определение объемов и профессионально-квалифицированной структуры подготовки и переподготовки кадров по морским специальностям на основе количественной потребности отраслей и регионов в работниках различной квалификации;
- формирование в системе морского образования устойчивой взаимосвязи содержания профессиональных образовательных программ с реальными потребностями экономики в работниках различных квалификаций, владеющих требуемыми профессиональными компетенциями (включая подготовку кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития морехозяйственного комплекса России);
- создание и внедрение на всех уровнях системы морского образования эффективных учебных программ, направленных на изучение специализаций морской деятельности, а также на удовлетворение познавательного интереса к морской культуре и истории России;
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивая в том числе:
- широкий доступ обучающихся по морским специальностям к специализированным образовательным ресурсам (общедоступные национальные библиотеки, интерактивные электронные образовательные ресурсы в сети Интернет);
- широкий доступ граждан и обучающихся по морским специальностям к информационным ресурсам научного и познавательного характера морской тематики;
- применение технологий дистанционного обучения;
- внедрение процедур независимой оценки качества профессионального образования в сфере морской деятельности;
- кооперирование учреждений профессионального образования с непосредственными субъектами морской деятельности для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;
- внедрение кластерного и сетевого механизмов в организации образовательных процессов в системе морского образования;
- поддержка комплексных программ развития профессионального образования в сфере морской деятельности, направленных на стимулирование взаимодействия российских и зарубежных учреждений науки и образования, предприятий морехозяйственных комплексов, а также организаций оборонного комплекса Российской Федерации в рамках общих проектов и программ развития;
- организация стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования в сфере морской деятельности;
- формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций в сфере морской деятельности;
- повышение в морском образовании показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики;
При выполнении подпрограммы особое внимание будет уделено формированию организационно-экономических механизмов, направленных на развитие системы морского образования. Будут обеспечены:
- внедрение и поддержка механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования;
- создание гибкой и диверсифицированной образовательной инфраструктуры;
- совершенствование механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ;
- внедрение и поддержка механизмов и моделей сетевого и кластерного взаимодействия в системе морского образования.
Данные шаги позволят привести квалификацию рабочей силы в соответствие с потребностями рынка труда, а также обеспечат сокращение времени поиска и устройства на работу выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Определяющим в системе администрирования морского образования в Российской Федерации должно стать создание эффективного интегратора – структуры, наделенной широкими полномочиями, которая будет выполнять функции межведомственной координации и управления, обеспечивающей эффективное взаимодействие органов исполнительной власти, а также учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность в данной сфере.
Фоломеева-Вдовина С.Б.
ведущий экономист Центра «Мировой океан» Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития РФ и РАН (СОПС)
Folomeeva_v@mail.ru,
моб. +7 925 508 65 90


















