"Ленин" вот уже 20 лет как выведен из эксплуатации. Однако это не мешает атомоходу и сегодня находиться в хорошем техническом состоянии. К тому же с того момента, как ледокол ошвартовался у причала своей вечной стоянки на Мурманском морском вокзале, на его борту побывало уже свыше десяти тысяч посетителей!
Государственный флаг над "Лениным" взвился 3 декабря 1959 года, тогда-то и начался отсчет истории атомного флота страны. Затем "армия" ледоколов пополнилась еще двумя махинами: в 1975-м ввели в строй "Арктику", спустя три года - "Сибирь". Правда, и они уже выведены из эксплуатации, но государственные задачи в вечных льдах продолжают выполнять мощные атомоходы "Советский Союз", "Ямал", "Россия" и "50 лет Победы", а также "Таймыр" и "Вайгач" с малой осадкой.
Накануне полувекового юбилея генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Вячеслав Рукша рассказал о нынешней деятельности предприятия и его перспективах.
- Войдя в состав госкорпорации "Росатом", наша компания превратилась из проблемной в стабильно развивающуюся. Замечу, что сейчас определена четкая концепция перехода на ледоколы нового поколения. Однако задачи остались неизменны. По-прежнему актуальны для "Атомфлота" проекты шельфовых разработок в Баренцевом и Карском морях. Предприятие продолжает ледокольное сопровождение судов в прибрежных регионах.
В летне-осенний период, три-четыре месяца в году, работа идет бесперебойно. К примеру, успешно осуществляются транспортные задачи, связанные с обеспечением деятельности научных станций "Северный Полюс", - к местам их дрейфа совершено 68 походов на ледоколах "Атомфлота".
- Круглогодичная эксплуатация атомоходов на Северном морском пути пока не представляется возможной, - продолжил Вячеслав Владимирович. - Для такой навигации необходим ледокол-лидер мощностью 90-100 мегаватт. На государственном уровне уже решается вопрос о его создании. Тем не менее, это остается отдаленной перспективой в силу дороговизны проекта, который может потребовать несколько десятков миллиардов долларов инвестиций.
Пока же страна встала на путь создания двухосадочных ледоколов нового поколения мощностью 60 мегаватт. Строительство первого судна начнется в 2011 году и завершится, предположительно, к 2016-му. Оно заменит "Россию" и "Советский Союз", которые к тому времени отработают свое. А к 2025 году, есть такие прогнозы, будет закончена серия еще из трех атомоходов. Итак, в обозримом будущем у России появятся четыре ледокола для решения важных государственных задач в Арктике. Эти атомоходы будут универсальными, так как смогут работать и в открытых морских акваториях, и в устьях крупных рек Сибири, а также преодолевать трехметровые льды.
- В связи с открывающимися перспективами встают вопросы утилизации отслуживших ледоколов, - подчеркнул Вячеслав Рукша. - Сейчас разработано две концепции на этот счет. То ли мы будем удалять реакторную установку, а судно пускать "на иголки", то ли пойдем по пути глубокой утилизации по примеру того, как избавляются от отслуживших свой срок атомных подводных лодок. К слову, в ледокольном флоте это не такой уж и затратный способ, учитывая, что все наши атомоходы "чистые" - излучений и повышенного радиационного фона нет.
В завершение встречи Вячеслав Владимирович заметил, что сейчас на "Атомфлоте" работает чуть более двух тысяч человек, помнящих о солидной истории и видящих перспективы своего предприятия.
- Спешу поздравить каждого члена нашего сплоченного коллектива с юбилеем компании, - обратился к коллегам Вячеслав Рукша. - В такой день хотелось бы, в первую очередь, пожелать здоровья работникам "Атомфлота". Пусть в ваших домах всегда будет хорошая погода, в сердце - радость, а на лице - улыбка. Пусть продолжает развиваться ледокольный флот, такой нужный нашей стране. Пусть процветает наше предприятие, и будут счастливы его сотрудники.
Людмила Буткова
Мурманский вестник