реклама
/ события, аналитика

Таможня уверена, что от флота она страну все-таки избавит

0 487 9 мин

 

 

Зачем государству Российскому свой флот? Оставим в стороне военно-морской флот, ибо это совсем другая история. Флот торговый и рыболовный – зачем он государству нужен? Он нужен для того, чтобы неутомимое наше государство произрастало прибылью не только от природных богатств, но и от чего-то, от чего богатеют большинство стран мира, не обремененных Сибирью с ее сокровищами – от промышленности, транспорта, туризма наконец. А еще флот нужен стране, некоторые регионы которой доступны только морским путем, в целях ее безопасности. Чтобы в случае чего супостаты не смогли нас шантажировать – если вы не по нашему, то мы вам ваши перевозки прикроем. И ешьте свою нефть сами. Ну, и еще для престижа. Негоже морской державе – а Россия, несмотря на множество возражений, таковой является, не иметь свой флот. Однако есть в России организации, которые считают, что флот России не нужен, и делают все, чтобы его и не было.

 

 

 

 

В 90-х годах государство российское свой флот разогнало под чужие флаги, к чужим берегам. Силой. То есть, законами и налогами. В это-же время другие государства занялись как раз обратным – начали свой флот возвращать под свой флаг. Не надо думать, что Россия такая глупая – это был мировой процесс, который и сейчас продолжается – флот уходит под чужие флаги, чтобы избежать налогов. Но ведущие морские державы, наконец, поняли, что дальше так нельзя, и принялись за свои законы и налоги, чтобы сделать их не такими страшными для своих судовладельцев. Достаточно быстро это поняло и наше государство – Госдума приняла в первом чтении закон о международном реестре судов. Суть закона проста до безумия – для российского судовладельца перевод своих судов под отечественный флаг перестанет быть актом самоубийства.

 

 

Однако фактически это мало что даст, даже если наши отечественные судовладельцы со слезами умиления, как блудные сыны, толпами побегут под родные цвета. Потому что флаг на флагштоке – это даже не пол-дела, если говорить о отрасли в целом, ее доходности для государства и ее развитии. Судовладельцы будут и далее вести все свои дела через оффшорные компании, так как судоходство, это международный бизнес по определению, и международная всякая общественность, в том числе и финансовая, верит российскому судовладельцу только тогда, когда он имеет оффшорную структуру, которую можно проверить международным аудитом. Серые и черные схемы и загадки российского бизнеса и российской души иностранцу неинтересны. И без того проблем хватает.

 

 

Кроме непосредственной деятельности флота, существует масса сопутствующих элементов, инфраструктура отрасли. Возрождение флота, о котором сейчас столь много говорится, подразумевает, что вместе с собственно флотом, начнет возрождаться и развиваться эта инфраструктура, в частности – судоремонт. Чтобы все это действительно заработало и стало приносить в казну деньги, а отрасли – процветание, одного реестра мало. Необходим целый ряд сопутствующих законов и мер. В противном случае ситуация станет абсурдной окончательно, то есть, наши суда под нашим флагом предпочтут открыть кингстоны и утопиться, как гордый «Варяг», но не идти в родной порт. Так как экономически это будет менее затратно.

 

 

Продемонстрируем этот абсурд на примере отечественного судоремонта и того, как проблемы ремонта и интересы государства понимает наша таможня.

 

 

 

 

Большинство судов всю свою, иногда весьма длительную, жизнь, обходится без аварийного ремонта. Схоже с автомобилем. Вы ведь, читатель, автомобиль ремонтируете, но из этого не следует, что ремонт непременно аварийный. Если вы хороший водитель, то ваш авто всю свою жизнь так в аварийный ремонт и не попадет. То же и с судами. Первый ремонт происходит через год после того, как судно получили от судостроителей, он называется «гарантийный». Затем следует целая куча всяких ремонтов – от плановых до сезонных, если например, рыболовное судно готовится к путине, а ледокол – к арктической навигации. Наша судоремонтная отрасль обеспечить ремонт всех наших судов не в состоянии. Просто физически. Да этого и не надо. Потому что имей она мощности, которые будут в состоянии отремонтировать весь отечественный флот, она разорится, так как большую часть времени эти мощности будут простаивать. Но она должна быть конкурентноспособной. Она таковой не является. У судовладельца часто нет выбора, не стоит вопроса – зачем мне гнать судно в Пусан, если оно в полдня хода от Петропавловска. Приходится гнать. Наш ремонт не устраивает ни по качеству, ни по срокам, ни по ценам. И дешевле перегнать судно из Петропавловска в Пусан, оплачивая переход и затем зарплату морякам, чем ремонтировать его в Петропавловске. Но если-бы все дело было только в этом, то можно было-бы только хихикнуть. Если наш судоремонт хочет выжить и процветать, пусть становится конкурентным, кто ему мешает.

 

 

Дело совсем в другом, а именно в том, что суда после ремонта за границей, прибывая в родные пенаты, должны заплатить таможенные сборы -  пошлину в размере 5% и НДС в размере 18%. К чему это приводит на примере рыболовного флота:

 

 

«Минимальный ремонт обходится фирме до 50 тыс. долл. Нормальный – до 300 тыс. А к этой цифре для расчета пошлины также плюсуется стоимость перехода судна до места ремонта и обратно (зарплаты, суточные экипажа, питание, топливо, амортизационные расходы). В итоге получается очень приличная сумма. Этих денег вполне хватит, чтобы укомплектовать судно на промысел: купить промвооружение, тару, робу, провизию. Но приходится их отдавать. Многие фирмы, в основном небольшие, готовы платить таможне за все. Но для крупных предприятий с их большим флотом и частыми ремонтами это слишком дорого. Поэтому они находят разные способы не платить. Например, многие наши суда вообще не заходят в отечественные порты по многу лет.»

 

 

(Газета Вести – Петропавловск-Камчатский, 2005-07-20, Кирилл МАРЕНИН).

 

 

В 2004 году был принят новый Таможенный кодекс, в котором статья 276 «Обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств» дает пояснение сути ремонта. С появлением этой статьи российские суда получили возможность заходить в российские порты после произведенного за границей ремонта. Остается только обратиться в правительство с просьбой о награждении причастных орденами, за возвращение стране флота. Однако не будем торопиться. Таможенники содрогнулись от содеянного, и срочно ищут пути, как России от флота избавиться. Обратимся к юристам:

 

 

«Таможенные режимы "Переработка вне таможенной территории" и "Временный вывоз" предусматривают различное регулирование отношений по перемещению транспортных средств через границу и их ремонту за пределами таможенной территории РФ. Режим "Переработка вне таможенной территории" не предусматривает возможности освобождения от взимания таможенной пошлины и налогов. При режиме "Временный вывоз", согласно ст. 276 ТК, при обратном ввозе, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если ремонтные работы на судне сводились к операциям, необходимым для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим "Временный вывоз".

 

 

Основной проблемой при осуществлении ремонтных работ на судне заграницей является определение характера ремонтных работ. Как следует из ст. 276 ТК РФ для получения освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов судовладелец должен доказать, что проведенные работы на судне сводились к поддержанию технико-эксплуатационных характеристик судна. Если доказать это не удастся, ремонтные работы будут расцениваться как операции по переработке и, соответственно, на сумму ремонта будут начислены таможенная пошлина и НДС.

 

 

К сожалению, в последние несколько месяцев таможенные управления всех федеральных округов рекомендуют подконтрольным таможням ужесточить контроль над судами при осуществлении их обратного ввоза после проведения операций по ремонту в портах иностранных государств. В этих рекомендациях таможенные управления указывают критерии, наличие которых дает возможность судовладельцу не уплачивать таможенные пошлины и налоги. Критерии эти таковы, что практически любой ремонт, произведенный в порту иностранного государства, подлежит обложению таможенными пошлинами и налогами.»

 

 

(Inmar Legal Co., Владивосток, Меморандум № 050708: Ремонт судна заграницей – Таможенное оформление)

 

 

 

 

В статье есть «зацепка», дающая возможность бдительным таможенникам порадеть за Отечество, содрав с судовладельца сборы по полной схеме. А теперь обьяснение, почему я привел примеры ремонта аварийного и обычного. Если судну не пришлось ремонтироваться в аварийном порядке, то таможня попытается сделать все возможное и невозможное, чтобы подогнать ремонт под категорию, позволяющую обложить судно пошлинами. Если я задам вам вопрос – чем именно таможня обосновывает свое рвение, то припомнив борьбу за наше отечественное автомобилестроение, вы с легкостью найдете ответ. Таможня теперь не спит, потому что страдает от кошмаров российского судоремонта. Именно проблемы отечественного судоремонта заставляют таможенников раз за разом обращаться в суд, требуя пошлин, и раз за разом – пока – с треском дела проигрывать. Как вы, читатель, понимаете, таможню это не останавливает:

 

 

«…существует несколько писем за подписью чиновников Федеральной таможенной службы (ФТС), которые разъясняют своим коллегам в регионах, что пошлину за ремонт в других странах брать все-таки надо. Среди них начальник правового управления ФТС Г. Баландина, которая пишет о том, что взимание таких пошлин основано на соблюдении «интересов российских организаций, осуществляющих ремонтные работы на территории России, что соответствует интересам российской экономики в целом».»

 

 

(Газета Вести – Петропавловск-Камчатский, 2005-07-20, Кирилл МАРЕНИН).

 

 

«…можно сказать, что если положения этих писем будут восприняты как руководство к действию, что фактически уже произошло, то любой ремонт судна, произведенный за пределами таможенной территории РФ, за исключением аварийного, будет расцениваться как операция по переработке с начислением таможенных пошлин и налогов…»

 

 

(Inmar Legal Co., Владивосток, Меморандум № 050708: Ремонт судна заграницей – Таможенное оформление)

 

 

Я пишу эту статью, и беспрерывно утираю слезы. Что лук резать, что вникать в высокоморальные мысли и дела наших чиновников… Кому-ж, согласимся, еще поднимать судостроение России, как не таможенникам?

 

 

Чем еще они озабочены? Ну ведь, согласимся, не только судоремонтом? Как обычно, после очередного проигрыша дела о взимании пошлин в суде, таможня обратилась в кассационный суд, и там вольно или невольно открыла свои тревоги:

 

 

«Приведу только одну фразу из жалобы (похоже, это как раз то, что беспокоит сотрудников таможни больше всего): «Если следовать логике суда, то под освобождение от уплаты таможенных платежей попадают любого вида ремонтные работы».

 

 

Обеспокоенность таможенников можно понять. Ведь они лишаются одного из главных источников платежей. А платежи – это их показатель работы, как тонны угля для шахтеров. Больше платежей – больше штат, выше статус. Есть за что бороться.»

 

 

(Газета Вести – Петропавловск-Камчатский, 2005-07-20, Кирилл МАРЕНИН).

 

 

А я добавлю, что интерес далеко не только ведомственный. Это элементарно, как факт, что Земля круглая, а у слонов есть уши, и они ими хлопают. То есть, чем абсурдней закон, тем он более взяткоемкий – вот, термин какой выдумал. Абсурдность или неправильность закона можно и нужно измерять во взятках, которые платят за его обход.

 

 

Дальнейшее можно достаточно точно просчитать, не бином Ньютона. Если терзания таможни судьбой отечественного судоремонта вовремя и жестко не излечить, путем принятия недвухсмысленной статьи или поправки к существующей, то они своего добьются, и получат искомое – возможность сдирать пошлины в любом случае, за исключением аварийного. Ответом судовладельцев станет резкий всплеск аварийности в иностранных портах –  чего проще, хлопнуть кувалдой по самой дешевой детали в механизме, и с чистой совестью становиться в аварийный ремонт. Собственно говоря, она чистая в любом случае, и дешевле без кувалды, но вот не получается без нее, ну, не та страна! Таможенники творчески подойдут к делу, и закроют и эту лазейку. Тогда флот уйдет под флаги, не будет заходить в родные порты всю свою жизнь, наконец, начнет просто топиться, но не даваться в натруженные руки наших судоремонтников от таможни. И следующим шагом будет возмущение тех самых судоремонтников, о ком пекутся таможенные генералы (потому что они вообще лишатся работы, и им не с кем будет конкурировать, исчезнет обьект конкуренции), возмущение налоговиков, общественности наконец. И закон подправят. И первые российские суда робко вползут в российские гавани, с осторожностью первооткрывателей, беспрерывно замеряя глубины и подозрительно оглядываясь по сторонам. Я не думаю, что их встретят улыбки и цветы таможенников. Но им не за улыбки платят, и платят кстати за счет налогов, в том числе налогов и с тех, кого они топят своей сиюминутной выгодой.

 

 

Так может, не будем этот цикл запускать? Закон – поправки – закон уже не нужен, потому что все разбежались – новые поправки – возвращение разбежавшихся? Может, приостановим его, пока не поздно, и посмотрим, как оно жить, исходя из здравого смысла и государственных интересов? Можно в качестве эксперимента, лет на пять. И посмотреть, что станет с судоремонтом. Что станет с таможней, лично меня не интересует. Хотя уверен, что ее восстанавливать не придется.

 

 

 

 

Войтенко М.Д.

 

 

Москва

 

 

 

 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости