/ судостроение

Соловки отправят по Белому морю берестяную лодку

0 1350 1 мин

КЕМЬ, 26 мая. В Кеми Республики Карелия началось строительство берестяной лодки. Проект Соловецкого музея-заповедника «Первобытное мореплавание: реконструкция маршрутов и средств передвижения в западной части Белого моря в эпохи камня, раннего метала и Средневековья» призван доказать или опровергнуть возможность подобных путешествий в древности. На постройку каркасной берестяной лодки уйдет около трех дней, сообщили «Росбалту» в пресс-службе музея.

 В первый день из кусков бересты
мастера «шьют» длинное полотно шириной около полутора метров. Сшивают берестяные пласты сосновым корнем, размоченным в воде, делая отверстия в бересте шилом. Изготовление такого берестяного «половика» – самый сложный, трудоемкий и ответственный этап, потому что от этого зависит качество всей лодки.

Следующий этап – создание берестяного корпуса лодки. Уже сейчас мастера обозначили контур будущего судна, вколотив в землю около десяти березовых прутьев высотой 70 см. Готовое берестяное полотнище разместят внутри намеченного прутьями контура и станут пришивать борта. Общая высота лодки составит около 50 см.

boat2_427

 

После этого в лодку вложат шпангоуты и стрингера, изготовленные из упругих еловых ветвей. На дне лодки будет устроен небольшой трап для придания днищу формы и прочности. Оставшиеся куски бересты прикроют нос и корму, так что судно будет полузакрытым. Последний этап – смоление швов смесью из растопленной еловой смолы и свиного жира. 

boat1_427

Строительство ведется с помощью простейших инструментов – ножа, топора и шила. Для связей используются только корень сосны и полоски из бересты. Конструкция не предусматривает металлических частей, не будет ни одного элемента, который бы крепился жестким способом. Такая гибкая фиксация позволит действовать принципу «обратной деформации» — в случае удара волны лодка прогнется и затем опять примет первоначальную форму. 

boat_427

После постройки лодку спустят на воду и в сопровождении Службы безопасности Соловецкого музея-заповедника пройдут по Белому морю до Большого Соловецкого острова около 50 км. 

Данный проект – первая в истории исследования морской практики Беломорья попытка экспериментально проверить гипотезу о возможности передвижения по Белому морю на каркасной берестяной лодке в первобытную эпоху и в классическом Средневековье.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В Самарской области анонсировали масштабное обновление водного пассажирского транспорта
20:04 / судоходство