В 2019 году губернатор Омской области Александр Бурков на XVI Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана заявил, что низкий уровень воды в Иртыше мешает развитию грузового судоходства как в направлении Казахстана, так и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через Северный морской путь. Летом прошлого года уровень в Иртыше падал до рекордных показателей, из-за чего в южных районах Омской области была угроза нарушения подачи воды для нужд населения и садоводческих товариществ.
"Данный вопрос был в повестке на встрече сопредседателей совместной российско-казахстанской комиссии в г. Оренбурге 18 марта 2021 года. Правительство Омской области в целях изучения возможности увеличения попусков для обеспечения навигации предложило создать специальную рабочую группу при рабочей группе по охране и использованию водных ресурсов трансграничного бассейна реки Иртыш/Ертис. <…> Вновь затронуть тему планируется на очередном заседании совместной комиссии, которое пройдет до конца 2021 года в Республике Казахстан", - сообщила пресс-служба.
В Росводресурсах отметили, что помимо мер по увеличению пропуска воды российская сторона попросила рассмотреть возможность включения своих представителей в состав межведомственной комиссии по использованию водных ресурсов Иртышского каскада водохранилищ. "Этот вопрос сейчас находится на рассмотрении казахстанской стороны, решения по нему пока нет", - говорится в сообщении.
По словам первого заместителя руководителя администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей ("Обь-Иртышводпуть") Константина Жулина, включение российских представителей в состав комиссии позволит прогнозировать ситуацию на реке. "Мы хотим, чтобы у нас был прогноз, когда и какой уровень воды наступит, поскольку все это взаимосвязано [с судоходством]", - сказал он ТАСС.
Снижение грузооборота на Иртыше
В советское время грузооборот по Иртышу между Омской областью и южными регионами Казахстана составлял около 9 млн тонн в год, в 2019 году рекой было перевезено всего 175 тыс. тонн. Развитие судоходства позволит значительно - от 2,5 до 4 раз - снизить стоимость перевозки грузов, разгрузить и сохранить дороги. Для этого, по словам губернатора, необходимо усилить дноуглубительные работы на Иртыше, увеличить пропуск воды на казахстанских ГЭС и, возможно, построить подпорные гидросооружения.
Как отметили в Росводресурсах, вопрос о большем пропуске воды через казахстанские ГЭС впервые поднимался еще в середине 90-х годов. "Так, на заседании казахстано-российской комиссии 25 июня 1997 года было решено рассмотреть предложение российской стороны об увеличении попусков из Шульбинского водохранилища с целью обеспечения судоходства и водозаборов в пределах Омской области. Дальнейшего решения не последовало", - сообщили в пресс-службе.