реклама

В Санкт-Петербурге были выявлены два случая незаконного использования яхт

0 47 5 мин
Хронология правоохранительной деятельности таможенных органов РФ в конце сентября 2022 года пополнилась новыми событиями: в результате реализации оперативно-розыскных мероприятий, проведенных в Санкт-Петербурге, были выявлены сразу 2 факта незаконного использования яхт, которые были арендованы физическими лицами, являющимися гражданами РФ, и ввезены в Россию по таможенной процедуре "временный ввоз" с заявлением сведений о личных целях их использования.
После прибытия яхт на таможенную территорию ТК ЕАЭС и выполнения всех формальностей, необходимых для их помещения под таможенную процедуру "временный ввоз", они были переданы другим лицам, и использовались  в Санкт-Петербурге для коммерческих целей.

В связи с указанными фактами, в отношении нарушителей, которыми являлись лица, осуществившие ввоз яхт, Балтийской таможней были возбуждены  уголовные дела по п. "г" ч.2 ст.194 Уголовного кодекса РФ, положения которого предусматривают ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере.

Между тем, принятие указанными лицами во внимание нижеследующих норм позволило бы им не создавать предпосылок для возникновения вышеописанных ситуаций и негативных последствий в виде уголовной ответственности и крупных финансовых потерь, которые неизбежно возникают в таких случаях при возложении обязанности по уплате штрафов и взыскании таможенных платежей.
Титановая яхта / Фото: Genesis
Согласно п.1 ст.219 ТК ЕАЭС, таможенная процедура временного ввоза (допуска) — таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), сохраняют статус иностранных товаров.

В настоящее время условия освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении временно ввозимых судов определены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 (в ред. от 29.04.2019) "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки". В соответствии с п.37 указанного Перечня, с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей могут ввозиться суда парусные со вспомогательным двигателем или без него, лодки моторные или катера длиной более 7,5 метра и массой более 100 кг, оборудованные палубой и каютой (каютами), классифицируемые кодом 8903 ТН ВЭД ЕАЭС, находящиеся в собственности иностранных лиц, зафрахтованные лицами государств - членов Евразийского экономического союза по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в некоммерческих целях (для отдыха, туризма и культурных мероприятий) на водных объектах (морских и (или) внутренних).

В отношении вышеуказанной категории судов предусмотрено также освобождение от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, что следует из Постановления Правительства РФ от 30.01.2019 № 57 "Об освобождении от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении судов, временно ввозимых в некоммерческих целях".

Таким образом, при использовании яхт в соответствии с заявленными целями, вышеуказанные лица, являющиеся их декларантами, могли в полной мере использовать предусмотренные законодательством ЕАЭС правовые возможности по льготному режиму их эксплуатации на территории РФ, при соблюдении требований и условий, предусмотренных п.2 и п.6 ст.222 ТК ЕАЭС, исключающих передачу ввезенных товаров третьим лицам без разрешения таможенного органа.

Кроме того, в случае заинтересованности в извлечении дохода от использования временно ввезенного судна (в данном случае - осуществление пассажирских перевозок на коммерческой основе), такая возможность может быть реализована с учетом следующего:
  • Лицо, ввозящее судно (декларант), зарегистрировано на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;
  • Ввоз судна осуществляется вышеуказанным лицом на основании договора бербоут-чартера, договора купли-продажи,  с регистрацией судна в Российском международном реестре судов (РМРС), с предоставлением права плавания под флагом РФ.
В силу пункта 12 статьи 150 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, освобожден от взимания налога на добавленную стоимость.

На основании пункта 7.1.6 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" (далее - Решение Комиссии ТС № 130), плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников таможенного союза, также освобождаются от взимания таможенных пошлин. Для предоставления данной льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников Таможенного союза.

Согласно пункту 1 Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 448 "О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов", суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов, освобождаются от обложения ввозной таможенной пошлиной при условии представления декларантом в таможенный орган таможенной декларации с приложением свидетельства о регистрации судна в реестре и копии документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна.Кроме того, в соответствии с пп.9 п.2 ст.358 НК РФ, суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, освобождаются от уплаты транспортного налога.
Яхта / Фото: СЗ "Море"
Таким образом, в случае заинтересованности в коммерческом использовании яхты (в данном случае – для целей перевозки пассажиров на платной основе), ее временный ввоз для таких целей с применением льготного режима на основании вышеуказанных норм законодательства РФ был возможен с использованием такого правового инструмента, как регистрация судна в РМРС (при условии что заявитель – и он же, декларант - является предпринимателем).

Такая регистрация маломерного судна позволяла бы также осуществить  весь комплекс необходимых мероприятий по его освидетельствованию для целей получения лицензии на коммерческие перевозки пассажиров, в соответствии с требованиями:
  • п.20 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",
  • п.3 – п.5 "Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров" (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2111),
  • Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта") и Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта").
Для указанных целей Российским морским регистром судоходства было разработано и утверждено "Руководство по классификации и освидетельствованию яхт" (НД № 2-030101-041; вступило в силу 01.01.2021). В соответствии с п.2.5 указанного Руководства по классификации, предусматриваются следующие классификационные значения:
  • Pleasure yacht - для яхт, предназначенных для некоммерческого использования для отдыха на водных объектах, не перевозящих грузы и более 12 пассажиров;
  • Yacht (charter) - для яхт длиной менее 24 м, предназначенных для коммерческого использования, не перевозящих грузы и более 12 пассажиров;
  • Yacht for commercial service - для яхт длиной 24 м и более, предназначенных для коммерческого использования, не перевозящих грузы и более 12 пассажиров;
  • Passenger yacht - для яхт, предназначенных для коммерческого или некоммерческого использования, перевозящих от 13 до 36 пассажиров и не перевозящих грузы.
Появление вышеупомянутого руководства сделало Российский орган по классификации судов доступным не только для грузовых и пассажирских судов, но и для яхт, используемых в коммерческих целях. 

Если Вы или Ваши партнеры рассматриваете возможность осущетсвления коммерческой деятельности по перевозке пассажиров, организации экскурсионных прогулок с использованием маломерных судов или яхт, образайтесь за юридической помощью по средствам свзяи, указанным на сайте. Бречалов Константин ЛеонидовичПартенр, адвокатАдвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин".
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости