Также, профсоюз предложил рассмотреть возможность установления для организаций морского транспорта порядка освобождения от привлечения моряков к призыву на военную службу по мобилизации аналогичного тому, который уже предусмотрен для некоторых видов деятельности – Российский профессиональный союз моряков обратился к Председателю Правительства РФ Мишустину, в Министерство обороны РФ и Министерство транспорта РФ.
В связи с принятием Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", около 40 % членов экипажей судов, плавающих под российским флагом, могут быть отнесены к первому разряду запаса, регламентированному ст. 53 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а значит, подлежат призыву на военную службу по мобилизации.
Съезд РПСМ / Фото: PR-служба РПСМ
В Российском профессиональном союзе моряков уверены: заменить такое количество моряков на судах практически невозможно. Если для подготовки даже рядового члена экипажа требуется немалое время на прохождение соответствующих курсов и тренингов, то подготовка квалифицированных лиц командного состава экипажей судов занимает порядка 7-10 лет.
Председатель РПСМ Юрий Сухоруков:
Согласно ст. 53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, каждое судно должно иметь на борту экипаж, состоящий из моряков надлежащей квалификации, и достаточный по численности. Это необходимо, в первую очередь, для безопасности плавания судна, что подтверждается Свидетельством о минимальном составе экипажа судна
Отсутствие данного свидетельства или несоответствие количественного состава экипажа судна указанному свидетельству может явиться основанием для задержания судна в российском или иностранном портах и последующего запрета на его эксплуатацию.
При применении в полном объёме мобилизационных норм к морякам возникнет дефицит квалифицированных морских кадров, невозможность плановой смены членов экипажей, что, как следствие, приведёт к задержаниям судов в портах в связи с несоответствием свидетельствам о минимальном составе экипажей.
Подобное развитие событий может привести к сложностям при обеспечении внутренних и международных морских перевозок, включая транспортировку углеводородов в Арктике, а также разрыву сложившихся цепочек поставок, в том числе стратегических грузов.
Юрий Сухоруков рассказывает:
Согласно информации, размещённой на сайте Министерства обороны Российской Федерации, для некоторых отраслей установлен порядок, при котором основанием для освобождения от привлечения граждан к призыву на военную службу по мобилизации будут считаться списки граждан, представляемые руководителями соответствующих организаций по установленной форме в Генеральный штаб ВС РФ. При этом на данный момент работники морского транспорта (моряки) не имеют право на освобождение