реклама

Технический флот России: реки должны работать

Вопрос обеспечения безопасного судоходства по внутренним водным путям России, а также поддержания гарантированных глубин всегда был одним из важнейших. В связи с этим вот уже как несколько лет подряд идет активное обновление технического флота, а также строительство новых современных судов, которые могли бы эффективно справляться с поставленными перед ними задачами. Посмотрим на проекты этих судов.

Но перед этим несколько слов непосредственно о планах и программах. За период с 2022 по 2024 гг. согласно пяти государственным контрактам для ФКУ "Речводпуть" должно быть построено 48 единиц технического флота: 10 обстановочных теплоходов проекта 3052, 13 обстановочных теплоходов проекта 3050.1А, 6 несамоходных земснарядов проекта 4395, 11 промерных судов проекта 3330 и 8 промерных судов проекта RDB 66.62. За период с 2025 по 2030 гг. для ФКУ "Речводпуть" дополнительно планируется построить еще 115 судов технического флота.

 

Обстановочные суда проекта 3052

 

Серия из 10 судов по контракту от 18.06.2020 г. строится по заказу ФКУ "Речводпуть". Генеральный подрядчик – ООО "МТ-Групп", проектант – ГК "Р-Флот". Головное "Владимир Макаров" построили в 2021 г. на ООО "Судостроительный комплекс Р-Флот" в поселке Окском Богородского района Нижегородской области; эксплуатируется в ФГБУ "Канал имени Москвы". Четыре последующих обстановочника "Александр Шароглазов", "Вальдемар Хан", "Михаил Громов" и "Гидротехник Петрашень" были сданы в 2022 г.. Первые два судна работают в ФБУ"Администрация "Енисейречтранс", третье в ФБУ "Администрация "Камводпуть" и четвертое в ФБУ "Администрация "Волго-Балт".

 

Судно проекта 3052 / Фото: Корабел.ру
Судно проекта 3052 / Фото: Корабел.ру

В 2023 г. сданы еще три судна: "Юрий Заккер", "Сергей Иванов" для ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей"; "Путейский-15" для ФБУ "Администрация "Амурводпуть". Девятый теплоход "Александр Оглоблин" был передан заказчику 21 декабря 2023 г. Последнее судно уйдет ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей". Стоит отметить, что вся серия строилась сразу на четырех верфях. Кроме ООО "Судостроительный комплекс Р-Флот" (три судна) в проекте участвовали: Жигаловская ремонтно-эксплуатационная база Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства (три судна), Самусьский ССЗ (два судна), "Балгверфь" (два судна). Кстати, именно на "Балгверфи" в Благовещенске достраивается последний теплоход "Путейский-37", который был спущен на воду 21.06.2022 г.

 

Судно проекта 3052 / Фото: Корабел.ру
Судно проекта 3052 / Фото: Корабел.ру

Технические характеристики проекта 3052:

  • Длина габаритная – 35,6 м;
  • Ширина габаритная – 6,48 м;
  • Высота борта – 2,6 м;
  • Высота от ОП до верхней кромки несъемных частей – 8,75 м;
  • Водоизмещение – 154,5 т;
  • Осадка (река / море) – 1,42 / 1,39 м;
  • Валовая вместимость – 162 т;
  • Автономность плавания – 6 суток;
  • Мощность главных двигателей – 2x220 кВт;
  • Скорость хода – 24 км/ч;
  • Класс по классификации РРР – "О2,0 (лед 20)";
  • Экипаж, включая специальный персонал – 10 чел.

Несколько слов о важности проекта 3052. Секрета в том нет, что обстановочные суда нужны для обеспечения безопасности судоходства и государственного регулирования транспортного процесса в установленных границах деятельности. Однако в обновленном проекте (а этот проект основан на схожей серии проекта 3052 типа "Николай Ширяев") появилось много чего интересного и нужного. Во-первых, он удобнее в эксплуатации и его должно быть легче ремонтировать. Во-вторых, в этом проекте уделили пристальное внимание ледопроходимости: судно получило усиленный ледовый пояс и специальные усиления. В-третьих, у обстановчника появилось подруливающее устройство, а рубку передвинули ближе к носу, что улучшило обзорность и свело к минимуму слепые зоны. Ну, и, самое главное, еще в момент проектирования путейского судна в него по-максимуму заложили российского оборудование. В итоге проект 3052 на 95% состоит из отечественных комплектующих.  

Обстановочные суда проекта 3050.1А

 

На эти суда серией 13 единиц государственный контракт с ФКУ "Речводпуть" был заключен 26.08.2020 г. Строятся они также для наших бассейнов внутренних водных путей. Генеральный подрядчик – ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (г. Санкт-Петербург). Проект выполнен "ГЦКБ Речфлота". Как и предыдущие суда, эти собирают в рамках федерального проекта "Внутренние водные пути".

Заложено шесть судов проекта 3050.1А / Фото:
Заложено шесть судов проекта 3050.1А / Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО

Первые шесть судов заложили 28.08.2021 г. На конец декабря 2023 г. два теплохода уже были построены и проходили ходовые испытания, восемь других находились в различной степени готовности.

Обстановочное судно проекта 3050.1 / Фото:
Обстановочное судно проекта 3050.1 / Фото: "ГЦКБ Речфлота"

"Еще четыре судна находятся в готовности не менее 75%, еще четыре – в готовности 50-60%. По остальным работа ведется сейчас по оснащению системами", – директор KMZ Михаил Даниленко.

Обстановочное судно проекта 3050.1 / Фото:
Обстановочное судно проекта 3050.1 / Фото: "ГЦКБ Речфлота"

Технические характеристики проекта 3050.1А:

  • Длина – 27,6 м;
  • Ширина – 4,35 м
  • Осадка по КВЛ – 1 м;
  • Мощность главного двигателя – 220 кВт;
  • Экипаж – 6 чел;
  • Автономность – 6 сут. 

 

Добавим, что основное предназначение судов проекта 3050.1А – обслуживание плавучих и береговых знаков судоходной обстановки, контроль гарантированных глубин, буксировка несамоходных грузовых судов водоизмещением до 400 т методом толкания. Надстройка судна специально спроектирована из алюминиево-магниевого сплава для облегчения конструкции. Теплоход располагает двумя мощными палубными кранами-манипуляторами в носовой и кормовой частях. Проект прост и одновременно надежен. 
 

Промерные суда проекта 3330

 

Государственный контракт с ФКУ "Речводпуть" на строительство 11 промерных судов подписан 9.11.2020 г. Генеральный подрядчик – АО "Костромской судомеханический завод". Проектант – ЗАО "Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота".

судно проекта 3330 / Фото: Костромской судомеханический завод
Судно проекта 3330 / Фото: Костромской судомеханический завод

Головное судно в серии заложено 19.05.2021 г., последнее судно сдано 8.09.2023 г. Серия сдана досрочно. 

судно проекта 3330 / Фото: Костромской судомеханический завод
судно проекта 3330 / Фото: Костромской судомеханический завод

Головной теплоход "Промерный-9" сдан 18.11.2021 г., работает в ФГБУ "Канал имени Москвы". В 2022 г. было сдано шесть судов: "Изыскатель-1" для ФБУ "Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей", "Промерный" для ФБУ "Администрация "Волго-Балт", "Путейский-5" для ФБУ "Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей", "Промерный-3" для ФГБУ "Канал имени Москвы", "Профиль" для ФБУ "Администрация Волжского бассейна", "Горизонт" для ФБУ "Администрация Камводпуть". в 2023 году четыре: "Путейский - 1" для ФБУ "Администрация Двинско - Печорского бассейна внутренних водных путей", "Абрис" для ФБУ "Администрация Ленского бассейна", "Сапсан" для ФБУ "Администрация Амурводпуть" и "Грач" для ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей".

Судно проекта 3330 / Фото: Костромской судомеханический завод
Судно проекта 3330 / Фото: Костромской судомеханический завод

Технические характеристики проекта 3330:

  • Длина – 18,1 м;
  • Ширина – 3,2 м;
  • Мощность главного двигателя – 184 кВт;
  • Экипаж – 2 чел.;
  • Изыскательская партия – 4 чел.;
  • Автономность – 2 суток.

 

Важно отметить, что на промерных судах установлены современные автоматизированные гидрографические комплексы. Основное их преимущество – высокая скорость и точность промера, сплошная съемка дна акваторий (сканирование), возможность создания 3D-модели рельефа акваторий, расчета и контроля объемов дноуглубительных работ. Также при помощи этой техники возможно выполнять промеры (траление) судового хода с глубиной 4,0 м и шириной 85 м за два продольных галса, что большое подспорье для речного флота, а также сокращает расход топлива промерного судна.

 

Промерные суда проекта RDB 66.62

 

18.11.2020 г. ФКУ "Речводпуть" и ЗАО "Нефтефлот" заключили госконтракт на строительство серии из восьми промерных судов проекта RDB 66.62. Генподрядчик – Самарский судостроительный и судоремонтный завод. Проектант – РЦПКБ "Стапель".

Первый корпус судна проекта RDB 66.62 / Фото:
Первый корпус судна проекта RDB 66.62 / Фото: "Нефтефлот", ЗАО

По последним данным 27.10.2023 г. было сдано седьмое промерное судно "Дальномер" для ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей". Также в 2023 г. "Нефтефлот" передал "Анатолия Шилова" (ФБУ"Администрация Енисейречтранс") и "Створа" (ФБУ "Администрация Беломорканал"). В 2022 г. завод сдал заказчику "Вадима Викторовского" (ФБУ"Администрация "Волго-Балт"), Галса" (ФБУ "Администрация "Волго-Дон"), "Василия Аршинова" (ФБУ "Администрация "Камводпуть"), "Рельеф" (ФБУ "Администрация Волжского бассейна").

На Самарском ССЗ спущены на воду два промерных судна проекта RDB 66.62 / Фото:
На Самарском ССЗ спущены на воду два промерных судна проекта RDB 66.62 / Фото: "Росморречфлот"

Технические характеристики проекта:

  • Длина габаритная – 24,31 м;
  • Ширина габаритная – 5,76 м;
  • Высота габаритная – 13,4 м;
  • Осадка – 0,93 м;
  • Водоизмещение порожнем – 85,5 т;
  • Мощность главного двигателя – 295 кВт;
  • Автономность по топливу – 4 сут;
  • Экипаж и изыскательский персонал – 7 чел. 
Фото: Корабел.ру
"Анатолий Шилов", RDB 66.62 / Фото: Корабел.ру

Отметим, что промерные суда проекта RDB 66.62 помимо основных задач, способны выполнять съемочные и промерные работы на мелководных участках с использованием автоматизированного промерно-изыскательского комплекса на базе многолучевого эхолота и мелкосидящего промерного катера, входящего в комплектацию судна.

 

Земснаряды проекта 4395

 

Контракт на четыре несамоходных землесоса для ФКУ "Речводпуть" подписан 26.07.2021 г. Генеральный подрядчик – ПАО "Судоремонтно-судостроительная корпорация" (г. Городец). Проект выполнен РЦПКБ "Стапель". Первое судно "Евгений Плескевич" в рамках этого контракта для ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" сдали 27.07.2023 г. Три последующих судна будут переданы ФГБУ "Канал имени Москвы", ФБУ "Администрация Амурводпуть" и ФБУ "Администрация Обь-Иртышводпуть".

Несамоходный землесос
Несамоходный землесос "Евгений Плескевич" проекта 4395 / Фото: "Росморречфлот"

Ранее по двум другим госконтрактам ФКУ "Речводпуть" получило три земснаряда: "Аркадий Кардаков" (ФБУ "Администрация "Камводпуть"), "Донской-701" (ФБУ "Администрация "Волго-Дон"), "Северо-Двинский-701" (ФБУ "Администрация "Севводпуть").

Земснаряд
Земснаряд "Амурский-203" проекта 4395 / Фото: ПАО "АСЗ"

Технические характеристики проекта 4395:

  • Класс РКО – X О 2,0 (лед 10) А;
  • Длина – 54 м;
  • Ширина – 10,5 м;
  • Высота борта – 3,65 м;
  • Осадка с полными запасами в рабочем положении – 1,3 м;
  • Производительность – 700 куб. м/час;
  • Экипаж – 28 чел.

 

Проект 4395 создан для разработки шаландно-рефулерным способом песчаных, илистых и песчано-гравийных грунтов, дноуглубления на акваториях и судоходных путях, а также намыва дамб с возможностью выдачи грунта в шаланды, а также по плавучему пульпопроводу длиной до 500 м. и береговому пульпопроводу длиной до 100 м.

 

Самоходные земснаряды проекта 93.159

 

На судостроительном заводе "Лотос" (входит в ЮЦСС) идет строительство четырех земснарядов, изначально разработанных Royal IHC, однако теперь всю технологическую часть полностью готовит ООО "НПО "ГЦКБ "Речфлот". Первое судно "Лотос-1" было передано Росморречфлоту и сразу ушло работать на Волго-Балтийский канал. "Лотос-3" спущен на воду. Еще два судна находятся на разных этапах строительства в цеху.

Земснаряд проекта 93.159 / Фото: Корабел.ру
Земснаряд проекта 93.159 / Фото: Корабел.ру

Технические характеристики проекта 93.159:

  • Длина корпуса – 50,00 м;
  • Ширина корпуса – 11,88 м;
  • Высота борта – 2,97 м;
  • Осадка средняя с полным запасом топлива – 1,30 м;
  • Глубина выработки грунта максимальная – 10 м;
  • Глубина выработки грунта минимальная – 2.0 м;
  • Производительность земснаряда – 900 м3/час.

 

Отметим, что земснаряды оснащены роторным рыхлителем, также есть подобные суда 93.159.1 с фрезерными. Оба проекта благодаря современному оснащению способны достаточно быстро выполнять поставленные перед ними задачи по дноуглублению. Также суда могут заниматься чисткой русел рек и каналов от наносов, прокладкой каналов и участвовать в строительстве гидротехнических объектов.

 

Оба проекта – пример положительного действия программы по импортозамещению. Пропульсивные комплексы палубного размещения мощностью по 340 кВт для всех четырех судов разработана и построены отечественной компанией "Судовые движительные комплексы". 

 

Также в июне 2023 г. с ЮЦСС был заключен еще один контракт на строительство уже шести земснарядов проекта 93.159А. Казалось бы идентичный проект будет иметь принципиальное отличие: суда будут полностью российского производства с российским оборудованием.

 

Программа "Обновление обслуживающего флота"

 

Завершим наш обзор проектов на цифрах. Согласно данным, размещенным на ФКУ "Речводпуть" 21.12.2023 г., с начала реализации мероприятия "Обновление обслуживающего флота" с 2012 г. сдано 97 судов обслуживающего флота, 64 обстановочных судна различных проектов, 3 танкера-бункеровщика, 2 экологических судна, 6 дноуглубительных снарядов различных проектов, 21 промерное судно различных проектов, 1 танкер-бункеровщик-экологическое судно.

 

Кстати, в первом номере журнала этого года, который вот-вот выйдет в свет, будет отдельная статья, посвященная дноуглублению. Не пропустите. 

ТТХ проекта 3050.1А
Валовая вместимость (т)82
Длина габаритная (м)27,60
Ширина габаритная (м)4,35
Высота борта (м)1,50
Осадка судна (м)1
Скорость (уз)10,8
ТТХ проекта 3052
Водоизмещение (т)144
Длина габаритная (м)35.8
Ширина габаритная (м)6
Высота борта (м)2,6
Осадка судна (м)1.4
Скорость (уз)13
ТТХ проекта 3330
Водоизмещение (т)17,3
Длина габаритная (м)18,1
Ширина габаритная (м)3,2
Высота борта (м)0,95
ТТХ проекта 4395
Водоизмещение (т)1005,0
Длина габаритная (м)65,56
Ширина габаритная (м)10,89
Высота борта (м)3,65
Осадка судна (м)2,0
ТТХ проекта 93.159
Длина габаритная (м)50
Ширина габаритная (м)12,4
Высота борта (м)2,97
Осадка судна (м)1,34
Скорость (уз)7,0
ТТХ проекта RDB 66.62
Дедвейт (т)9,02
Длина габаритная (м)24,31
Ширина габаритная (м)5,76
Осадка судна (м)0,90
Скорость (уз)18
"Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро "Стапель", АО
Ростов-на-Дону
+7 (863) 306-02-10
"Костромской судомеханический завод", АО
Кострома
+7 (4942) 31-68-81,+7 (4942) 47-08-61
"Нефтефлот", ЗАО
Самара
+7 (846) 276-33-50
"Кингисеппский машиностроительный завод", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 318-52-04
"Южный центр судостроения и судоремонта", АО
Нариманов
+7(851)222-00-10
"Р-ФЛОТ", ГК
Нижний Новгород
+7(831) 262-26-16
"Судостроительный завод "Лотос", АО Нариманов
+7 (8512) 29-00-34
"Судоремонтно-судостроительная корпорация", ПАО Городец
+7 (83161) 9-39-72, +7 (83161) 9-37-72
"Речводпуть", ФКУ Москва
(495) 626-12-44, +7 (495) 623-58-81




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости