Новый траулер, как и "Всеслав", предназначен для замены МРТК типа "Балтика", устаревшим как физически, так и морально – их средний возраст приблизился к 40 годам.

Первое серийное судно проекта 174610 будет отличаться от "Всеслава" увеличенной длиной кормы. По результатам эксплуатации головного судна, изменения внесены также в промысловую схему, систему вентиляции, систему приема-перекачки топлива. Сделано множество других незначительных корректив, в том числе из-за смены поставщиков оборудования, вызванных санкциями.
Ситуация на рынке судового комплектующего оборудования для судов небольших размерений накладывает серьезные ограничения, хотя конструкторам новых МРТК за последний год удалось расширить мейкер-лист.

Как создавался "Всеслав"
"Мы начали проектировать "Всеслав" задолго до коронавируса, – отмечает Олег Мартенс. – Стремились создать современное универсальное судно, опираясь на опыт работы заказчика на Балтике и держа в голове тенденции, существовавшие в тот момент в странах Северной Европы".
МСТР пр. 174610 | |
Символ класса: | Символ класса: КМ (★) Iсе1 R2 AUT3 Fishing vessel |
Длина наибольшая, м: | 27,14 |
Ширина наибольшая, м | 8,60 |
Осадка по грузовую марку, м | 4,28 |
Водоизмещение при осадке по летнюю грузовую марку, т | 547,8 |
Дедвейт при осадке по летнюю грузовую марку, т | 251,5 |
Мощность ГД, кВт | 746,0 |
Объем грузовых танков RSW, м3 | 200,0 |
Автономность, сут | 7 |
Максимальная скорость, уз | 11,5 |
Экипаж, чел | 6 (10 койко-мест) |
Это было головное судно, и, как часто бывает, после начала его работы в море стали появляться предложения по улучшению. Многие из них – просьба удлинить корму, внести небольшие изменения в систему вентиляции и т.д. – и были интегрированы в первое серийное судно проекта 174610. Из-за известных событий произошли изменения в списке поставщиков судового оборудования, и строительство первого серийного судна на достаточно большой срок было заморожено, пришлось проводить довольно большой объем работ по перепроектированию.

"Всеслав", по сути, стал первым отечественным проектом нового рыбопромыслового судна для прибрежного лова с системой охлаждения улова морской водой (RSW). И ориентироваться на современные российские проекты калининградские проектанты не могли. Да, уже появился Т-30В, построенный по проекту компании "СиТех". "Но это судно с другим функционалом и задачами, – отмечает Олег Мартенс. – И, по сути, мы были пионерами, набивали шишки одними из первых".
Для проверки мореходных качеств траулера, проектанты "Всеслава" обратились на кафедру судостроения КГТУ. В университетском опытовом бассейне испытывались две модели траулера с разными обводами. "В Крыловке в тот момент не могли взяться за наш проект, –рассказывает Мартенс, – а две организации, которые занимались CFD, выставили нам крайне высокий ценник. И мы выбрали КГТУ".
"Всеслав" способен добывать втрое больше рыбы, чем старые траулеры: до двух тысяч тонн в месяц. Высокое качество продукции обеспечивается охлаждением воды в трюмах, куда улов напрямую выкачивается из трала, находящегося в море.
По сути, вместе с тестированием моделей траулера в бассейне шла проверка самого испытательного оборудования с новой системой видеофиксации. В результате совместной работы конструкторов и специалистов университета был получен ряд гидродинамических характеристик, по которым уже принималось решение о форме корпуса.

Своими размерениями и обводами корпуса "Всеслав" немного похож на современные норвежские суда. При длине 25-30 м их ширина часто составляет 8,5-10 м. Попадаются вообще уникальные размеры – 15 на 12 м, причем, у такого "спичечного коробка" осадка чуть ли не шесть метров и два яруса надстройки. Как отметил Олег Мартенс: "Мы исходили из того, что, если у норвежцев это работает, давайте, и мы попробуем. На тот момент у нас было задано ограничение расчетной длины 24 м, мы и его еще пытались соблюсти".

Еще одной особенностью "Всеслава" стал довольно мощный для "прибрежника" главный двигатель (ГД) – 746 кВт (1015 л.с.). Мартенс объясняет такой выбор рядом факторов: "На двигатель было решено повесить валогенератор и главный гидронасос всей судовой гидросистемы. Заказчик в числе прочего хотел предусмотреть возможность работы двойным донным тралом, для чего на корме установили три траловых лебедки. Все это предопределило достаточно высокую мощность ГД: требовалось, чтобы и судно развивало ход, и оставался запас на работу навесных механизмов.
Мы посмотрели, какие решения используются в Европе, вывели некую усредненную характеристику, посмотрели какие используются марки двигателей и сделали соответствующие запросы поставщикам оборудования. Решения тех, кто откликнулся, были проверены по ряду критериев. Что мы сочли наиболее подходящим, то и использовали в этом проекте".
После того, как "Всеслав" вошел в строй, компания сразу же продала два старых МРТК, а по факту новый траулер превосходит по объему вылова три "Балтики".
В машинном отделении "Всеслава"
При постройке судна, многие работы выполнялись с учетом мнения и пожеланий будущей команды. Машинное отделение траулера получилось компактным, все находится под рукой – это удобно для работы, осмотров и контроля параметров ГД и вспомогательных механизмов. Спускаясь по трапу, сразу видим восьмицилиндровый V-образный главный двигатель.


![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Для удобства швартовых операций на судне установлено подруливающее устройство. Оно подключено к гидросистеме тралового комплекса и дистанционно управляется из рубки штурманом или старпомом при швартовке.

![]() | ![]() |
Трюм
При выходе судна на лов, вода в грузовые танки поступает из берегового цеха, уже охлажденная и чистая, либо набирается в открытом море. Необходимая температура в танках поддерживается циркуляцией воды через охладитель установки RSW. Рыба, выкаченная из трала вакуумным насосом, попадает в охлажденную воду, практически не травмируется и дольше сохраняет высокое товарное качество.

![]() | ![]() |
При выгрузке танков рыба выкачивается с помощью специального насоса в береговой цех на сортировку и дальнейшую заморозку или переработку. Всего на судне пять танков для хранения рыбы, четыре – объемом около 30 м³ каждый и один большой – на 70 м³.

Условия обитания
![]() | ![]() | ![]() |

- "Почти половину бюджета Калининграда составляли средства, заработанные рыбаками"
- Криль – один из наиболее перспективных объектов для наших рыбаков
- Сколько стоит судно перестроить? Секреты модернизации "рыбаков"
- Что нужно рыбакам для обновления малого промыслового флота?
- "Планируется построить одно судно ледового класса Arc7, два крупных НИС и 3-4 среднетоннажных"













































