реклама

Вспоминая гибель АПЛ "Курск" - что сделано для избежания подобных катастроф

0 827 2 мин
После гибели АПЛ "Курск", развитие сил и средств спасания экипажей подводных лодок осуществлялось по двум ключевым направлениям.
Среди них создание сил и средств ПСО, а также совершенствование комплекса спасательных средств (КСС) ПЛ. Первоочередными мероприятиями при этом стали разработка требований на новое СС (спасательных средств) ПЛ, а также дооборудование (в 2001-2003гг) имеемых спасательных судов необходимой импортной техникой – телеуправляемыми подводными аппаратами (ТНПА), глубоководными нормобарическими скафандрами и т.д. Приоритет был отдан созданию СС ПЛ пр.21300.

При обосновании требований к этому судну учитывалось, что основным средством спасания экипажей лежащих на грунте аварийных подводных лодок, является СГА, в котором могут быть размещены 18-20 подводников, спасаемых так называемым "сухим" способом с предельных для ПЛ глубин за одно погружение аппарата. На новом СС также предусматривалось наличие ГВК для спасания подводников "мокрым" способом, при котором подводники группой из 2-3 человек в спасательном снаряжении (с помощью водолазов) должны перейти лодки в водолазный колокол. Максимальная глубина для такого способа спасания не превышает 200 метров. Кроме того, на СС были предусмотрены средства поддержания жизнедеятельности подводников, находящихся на аварийной ПЛ.

Принятая в 2014 г. "Концепция развития системы ПСО ВМФ на период до 2025 года", помимо модернизации (до 2015г) существующих СС и СГА, а также строительства головного СС пр. 21300, предусматривала к 2020гг завершить сооружение серии из шести СС пр.21300 и создание (до 2025 г) аэромобильной системы спасания подводников, в том числе для использования данной системы с неспециализированных судов-носителей.

В настоящее время флот России располагает только четырьмя специализированными СС, изначально предназначенными для спасания экипажей аварийных ПЛ: "Коммуна" (в строю с 1915 года!) с СГА и без ГВК, пр. 527м (в строю с 1959г) без СГА, но со спасательным колоколом (обеспечивает 8 подводников "сухим" способом за один подъем с глубин до 500м) и ГВК до 200м, пр. 537 (в строю с 1989г) с СГА и ГВК до 250м, пр.21300 (в строю с 2015г) с СГА и импортным ГВК до 450м. При этом системы динамического позиционирования имеются только на СС пр. 21300 и пр. 537.

Кроме того, имеются четыре спасательных судна на базе дооборудованных судов-лесовозов – с СГА, но без ГВК: два СС пр. 05360 (в строю с 1979г), два СС пр. 05361 (в строю с 1982 г) и одно  на базе килектора пр. 141 (в строю с 1988г). Все эти СС не располагают декомпрессионными барокамерами и системами динамического позиционирования. Новых же судов для спасания подводников на Северном флоте с 2000 года так и не появилось...
 
Судно-спасатель подводных лодок пр. 21300 / Фото: архив автора статьи

Полная версия статьи: Актуальные аспекты спасания экипажей аварийных подводных лодок



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В РРПК рассказали об организации производства на супертраулерах
18:49 / рыболовство