реклама
Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

Право и море: итоги 2013 года

0 1354 5 мин
К концу постепенно подходит очередной год и самое время «сверить часы», вспомнить все произошедшее за год, оценить результаты, что бы строить дальнейшие планы. 
О Северном Морском Пути

В начале года, конечно, было очень много сказано и что особенно радует, сделано для плавания судов по трассам Северного Морского Пути. Фактически в 2013 году заработала либеральная система подачи заявок на прохождение СМП, было создано  ФКУ «Администрация Северного морского пути», структура аварийно-спасательных формирований («Лед тронулся на Северном Морском Пути», статья Виктории Ждановой). На 24 декабря 2013 года всего зарегистрировано 717 заявлений на плавание судна в акватории Северного морского пути. Единственное, что наливает немного дегтя под конец года - это четырехкратное увеличение ставки ледового сбора за прохождение Севморпути (см. здесь).

Станет ли Севморпуть привлекательным для иностранцев? Насколько безопасным будет плавание по трассам СМП?  Это покажет практика. На сегодняшний день государством созданы базовые условия для обеспечения судоходства в этом регионе >>

О регистрации рыбопромысловых судов

Решена проблема регистрации рыбопромысловых судов на имя собственников, чье местонахождение расположено вне морских регионов - регистрировать такие суда надлежит «в морском порту, расположенном наиболее близко к субъекту РФ в пределах границ соответствующего бассейного округа, куда совместно входят, согласно географическим координатам бассейного округа, соответствующие данным территориям морской порт и субъект РФ» ( Cм. «В регистрации отказать!» и «Отказать нельзя, регистрировать»).

О результатах мер государственной поддержки

По последней информации количество судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС) за период действия федерального закона N 305 о мерах государственной поддержки российского судостроения и судоходства возросло с 340  судов в 2012 году до 718 на конец 2013 года. 

Кроме того, появилась практика разрешения отдельных вопросов связанных с применением налога на прибыль:

при оказании услуг по буксировке судов  - выручка от оказания иных услуг, связанных с перевозкой грузов, не подлежит отражению в составе доходов для целей налога на прибыль>>.
при продаже судов, зерегистрированных в РМРС  - доходы, полученные от их реализации, при исчислении налога на прибыль не учитываются >>
Хочется упомянуть так же и выявленную нами возможность регистрации в РМРС судов зарегистрированных в государственном судов реестре или бербоут-чартерном реестре, возраст которых превышает 15 лет.

С материалами нашего вебинара об особенностях регистрации в РМРС можно познакомится здесь.

Применяя закон о мерах государственной поддержки >>

О пиратах и провокациях

Год прошел в рамках повышенного интереса к защите окружающей среды и разработок месторождений в Арктике, приведших, в том числе, к расследованиям и конфликтам международного масштаба.

Ничуть не удивила акция Гринпис на платформе «Приразломная». Сложно охарактеризовать иначе как правокацию деятельность связанную с нарушением режима государственной границы, частной собственности и морской безопасности.  Если имеется место экологическое или иное правонарушение, то имеются установленные законом способы разрешения споров, в том числе обращение в суд, инициация международных консультаций. Гринпис не обращался с иском в компетентный суд, не предъявлял требований о возмещении ущерба окружающей среде, а значит понимал, что оснований нет, нет нарушений, поэтому видимо ничего не оставалось, как устроить провокацию просто, что привлечь или отвлечь  внимание общественности. 

В следующем году мир будет с интересом наблюдать за расследованием Международного трибунала ООН вопроса о том, было ли задержание нидерландского судна российскими силовиками законным, и имело ли место нарушение «Арктик Санрайз» государственной границы РФ.

О каботажных перевоках на судах под иностранным флагом

Наряду с законом о мерах государственной поддержки судостроения и судоходства в полной мере заработал новый порядок получения разрешений на осуществление перевозок и буксировки в каботаже. Постановление Правительства и приказ Минтранса вступили в силу еще летом 2012 года, однако по факту только сейчас можно говорить о том, что появилась устоявшаяся административная практика выдачи таких разрешений. Теперь судовладельцы, доказавшие, что объем перевозок по маршруту или определенные работы не могут быть вополнены силами национального флота имеют возможность выполнять каботажные рейсы.

Подробное описание механизма получения разрешений Росморречфлота читайте здесь.

О Конвенции MLC 2006

Вступила в силу Конвенция о труде в морском судоходстве, предоставляющая гарантии достойных условий труда для моряков. Ратификация конвенции стала желанным шагом к унификации основных принципов осуществления трудовой деятельности в торговом мореплавании: от регулирования требований к возрасту моряков, и до размеров страховых выплат при утере трудоспособности и вреде здоровью. Судовладельцам потребовалось привести внутренние документы в соответствии с требованиями КТМС, обеспечить имущественные и социальные гарантии деятельности экипажей.

Надо сказать, что вступив в силу Конвенция сразу заработала - появились новые  основания для задержания судна на основании несоблюдения трудовых прав моряков. Что необходимо знать о конвенции >>

О стратегии развития внутреннего водного транспорта

Правительством одобрен проект стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года в котором предусмотрена реализация, в том числе следующих мер государственной поддержки обновления флота: компенсация процентной ставки при кредитовании  строительства судов на российских верфях (актуализация и принятие Постановления Правительства РФ №383 от 22 мая 2008 года в новой редакции), использование механизма лизинга для обновления речного флота и судов смешанного (река-море) плавания, в том числе флота судовладельцев, осуществляющих завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Необходимо отметить, что уже сейчас в условиях когда упомянутое постановление недействует активное развитие получают операции по лизингу флота, поскольку лизинговые платежи гораздо дешевле кредитных ставок. О том как взять судно в лизинг >>

О новых законопроектах

Опубликован проект федерального закона о прямых смешанных перевозках.  Законопроект устанавливает специальные виды договоров и соглашений между перевозчиками, грузовладельцами, а так же подробно регулирует сам процесс перевозки в прямом смешанном сообщении.  Принятие такого закона предусмотрено сами ГК РФ, однако настораживает тенденция подробного регулирования процесса перевозки ведь в законопроекте предусматриваются не просто виды договоров, а в общем-то "правила игры на рынке". Кроме того, заявлено но не уточнено участие  государства, публичных субъектов в данной деятельности. Это и лицензирование и специальные требования к перевозчикам и ведение перечня пунктов прямого смешанного сообщения. Кроме того, сама модель организации прямого смешанного сообщения ориентирована на то, что крупные перевозчики заключают соглашение, а остальным перевозчикам уже ничего не остается кроме, как присоединится к такому соглашению, в том числе согласится с тарифами.

С одной стороны хорошо, когда правила установлены, а наказание за их нарушение известно, но не постигнет ли мультимодальных перевозчиков так же участь, что и бункеровщиков, которых в этом году пытались сократить, оставив только вертикально-интегрированные компании, как просил в своем письме Игорь Сечин? Наши комментарии по вопросу запрета ЦЭТ на бункеровку см. здесь 

На мой взгляд год был рабочим, нарабатывалась практика применения норм, созданных в рамках концепции государственной поддержки 2011 года, были сформированы новые законопроекты и приняты решения по дальнейшему развитию нормативного регулирования отрасли. Много вопросов остается с реализаций стратегии развития ВВП, так и не было принято решение в отношении возобновления субсидий на кредиты и лизинг флота, однако успешно работает РМРС, конвенция MLC защищает права моряков, по Севморпути намечается активное судоходство - уже неплохо, работаем дальше!


Дорогие друзья, от всей души, от себя лично и команды «Инмарин» поздравляю Вас с Новым 2014 годом! Пусть Ваши суда двигаются по плану, грузы будут безопасными, а партнеры надежными!  Высоких результатов Вам и Вашему бизнесу в Новом Году!

С уважением,
Маслов Кирилл Андреевич
Управляющий партнер
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости