Адомат, ООО

Прибрежный флот Балтики ждет пополнение

Первое серийное судно проекта 174610 строится в Калининградской области. Это очередной этап обновления прибрежного флота региона, стартовавшего с проекта "Всеслав" – судна для прибрежного промысла с системой RSW. Оно было спроектировано инжиниринговой фирмой "Адомат" в тесной связке с компанией "Марфиш" и по ее заказу. О "Всеславе" и его систер-шип наш рассказ.

Новый траулер, как и "Всеслав", предназначен для замены МРТК типа "Балтика", устаревшим как физически, так и морально – их средний возраст приблизился к 40 годам. 

"Всеслав" – судно нового поколения, как по бытовым условиям для экипажа, так и по техническим характеристикам / Фото: Корабел.ру

Первое серийное судно проекта 174610 будет отличаться от "Всеслава" увеличенной длиной кормы. По результатам эксплуатации головного судна, изменения внесены также в промысловую схему, систему вентиляции, систему приема-перекачки топлива. Сделано множество других незначительных корректив, в том числе из-за смены поставщиков оборудования, вызванных санкциями. 

Ситуация на рынке судового комплектующего оборудования для судов небольших размерений накладывает серьезные ограничения, хотя конструкторам новых МРТК за последний год удалось расширить мейкер-лист.

Килька (та что поменьше) и салака -–основа промысла на Балтике / Фото: Корабел.ру
Килька (та что поменьше) и салака -–основа промысла на Балтике / Фото: Корабел.ру

Как создавался "Всеслав"

"Мы начали проектировать "Всеслав" задолго до коронавируса, – отмечает Олег Мартенс. – Стремились создать современное универсальное судно, опираясь на опыт работы заказчика на Балтике и держа в голове тенденции, существовавшие в тот момент в странах Северной Европы".

МСТР пр. 174610

Символ класса:

Символ класса: КМ (★) Iсе1 R2 AUT3 Fishing vessel

Длина наибольшая, м:

27,14

Ширина наибольшая, м

8,60

Осадка по грузовую марку, м

4,28

Водоизмещение при осадке по летнюю грузовую марку, т

547,8

Дедвейт при осадке по летнюю грузовую марку, т

251,5

Мощность ГД, кВт

746,0

Объем грузовых танков RSW, м3

200,0

Автономность, сут

7

Максимальная скорость, уз

11,5

Экипаж, чел

6 (10 койко-мест)

Это было головное судно, и, как часто бывает, после начала его работы в море стали появляться предложения по улучшению. Многие из них – просьба удлинить корму, внести небольшие изменения в систему вентиляции и т.д. – и были интегрированы в первое серийное судно проекта 174610. Из-за известных событий произошли изменения в списке поставщиков судового оборудования, и строительство первого серийного судна на достаточно большой срок было заморожено, пришлось проводить довольно большой объем работ по перепроектированию. 

Наиболее распространенные виды рыб в Балтике - килька, салака, камбала и треска / Фото: Корабел.ру

"Всеслав", по сути, стал первым отечественным проектом нового рыбопромыслового судна для прибрежного лова с системой охлаждения улова морской водой (RSW). И ориентироваться на современные российские проекты калининградские проектанты не могли. Да, уже появился Т-30В, построенный по проекту компании "СиТех". "Но это судно с другим функционалом и задачами, – отмечает Олег Мартенс. – И, по сути, мы были пионерами, набивали шишки одними из первых".

Для проверки мореходных качеств траулера, проектанты "Всеслава" обратились на кафедру судостроения КГТУ. В университетском опытовом бассейне испытывались две модели траулера с разными обводами. "В Крыловке в тот момент не могли взяться за наш проект, –рассказывает Мартенс, – а две организации, которые занимались CFD, выставили нам крайне высокий ценник. И мы выбрали КГТУ".

"Всеслав" способен добывать втрое больше рыбы, чем старые траулеры: до двух тысяч тонн в месяц. Высокое качество продукции обеспечивается охлаждением воды в трюмах, куда улов напрямую выкачивается из трала, находящегося в море.

По сути, вместе с тестированием моделей траулера в бассейне шла проверка самого испытательного оборудования с новой системой видеофиксации. В результате совместной работы конструкторов и специалистов университета был получен ряд гидродинамических характеристик, по которым уже принималось решение о форме корпуса.

Ночные размышления капитана А.Силицкаса. Результат лова во многом зависит от опыта капитана / Фото: Корабел.ру
Ночные размышления капитана. Результат лова во многом зависит от его опыта / Фото: Корабел.ру

Своими размерениями и обводами корпуса "Всеслав" немного похож на современные норвежские суда. При длине 25-30 м их ширина часто составляет 8,5-10 м. Попадаются вообще уникальные размеры – 15 на 12 м, причем, у такого "спичечного коробка" осадка чуть ли не шесть метров и два яруса надстройки. Как отметил Олег Мартенс: "Мы исходили из того, что, если у норвежцев это работает, давайте, и мы попробуем. На тот момент у нас было задано ограничение расчетной длины 24 м, мы и его еще пытались соблюсти".

Подъем трала – горячая пора не только для рыбаков / Фото: Корабел.ру
Подъем трала – горячая пора не только для рыбаков / Фото: Корабел.ру
Рыба по шлангу подается из трала в RSW-танк / Фото: Корабел.ру
Рыба по шлангу подается из трала в RSW-танк / Фото: Корабел.ру
Перекачка улова завершена, шланг открепляют от трала / Фото: Корабел.ру
Перекачка улова завершена, шланг открепляют от трала / Фото: Корабел.ру
Улов на водоотделителе / Фото: Корабел.ру
Улов на водоотделителе / Фото: Корабел.ру

Еще одной особенностью "Всеслава" стал довольно мощный для "прибрежника" главный двигатель (ГД) – 746 кВт (1015 л.с.). Мартенс объясняет такой выбор рядом факторов: "На двигатель было решено повесить валогенератор и главный гидронасос всей судовой гидросистемы. Заказчик в числе прочего хотел предусмотреть возможность работы двойным донным тралом, для чего на корме установили три траловых лебедки. Все это предопределило достаточно высокую мощность ГД: требовалось, чтобы и судно развивало ход, и оставался запас на работу навесных механизмов. 

Мы посмотрели, какие решения используются в Европе, вывели некую усредненную характеристику, посмотрели какие используются марки двигателей и сделали соответствующие запросы поставщикам оборудования. Решения тех, кто откликнулся, были проверены по ряду критериев. Что мы сочли наиболее подходящим, то и использовали в этом проекте".

После того, как "Всеслав" вошел в строй, компания сразу же продала два старых МРТК, а по факту новый траулер превосходит по объему вылова три "Балтики".

В машинном отделении "Всеслава"

При постройке судна, многие работы выполнялись с учетом мнения и пожеланий будущей команды. Машинное отделение траулера получилось компактным, все находится под рукой – это удобно для работы, осмотров и контроля параметров ГД и вспомогательных механизмов. Спускаясь по трапу, сразу видим восьмицилиндровый V-образный главный двигатель.

Машинное отделение траулера / Фото: Корабел.ру
Машинное отделение траулера, справа - ГД / Фото: Корабел.ру
На редукторе два отбора мощности (по 150 кВт каждый), на которых навешены насос гидравлики и валогенератор. На судне установлен винт регулируемого шага. / Фото: Корабел.ру
На редукторе два отбора мощности (по 150 кВт каждый), на которых навешены насос гидравлики и валогенератор. На судне установлен винт регулируемого шага. / Фото: Корабел.ру
На редукторе два отбора мощности (по 150 кВт каждый), на которых навешены насос гидравлики и валогенератор. На судне установлен винт регулируемого шага / Фото: Корабел.ру
Валогенератор / Фото: Корабел.ру
На дисплей местного поста управления (на правом фото) выводятся все параметры работы двигателя и пропульсии. / Фото: Корабел.ру
На дисплей местного поста управления (на правом фото) выводятся все параметры работы двигателя и пропульсии. / Фото: Корабел.ру
Дизельный котел предназначен для отопления в осенне-зимний период / Фото: Корабел.ру
Дизельный котел предназначен для отопления в осенне-зимний период / Фото: Корабел.ру
Резервный пожарный насос, он же насос осушения, находится в носу судна / Фото: Корабел.ру
Резервный пожарный насос, он же насос осушения, находится в носу судна / Фото: Корабел.ру
Пожарный насос может использоваться, как для  тушения, так и для аварийного осушения судна. / Фото: Корабел.ру
Пожарный насос может использоваться, как для тушения, так и для аварийного осушения судна. / Фото: Корабел.ру
Два дизель-генератора мощностью по 119 кВт, с возможностью работы в параллели как между собой, так и с валогенератором / Фото: Корабел.ру
Два дизель-генератора мощностью по 119 кВт, с возможностью работы в параллели как между собой, так и с валогенератором / Фото: Корабел.ру
Установка для обеззараживания воды ультрафиолетом / Фото: Корабел.ру
Установка для обеззараживания воды ультрафиолетом / Фото: Корабел.ру
Топливоперекачивающий насос / Фото: Корабел.ру
Топливоперекачивающий насос / Фото: Корабел.ру
Резервный масляный насос 75 кВт судовой гидросистемы, резервный насос позволит поднять трал и улов на борт в случае выхода из строя основного насоса / Фото: Корабел.ру
Резервный масляный насос 75 кВт судовой гидросистемы, резервный насос позволит поднять трал и улов на борт в случае выхода из строя основного насоса / Фото: Корабел.ру
Насосная станция / Фото: Корабел.ру
Насосная станция / Фото: Корабел.ру
Водоохладитель главного двигателя автоматически поддерживает необходимую температуру ГД / Фото: Корабел.ру
Водоохладитель главного двигателя автоматически поддерживает необходимую температуру ГД / Фото: Корабел.ру
Топливный сепаратор / Фото: Корабел.ру
Топливный сепаратор / Фото: Корабел.ру
Гидрораспределители управления траловым комплексом / Фото: Корабел.ру
Гидрораспределители управления траловым комплексом / Фото: Корабел.ру
Щит берегового питания / Фото: Корабел.ру
Щит берегового питания / Фото: Корабел.ру
Щит берегового питания / Фото: Корабел.ру
Трансформаторы 380 на 220 В / Фото: Корабел.ру
Трансформаторы 380 на 220 В / Фото: Корабел.ру
Цистерна на 1,2 т для   гидравлического масла / Фото: Корабел.ру
Цистерна на 1,2 т для гидравлического масла / Фото: Корабел.ру
Шахта гидролокатора. Здесь находится сам гидролокатор, в режиме поиска в воду выдвигается специальная
Шахта гидролокатора. Здесь находится сам гидролокатор, в режиме поиска в воду выдвигается специальная "нога". / Фото: Корабел.ру
В шахте также установлены аварийные аккумуляторные гелевые батареи для запуска главного двигателя и вспомогательных двигателей дизель-генераторов. Батареи не требуют обслуживания и отдельного помещения / Фото: Корабел.ру
В шахте также установлены аварийные аккумуляторные гелевые батареи для запуска главного двигателя и вспомогательных двигателей дизель-генераторов. Батареи не требуют обслуживания и отдельного помещения / Фото: Корабел.ру
Румпельное отделение с рулевой машиной / Фото: Корабел.ру
Румпельное отделение с рулевой машиной / Фото: Корабел.ру
Румпельное отделение с гидростанцией / Фото: Корабел.ру
Румпельное отделение с гидростанцией / Фото: Корабел.ру

Для удобства швартовых операций на судне установлено подруливающее устройство. Оно подключено к гидросистеме тралового комплекса и дистанционно управляется из рубки штурманом или старпомом при швартовке.

Управление траловым комплексом из рубки / Фото: Корабел.ру
Управление траловым комплексом из рубки / Фото: Корабел.ру
Аварийный выход из машинного отделения / Фото: Корабел.ру
Аварийный выход из машинного отделения / Фото: Корабел.ру
Циркуляционный насос системы RSW 80 м3/час установлен в носу судна / Фото: Корабел.ру
Циркуляционный насос системы RSW 80 м3/час установлен в носу судна / Фото: Корабел.ру

Трюм

При выходе судна на лов, вода в грузовые танки поступает из берегового цеха, уже охлажденная и чистая, либо набирается в открытом море. Необходимая температура в танках поддерживается циркуляцией воды через охладитель установки RSW. Рыба, выкаченная из трала вакуумным насосом, попадает в охлажденную воду, практически не травмируется и дольше сохраняет высокое товарное качество.

Технологическое помещение приема улова / Фото: Корабел.ру
Технологическое помещение приема улова / Фото: Корабел.ру
Насос и вакуумная система для перекачки рыбы / Фото: Корабел.ру
Насос и вакуумная система для перекачки рыбы / Фото: Корабел.ру
Дистанционно управляемая арматура системы приема улова / Фото: Корабел.ру
Дистанционно управляемая арматура системы приема улова / Фото: Корабел.ру

При выгрузке танков рыба выкачивается с помощью специального насоса в береговой цех на сортировку и дальнейшую заморозку или переработку. Всего на судне пять танков для хранения рыбы, четыре – объемом около 30 м³ каждый и один большой – на 70 м³.

Очистка малого танка после выгрузки рыбы / Фото: Корабел.ру
Очистка малого танка после выгрузки рыбы / Фото: Корабел.ру

Условия обитания

Экипаж судна составляет шесть человек, койка-мест почти вдвое    больше – 10. Каюта старшего механика / Фото: Корабел.ру
Экипаж судна составляет шесть человек, койка-мест почти вдвое больше – 10. Каюта старшего механика / Фото: Корабел.ру
Кают-компания / Фото: Корабел.ру
Кают-компания / Фото: Корабел.ру
Прачечная / Фото: Корабел.ру
Прачечная / Фото: Корабел.ру
Не только море и небо вокруг / Фото: Корабел.ру
Не только море и небо вокруг / Фото: Корабел.ру
Материалы по теме:
"Адомат", ООО
Светлый
+7 (963) 296-34-54
"Марфиш", ООО Калининград
+7(4012)656-790
"Калининградский государственный технический университет", ВО, ФГБОУ Калининград
8 (4012) 92-50-43



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости