В соответствии с Резолюцией MSC.282(86) от 05.06.2009, принятой во время проведения 86-ой сессии Комитета Международной морской организации по безопасности на море, были определены поправки к главе V "Безопасность мореплавания" Международной Конвенции СОЛАС-74. В соответствии с поправками, которые вступили в силу 01.01.2011, обязательным оборудованием на всех судах с 01 июля 2011 должна быть установлена Система Контроля Дееспособности Вахтенного Механика(СКДВП)/Bridge Navigational Watch Alarm System(BNWAS).
Назначение
Система контроля дееспособности вахтенного помощника (СКДВП) предназначена для контроля за функционированием поста управления судном расположенном в рулевой рубке и выявления недееспособности вахтенного помощника. СКДВП удовлетворяет требованиям части V Правил РМРС "Навигационное оборудование".
Принцип работы
Включение СКДВП осуществляется при помощи ключа с основной панели управления. Предусмотрена работа в двух режимах – ручной и автоматический.
Для выбора режима необходимо вставить и повернуть ключ в положение РЕЖИМ, а затем нажатием кнопки РЕЖИМ/ВРЕМЯ выбрать требуемый режим работы (обозначение выбранного режима обеспечивается засветкой соответствующей надписи "ОТКЛЮЧЕНА/ВКЛЮЧЕНА/АВТОМАТИЧЕСКИЙ"). После выбора режима необходимо выставить временной период квитирования – для этого необходимо перевести ключ в положение ВРЕМЯ, и с помощью кнопки РЕЖИМ/ВРЕМЯ установить требуемый период (в диапазоне от 3 до 12 минут с шагом 1 мин.).
При выборе режима РУЧНОЙ, после перевода ключа в среднее положение, система будет активирована в установленным режимом и периодом срабатывания. Если в течении этого периода не было квитирования, то на основной панели в рубке начинает мигать индикатор в течении 15 с. Если в течении этого времени не произошло квитирования, то на основной панели включается звуковая сигнализация. Если в течении 15 с. квитирование так и не было произведено на основной панели, то включается световая и звуковая сигнализация на дополнительных панелях установленных в помещении резервного помощника и/или каюте капитана. Если в течении 90 с. сигнал тревоги тк и не был подтвержден, то включится световая и звуковая сигнализация на дополнительных панелях установленных в остальных судовых помещениях в которых может находиться штурманский состав судна. Отключение световой и звуковой сигнализации может быть произведено только с основной панели, нажатием на кнопку КВИТИР, после чего начинается отсчет времени в соответствии с периодом срабатывания.
В случае если выбран режим АВТОМАТИЧЕСКИЙ, то СКДВП включается при поступлении сигнала об использовании автоматического режима работы системы управления курсом или траекторией судна (при работе авторулевого) и выключается при его отключении.
Для вызова капитана, в случаях, когда необходимо его присутствие в рулевой рубке, на панели управления имеется кнопка "ВЫЗОВ", после нажатия на которую срабатывает звуковая и световая сигнализация на панели квитирования в каюте капитана.
На основной панели присутствует кнопка "ТЕСТ" с помощью которой производится проверка исправности световой и звуковой индикации.
Внешний вид лицевой части основной панели:
Для выбора режима необходимо вставить и повернуть ключ в положение РЕЖИМ, а затем нажатием кнопки РЕЖИМ/ВРЕМЯ выбрать требуемый режим работы (обозначение выбранного режима обеспечивается засветкой соответствующей надписи "ОТКЛЮЧЕНА/ВКЛЮЧЕНА/АВТОМАТИЧЕСКИЙ"). После выбора режима необходимо выставить временной период квитирования – для этого необходимо перевести ключ в положение ВРЕМЯ, и с помощью кнопки РЕЖИМ/ВРЕМЯ установить требуемый период (в диапазоне от 3 до 12 минут с шагом 1 мин.).
При выборе режима РУЧНОЙ, после перевода ключа в среднее положение, система будет активирована в установленным режимом и периодом срабатывания. Если в течении этого периода не было квитирования, то на основной панели в рубке начинает мигать индикатор в течении 15 с. Если в течении этого времени не произошло квитирования, то на основной панели включается звуковая сигнализация. Если в течении 15 с. квитирование так и не было произведено на основной панели, то включается световая и звуковая сигнализация на дополнительных панелях установленных в помещении резервного помощника и/или каюте капитана. Если в течении 90 с. сигнал тревоги тк и не был подтвержден, то включится световая и звуковая сигнализация на дополнительных панелях установленных в остальных судовых помещениях в которых может находиться штурманский состав судна. Отключение световой и звуковой сигнализации может быть произведено только с основной панели, нажатием на кнопку КВИТИР, после чего начинается отсчет времени в соответствии с периодом срабатывания.
В случае если выбран режим АВТОМАТИЧЕСКИЙ, то СКДВП включается при поступлении сигнала об использовании автоматического режима работы системы управления курсом или траекторией судна (при работе авторулевого) и выключается при его отключении.
Для вызова капитана, в случаях, когда необходимо его присутствие в рулевой рубке, на панели управления имеется кнопка "ВЫЗОВ", после нажатия на которую срабатывает звуковая и световая сигнализация на панели квитирования в каюте капитана.
На основной панели присутствует кнопка "ТЕСТ" с помощью которой производится проверка исправности световой и звуковой индикации.
Внешний вид лицевой части основной панели:

Внешний вид лицевой части дополнительной панели:

Функциональные возможности
- обмен данными между панелью управления и дополнительными панелями осуществляется по цифровому интерфейсу, что позволяет уменьшить количество жил кабелей соединяющие компоненты системы
- для панели управления предусмотрена регулировка яркости подсветки индикаторов (8 градаций)
- в качестве опции, возможно исполнение СКДВП с дублированием обмена данными и дублированным питанием
Виды интерфейсов
- цифровой интерфейс обмена данными (опция – дублированные обмен)
- питание 9…40 В постоянного тока(опция – дублированное питание)
- входной сигнал типа "сухой контакт" о работе авторулевого
- выходной сигнал типа "сухой контакт" о срабатывании АПС, который передается в систему ОАПС судна
- выходной сигнал типа "сухой контакт" о работе СКДВП
Комплект поставки
В комплект поставки СКДВП входит
- панель управления, которая встраивается в пультовую секцию в Рулевой рубке – 1 шт
- дополнительные панели (панели квитирования), которые устанавливаются в каютах экипажа или в служебных помещениях судна (кают-компании, столовой и т.д.) – до 8 шт
- копия сертификата РМРС