реклама

Появится ли в Никарагуа «новый Панамский канал»?

0 889 3 мин
Президент Никарагуа Энрике Боланьос буквально на днях представил план строительства на никарагуанской территории судоходного канала между Тихим и Атлантическим океанами. Если проект будет реализован, Соединенные Штаты рискуют потерять контроль над передвижением судов между двумя океанами.
Сейчас морские суда из Атлантики в Тихий океан и обратно идут по Панамскому каналу, прочно контролируемому США, которые формально ушли из зоны Панамского канала в 1999 году.

Предложение начать строительство канала, который можно смело назвать «Альтернативной Панамой», Боланьос озвучил 2 октября в Манагуа на встрече с министрами обороны стран Западного полушария. Боланьос уверен, что проект прокладки канала по территории Никарагуа технически осуществим, будет реализован и главное – рентабелен: основой тому – взрывной рост мировой торговли и, в частности, морских перевозок между государствами двух полушарий. Стоимость же работ, по предварительным данным, оценивается примерно $18 млрд.

Проект предполагает прокладку 280-километрового канала, по которому смогут свободно проходить суда водоизмещением в 250 тыс. тонн. Напомним: именно таково водоизмещение значительного количества современных танкеров и судов, предназначенных для перевозки сжиженного газа.

Кстати, сами авторы проекта всячески подчеркивают, что новый канал ни в коем случае не будет создавать «нездоровую конкуренцию» Панамскому каналу: грузов хватит на обе артерии. Тем более что Панамский канал, эксплуатация которого началась в 1914 году, и через который сегодня проходит до 5% общего объема мировой торговли, остро нуждается в модернизации и, не исключено, скоро ей и подвергнется. В Панаме еще до конца нынешнего года должен пройти референдум, который подтвердит или опровергнет планы правительства этой республики по модернизации канала.

Если решение будет положительным, проект расширения обойдется не менее чем в $5 млрд.

Судя по опросам общественного мнения, панамцы поддерживают план расширения канала, поскольку это приведет к созданию тысяч новых рабочих мест. В настоящее время пропускная способность канала ограничена: через него могут проходить только суда, которые берут на борт не более 4 тыс. контейнеров одновременно.

Однако, по мнению экспертов, существует и еще одна проблема прокладки никарагуанского канала: политическая. Ведь не секрет, что за успокоительными фразами об отсутствии конкуренции с Панамским каналом кроется трезвый расчет: дело в том, что путь на Китай для супертанкеров, груженных венесуэльской нефтью, в случае реализации никарагуанского проекта, сокращается минимум на 10 дней — по сравнению со сроками доставки нефти в Китай через Панамский канал. А это уже не просто экономика – это геополитика, причем на серьезную перспективу, на десятилетия вперед.

Стоит добавить, что Венесуэла, последовательная антиамериканская риторика президента которой Уго Чавеса получила всемирную известность, с прокладкой нового канала получает возможность уйти от зависимости от американского нефтяного рынка, переориентируясь на взрывным образом растущий китайский рынок.

Не исключено, что идея строительства канала не случайно снова возникла именно сегодня, после прошедшего на Кубе форума стран, входящих в Движение неприсоединения. И прозвучавших там резких высказываний в адрес США, особенно со стороны представителей отдельных латиноамериканских государств.

Независимая политика ряда руководителей, особенно президента Венесуэлы Уго Чавеса, достаточно свидетельствует о том, что на латиноамериканском пространстве началось осознание собственных интересов в региональном и даже геополитическом смысле. А за выработкой собственных стратегий развития дело не станет.

Идея строительства Никарагуанского канала не нова: подобный проект предлагалось реализовать еще в начале двадцатого века. Тогда же между Никарагуа и США был заключен договор, в истории дипломатии получивший название «Договор Брайана — Чаморро»- типичный пример реализованной «дипломатии канонерок».

В соответствии с этим документом, подписанным в 1914 году в Вашингтоне госсекретарем США Брайаном и посланником Никарагуа Чаморро, Республика Никарагуа предоставляла США «на вечные времена» право на строительство и эксплуатацию межокеанского канала на ее территории. Кроме того, «для обороны Панамского канала» США получили в аренду на 99 лет острова Грейт-Корн и Литл-Корн в Карибском море и право соорудить в заливе Фонсека военно-морскую базу. Над территорией обоих островов и базы устанавливался суверенитет США. В качестве компенсации США должны были уплатить Никарагуа $3 млн.

Хотя США и не построили тогда канал через территорию Никарагуа, договор этот формально остается в силе до сих пор.

Можно не сомневаться, что сегодня условий для реализации данного проекта значительно больше, чем в 1914 году: тогда Соединенные Штаты фактически «заморозили» проект для того, чтобы не создавать конкуренцию Панамскому каналу, прочно находившемуся вплоть до конца XX века под более чем плотной «опекой» США. А ныне — под суверенитетом правительства Панамской республики. Правда, США ушли из зоны Панамского канала вовсе недавно – не позднее 2000 года. На протяжении XX века территория канала, да и вся республика, несколько раз подвергалась полной оккупации, зона же канала плотно контролировалась американскими военными базами.

Если «политическое» решение о строительстве Никарагуанского канала будет принято, проект вполне может быть реализован в запланированные сроки – за 12 лет. Тем более что в последние годы Панамский канал практически полностью исчерпал возможности наращивания пропускной способности, и крупные фирмы ряда стран неоднократно высказывали желание поучаствовать в его реализации. Интерес к участию в строительстве – помимо российского «Зарубежводстроя» высказывали корпорации Китая, Соединенных Штатов, европейские деловые круги.



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости