Перспективы 2010 г. для сухогрузов выглядят вполне оптимистично – при условии, что сбудутся прогнозы по стабильному росту экономики КНР, а поставки нового балкерного тоннажа не обрушат рынок. В 1-м квартале текущего года Китай будет наращивать импорт угля и руды, что обеспечит стабильный уровень или даже подъем фрахтового рынка.
Балкера «панамакс» и «хенди»
Динамика Балтийского фрахтового индекса (БФИ) в декабре 2009 г. носила стабильный характер для всех типоразмеров балкерного тоннажа. По сравнению с началом месяца БФИ для «панамаксов» снизился на 1,8%, «суперхендимаксов» – 6,4% и для «хендисайзов» остался практически на том же уровне. Однако, если обратиться к началу января 2009 г., очевидны разительные перемены фрахтовой конъюнктуры, произошедшие за последние 12 месяцев. Рост БФИ для «панамаксов» за этот период составил 6,6 раза, «суперхендимаксов» – 5,4 раза и «хендисайзов» – 4,2 раза. По сравнению с просто провальным концом 2008 г. – началом 2009 г. фрахтовый рынок балкерного тоннажа фактически «возродился из пепла» и к началу 2009 г. стабилизировался на относительно высоком уровне.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в декабре 2009 г.:
Динамика Балтийского фрахтового индекса (БФИ) в декабре 2009 г. носила стабильный характер для всех типоразмеров балкерного тоннажа. По сравнению с началом месяца БФИ для «панамаксов» снизился на 1,8%, «суперхендимаксов» – 6,4% и для «хендисайзов» остался практически на том же уровне. Однако, если обратиться к началу января 2009 г., очевидны разительные перемены фрахтовой конъюнктуры, произошедшие за последние 12 месяцев. Рост БФИ для «панамаксов» за этот период составил 6,6 раза, «суперхендимаксов» – 5,4 раза и «хендисайзов» – 4,2 раза. По сравнению с просто провальным концом 2008 г. – началом 2009 г. фрахтовый рынок балкерного тоннажа фактически «возродился из пепла» и к началу 2009 г. стабилизировался на относительно высоком уровне.
Динамика Балтийского фрахтового индекса в декабре 2009 г.:
Тип тоннажа
|
01.12.09
|
14.12.09
|
30.12.09
|
Балкера «панамакс»
|
3635
|
3574
|
3567
|
Балкера «суперхендимакс»
|
2376
|
2420
|
2224
|
Балкера «хендисайз»
|
1143
|
1239
|
1159
|
Источник: Clarkson
Если для направления Черное море – Дальний Восток ставки для балкеров «суперхендимакс» оставались стабильными, то в направлении Континент – Дальний Восток их снижение составило почти 2000 USD/сут. или 5%. Зато в направлении Мексиканский залив США – Континент ставки выросли почти на те же 4,4%. То же можно сказать и для балкеров «хендисайз», для которых ставки из портов Континента на Северную или Южную Америку немного понизились, что полностью компенсировалось повышением ставок в обратном направлении.
Высокая активность фрахтования балкеров в период – чартер несмотря на Рождественские каникулы наблюдалась вплоть до конца декабря. Брокеры отмечают имевшую место в последние дни декабря отфрахтовку «хендисайза» дедвейтом 35 тыс. т по ставке 40000 USD/сут. Это означает взятие рубежа в 1 доллар за тонну дедвейта в сутки для данной категории тоннажа.
Весьма существенной величины в декабре 2009 г. достигали и балластные бонусы, составлявшие для «панамаксов» в зависимости от пунктов подачи тоннажа от полумиллиона до $900 тыс.
Коастеры и суда «река-море»
По подсчетам FREIGHT WORLD, каждую декабрьскую неделю на 200-250 предлагаемых к отправке грузовых партий приходилось порядка 350 готовых выполнить эту работу судов. А в конце декабря, когда большинство фрахтователей закрыли свои годовые обязательства и наступили Рождественские каникулы, ситуация еще более ухудшилась. Брокеры отмечают, что без работы оказалось много современных коастеров дедвейтом 5000 – 8000 т, владельцы которых, понадеявшись на более высокий фрахт, просто не захотели их вовремя зафиксировать, а потом стало уже поздно.
Плохие погодные условия, включая туманы, шторма и ледовую обстановку, приводящие к задержкам тоннажа (т.е. сокращали его предложение), не смогли повернуть ситуацию к лучшему. В преимуществе оказались лишь суда, имеющие подходящий ледовый класс и возраст. Но и здесь уровень ставок оказался не выше, чем 2–3 месяца назад.
Тайм-чартерный эквивалент, рассчитываемый для «коастеров» различной грузоподъемности в декабре 2009 г. (Euro/сут.):
Дедвейт, т
|
Начало декабря
|
Конец декабря
|
1250
|
1200
|
1100
|
1750
|
1400
|
1300
|
2500
|
1800
|
1700
|
3500
|
2250
|
2200
|
6500
|
2850
|
2800
|
Источник: NORBROKER
По данным NORBROKER, в 2009 г. наблюдался самый низкий уровень ставок на коастерный тоннаж, начиная с 2001 г. И это притом, что значительно выросли все издержки морских перевозчиков, а цены на бункерное топливо поднялись в несколько раз.
По сравнению с другими регионами прибрежных или региональных перевозок ситуация на фрахтовом рынке Азово-Черноморского бассейна в декабре 2009 г. была благоприятнее, чем на Балтике, хотя многие судовладельцы переводили свой тоннаж в наш регион. В Азовском море с началом ледовой обстановки вообще наблюдался недостаток судов «река – море», большая часть которых из-за своего почтенного возраста и отсутствия ледового класса просто не могла зайти в порты этого бассейна. Соответственно, небольшой избыток тоннажа имел место в Черноморском бассейне, что в конечном счете, привело к падению индекса ISTFIX на 23 пункта или 3%. Тайм-чартерный эквивалент для различных категорий коастерного тоннажа упал при этом на 160-270 USD/сут.
Рынок новостроя
Согласно данным Clarkson Research Services, в 2009 г., по сравнению с 2008 г., количество заказанных балкеров снизилось в 6,5 раз, контейнеровозов – в 30 раз, универсальных сухогрузов – в 15 раз, судов Ро-Ро – 44 раза, а суда-рефрижераторы вообще не заказывались. И это при том, что контрактные цены на балкера, по данным того же источника, по сравнению с 2008 г., снизились на 23-36%, а на контейнеровозы – на 24-40%. В основе этого снижения, как отмечают аналитики, уменьшившиеся на 30-40% цены на комплектующее оборудование, а также снижение стоимости судостроительной стали.
Количество заказанных сухогрузных судов по типу тоннажа в 2006-2009 гг.:
Тип судна
|
Годы
|
|||
2006
|
2007
|
2008
|
2009*
|
|
Балкеры
|
699
|
1960
|
1114
|
170
|
Контейнеровозы
|
465
|
535
|
208
|
7
|
Универсальные
|
400
|
398
|
292
|
19
|
Суда Ро-Ро
|
87
|
137
|
87
|
2
|
Рефрижераторы
|
4
|
9
|
8
|
-
|
* - по середину декабря
Источник: CRS
По данным китайских источников, 65% судостроителей КНР вообще не получили новых заказов в 2009 г. В наихудшем положении оказались вновь появившиеся на волне судостроительного бума 2007-2008 г. игроки. По оценкам, в 2009 г. в Китае построен тоннаж общим дедвейтом около 40 млн. т, что на 41% больше, чем в 2008 г.
В то же время, китайские верфи в 2009 г. получили заказы на суда общим дедвейтом 22,94 млн. т, что на 61% меньше, чем годом ранее. К счастью, китайским верфям сильно помогают предпринятые правительством этой страны прямые и косвенные меры поддержки отечественного судостроения.
Pынок судов «сэконд-хэнд»
Сохраняется высокая активность китайских покупателей подержанных балкеров, которые по-прежнему доминируют в данном сегменте рынка. Брокеры отмечают покупку в китайских интересах балкера с символическим названием INDIA дедвейтом 76620 т, построенного в 2005 г. на японской верфи Sasebo. Цена сделки составила $36,3 млн.
В целом же в течение декабря цены на современные балкера «панамакс» возрастом до 5-ти лет еще более укрепились, а на современные «суперхендимаксы» остались на том же уровне.
Уровень цен на современные балкера «сэконд-хэнд» в декабре 2009 г.:
Тип тоннажа
|
Возраст
|
Дедвейт, т
|
Цена, тыс. USD
|
||
начало декабря
2009 г.
|
конец декабря
2009 г.
|
Изменения (+) (–)
|
|||
«Панамакс»
|
мах 5 лет
|
74000
|
32935
|
33424
|
+389
|
«Суперхендимакс»
|
мах 5 лет
|
52000
|
27281
|
27308
|
+27
|
Источник: Baltic Sale & Purchase Assessment
Рынок судового металлолома
В 2009 г. неплохо наполнили свои мощности скраповыми судами все судоразделочные верфи. Особенно заметны успехи пакистанских, китайских и индийских верфей, сумевших в разы увеличить свои портфели заказов на разделку судов.
Из 28,5 млн. т дедвейта судов, ушедших на слом за неполные 12 месяцев 2009 г. 9,7 млн. т или 34% приходилось на балкерный тоннаж. Причем половину этой цифры составили ушедшие на слом балкера «хендисайз».
Динамика цен на судовой металлолом на Индийском субконтиненте в 2006 - 2009 гг.:
Годы
|
Цена по типу тоннажа, USD/LDT
|
|
Танкера
|
Сухогрузы
|
|
2006
|
410
|
390
|
2007
|
510
|
470
|
2008
|
285
|
270
|
2010 (декабрь)
|
340
|
330
|
Источник: Baltic Demolition Assessment (BDA)
Прогноз развития фрахтового рынка
2009 г. оказался для балкерного рынка не таким уж и плохим, как этого можно было ожидать по итогам 1-го квартала. Начиная уже со второго квартала, балкерный рынок показывал уверенный рост и весьма неплохие финансовые показатели. Поставки нового балкерного тоннажа оказались меньше ожидаемого и не смогли подорвать баланс спроса и предложения. Всего в 2009 г. в строй вошли порядка 500 новых балкеров суммарным дедвейтом немногим более 40 млн. т, что составляет около 10% действующего балкерного флота.
Вопреки пессимистичным прогнозам мировая морская торговля в 2009 г. снизилась всего на 1,4%. Правда, без учета Китая это падение составило бы уже 3,5%, т.е. было бы достаточно ощутимым.
Основными рисками 2010 г. остается ожидаемое резкое увеличение поставок нового балкерного тоннажа, что приведет к избытку флота и большой волатильности фрахтовых ставок. Чтобы хоть как-то себя обезопасить, многие операторы стараются получить стабильную загрузку своему флоту путем заключения долгосрочных контрактов на обслуживание (СОА), продолжительных (более года) тайм – чартеров и фьючерсных сделок (FFA).
Впрочем, если даже весь запланированный к поставке в 2010 г. балкерный тоннаж войдет в строй, избыток тоннажа будет достаточно неравномерен по типоразмерам балкеров. Больше всего этой проблемы стоит опасаться владельцам балкеров «кейпсайз» (дедвейтом свыше 100 тыс. т) и «суперхендимакс» (дедвейтом 52-56 тыс. т), в то время как балкеров «хендисайз» (дедвейтом 20 – 39 тыс. т) было заказано не так уж и много.
Средний уровень фьючерсных сделок на балкерный тоннаж на рынке FFA:
Тип тоннажа
|
Дата котировки
|
Период фьючерсной сделки
|
||
1 кв. 2010 г.
|
2 п/г 2010 г.
|
2011 г.
|
||
«Панамаксы»
|
01.12.09
|
26375
|
18875
|
16250
|
14.12.09
|
23250
|
16750
|
15875
|
|
30.12.09
|
29125
|
19875
|
16500
|
|
«Супермаксы»
|
01.12.09
|
20700
|
15125
|
14125
|
14.12.09
|
20250
|
14750
|
13875
|
|
30.12.09
|
22750
|
16125
|
14750
|
|
«Хэндисайзы»
|
01.12.09
|
13250
|
10375
|
10250
|
14.12.09
|
14375
|
11375
|
10550
|
|
30.12.09
|
14375
|
11375
|
11050
|
Источник: Clarkson
В отношении рынка коастерного тоннажа в 2010 г. следует отметить, что к сожалению, в Европе нет своего Китая и будущее развитие региональной торговли здесь все еще туманно и неопределенно. Кризис сильно ударил по экономике стран Евросоюза, России, Турции, Украины, и надеяться на быстрое воостановление рынка здесь не приходится.
Елена Кучерова
УкрНИИМФ
УкрНИИМФ