В наибольшей степени пострадают проекты строительства рыболовных, краболовных, пассажирских и научных судов. По мнению участников рынка и экспертов, необходима масштабная господдержка отрасли.
Гражданское судостроение в наибольшей степени пострадает от ограничений США и ЕС на импорт судового комплектующего оборудования, - передает "Коммерсантъ".
В 2022 году возможно сохранение уровня сдачи гражданских судов в России на уровне 2021 года — 50 судов, так как многие суда находятся в высокой степени готовности и закупка ключевого иностранного оборудования осуществлена. В 2022 году можно ожидать сдачу первого серийного танкера проекта 114К "Афрамакс", сухогрузов RSD 59, атомного ледокола проекта 22220, а также, возможно, головных и первых серийных рыболовных судов проектов СТ-192 RFC и 170701.
При этом неизбежно сильно сдвинутся сроки строительства судов, планируемых к сдаче в 2023–2025 годах, так как замена СКО потребует перепроектирования и существенно увеличит стоимость, констатирует эксперт. В большей степени под угрозой невыполнения оказываются рыболовные, краболовные, пассажирские и научные суда, в то время как сроки сдачи сухогрузных судов сдвинутся в меньшей степени, поскольку там меньше иностранного оборудования и уже есть задел по импортозамещению.
Сектор гособоронзаказа в наименьшей степени пострадает от введенных ограничений, так как доля импортного оборудования на строящихся военных кораблях незначительна, а переориентация на оборудование из Китая и Кореи произошла уже в период после 2014 года, отмечает Михаил Бурмистров.
В Объединенной судостроительной корпорации сказали, что компанией и правительством разрабатывается комплекс мер господдержки как судостроительной отрасли в целом, так и конкретных предприятий, в том числе конструкторских бюро и производителей оборудования.
#Себастьян Перейро, 17.04.2022, 07:24Напишите мне о успехах судостроения через годик примерно.
-2+
#Францев Михаил Эрнстович, 13.04.2022, 13:19Проблем будет очень много. По сути речь идет о воссоздании ряда отраслей судового машиностроения и электрообрудования. При наличии очень ограниченных программ строительства гражданских судов, в первую очередь, в плане их серийности все это выглядит несколько утопичным. В качестве примера можно сказать, что даже СССР времен расцвета для крупносерийной постройки гражданских судов широко использовал комплектацию из стран СЭВ: Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши и ГДР. Причем это касалось практически всей номенклатуры от главных двигателей до гидравлики люковых закрытий. А в серии было от нескольких десятков до сотни и более однотипных судов, что делало рентабельной работу предприятий судового машиностроения и электрооборудования. Сейчас ничего такого и близко нет. Суда строятся по сути мелкосерийно и единично. Степень унификации технических решений на них стремится к нулю. Какое предприятие в таких условиях может подготовить к выпуску и запустить серию, например, насосов? Да далее...и самих предприятий давно нет в живых. Остается два пути: либо как-то "по-левому" закупать то, что нужно (или почти то, что нужно, одновременно многократно дорабатывая имеющиеся проекты). Либо брать что-то, что можно из военного кораблестроения. Во времена СССР многие позиции шли "и для мира и для войны", например, РЛС "Миус" и т.п. Насколько это получится сейчас - вопрос открытый. Думаю, что в существующих условиях будет идти речь о консервации недостроенных гражданских судов невысокой степени готовности на неопределенный срок. Возможна существенная смена концепции развития гражданского судостроения в направлении советских разработок. Не исключаю, что из всех маршрутов река-море плавания в последующие десятилетия сохранится только "Южный транзит" (кто в теме, понимает о чем я говорю).