"Новости Военно-морского флота":
• На Черноморском флоте 7 июля 2006 года началась активная фаза учений, целью которых является отработка действий спасательных сил флота по оказанию помощи подводной лодке, лежащей на грунте. Будут отработаны эпизоды выхода подводников из аварийной субмарины через торпедный аппарат с глубины 20 метров методом свободного всплытия, а также при помощи подводного аппарата АС-5 и спасательного колокола СК-64. Также будет отрабатываться задача поддержания жизнедеятельности в отсеках лодки, поиска и спасения подводников силами авиации и кораблей флота, оказания медицинской помощи вышедшим на поверхность морякам.
• Главнокомандующий ВМФ РФ в настоящее время находится в Севастополе, где лично руководит учениями по оказанию помощи подводной лодке, лежащей на грунте. В преддверии учений адмирал В. Масорин заявил о том, что в сентябре-октябре ВМФ получит на вооружение мобильный авиатранспортабельный комплекс рабочего телеуправляемого подводного аппарата «Пантера Плюс», предназначенный для обеспечения мобильного использования рабочего телеуправляемого подводного аппарата «Пантера Плюс» в ходе выполнения аварийно-спасательных работ в зонах ответственности флотов. Сам телеуправляемый подводный аппарат предназначен для проведения допоиска и обследования аварийных и затонувших объектов, выполнения широкого спектра подводно-технических работ как самостоятельно, так и совместно с водолазами или обитаемыми подводными аппаратами на глубинах до 1000 метров.
В результате авиапроисшествия с самолетом Черноморского флота России пострадали три человека, сообщил помощник главнокомандующего Военно-морским флотом России - начальник службы информации ВМФ, капитан первого ранга Игорь Дыгало.
"Три человека доставлены в медицинское учреждение. Угрозы для их жизни нет", – сказал Дыгало.
Помощник главкома сообщил, что 10 июля при отрыве от взлетно-посадочной полосы самолета Ту-134 ВВС Черноморского флота аэродрома Гвардейское (18 км северо-западнее Симферополя) произошла остановка одного из двигателей.
"Среди всех возможных причин, которые могли привести к происшествию, рассматривается и причина попадания в турбину двигателя посторонних предметов, которыми может быть стая поднявшихся в воздух птиц", – сказал Дыгало, отметив, что аэродром окружают зерновые поля и поля с высоким травяным покрытием.
"Экипаж связался с руководителем полетов аэродрома Гвардейское и самолет совершил посадку на полосу аэродрома. Вследствие большой скорости, самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и разрушился", – сообщил помощник главнокомандующего.
По его словам, экипаж и личный состав группы офицеров, находившихся на борту, организованно покинули самолет.
Причины происшествия будет расследовать специально созданная комиссия.
В МЧС Крыма между тем сообщили, что в авиапроисшествии никто не пострадал. ЧП произошло примерно в 13.30 мск. При совершении маневров на взлетной полосе в один из двигателей попала птица, сообщили в МЧС.
"Летчики были вынуждены применить экстренное торможение. Самолет снесло со взлетной полосы и он загорелся", - сказали в МЧС. По его данным, на борту самолета находились примерно 20 человек.
На земле тоже никто не пострадал, так как за пределами взлетной полосы не было построек, отметили в МЧС.
Как сообщили в штабе Черноморского флота, Масорин находился на флоте, где руководил учениями по оказанию помощи подводной лодке, терпящей бедствие. Вместе с главкомом в Крыму находилась группа офицеров ВМФ. В понедельник Масорин должен был вылететь в Москву.
• Утверждена программа шефства столицы – города Москвы – над Военно-морским флотом РФ. Правительство Москвы на своем заседании 4 июля приняло программу шефства над ВМФ России на 2007-2009 годы, которая предусматривает выделение на поддержку флота 450 миллионов рублей. Согласно программе эти средства пойдут на дополнительное комплектование кораблей и частей флотов средствами спасения личного состава, обмундированием, материально-техническими средствами, а также техникой и другим имуществом. Кроме того, планируется укомплектовать системами кондиционирования корабли, выполняющие задачи боевой службы в жарких районах. Будут выделены средства на медицинское оборудование для кораблей, а также оборудование для медицинских учреждений флота. Помимо этого, программой предусмотрено оказание помощи в приобретении необходимых материально-технических средств, оргтехники и бытового имущества для домов офицеров, матросских клубов, ансамблей и театров флотов, музеев, корабельных и гарнизонных библиотек. Средства пойдут на дополнительное обеспечение кораблей и частей флотов современными системами охраны, оповещения и наблюдения, а также на социальную поддержку военнослужащих. В частности, будет оказана помощь малообеспеченных семьям военнослужащих и рабочих. Кроме того, для ветеранов ВМФ планируется закупить и передать медицинское оборудование и лекарственные препараты. Также предусмотрено ежегодное приглашение детей военнослужащих в Москву на новогодние елки и рождественские каникулы, а также их обеспечение на период летних каникул путевками в детские оздоровительные лагеря.
• 7 июля 2006 года 13 тысяч боеприпасов разного калибра уничтожили саперы отдельного морского инженерного батальона Балтийского флота на месте крупного немецкого склада времен Великой Отечественной войны в Калининградской области. Уничтожение снарядов проводилось в лесном массиве у поселка Черепаново Светлогорского городского округа. Длилось оно около 10 суток. Ежегодно саперы Балтийского флота обезвреживают до 40 тысяч взрывоопасных предметов. По оценкам специалистов, калининградская земля хранит еще не менее полутора миллионов боеприпасов времен второй мировой войны.
• 6 июля 2006 года исполнилось 65 лет со дня образования 77-ой отдельной гвардейской Московской Черниговской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени бригады морской пехоты, дислоцированной в дагестанском городе Каспийске. История бригады ведет свой отсчет с июля 1941 года, когда в Москве была сформирована 21-я Московская стрелковая дивизия народного ополчения, которая была затем переименована в 173-ю стрелковую дивизию. После успешных боев под Сталинградом в марте 1943 года она была преобразована в 77-ю бригаду.
Тема программы – военно-морской флот в системе национальной безопасности России. Гость в студии – вице-адмирал Патрушев Виктор Васильевич, начальник Оперативного управления ВМФ РФ с 1993 по 1999 годы.
– Новости о закупках для модернизации поисково-спасательных сил радуют?
Патрушев: В любом случае это хорошая новость, поскольку на вооружение поступает, наконец, долгожданная и необходимая для флота техника, предназначения для обеспечения спасения подводных лодок.
– В ходе службы на Северном флоте вы участвовали в подобных учениях?
Патрушев: Участвовать приходилось. Ежегодно по плану боевой подготовки и ВМФ, и каждого из отдельно взятых флотов на Северном флоте проводились подобные учения. Выбиралась одна из дизельных подводных лодок, и на ее базе отрабатывались действия аварийно-спасательных сил и средств флота, управление ими, а также действия экипажа. На атомных подводных лодках подобные действия отрабатывались без укладки лодки на грунт, выход через торпедные аппараты происходил прямо в базе у пирса. Кроме штатной подготовки, на береговом учебном центре отрабатывались навыки легководолазной подготовки. Все это было рядовым обычным явлением, которое проводилось регулярно на всех флотах.
Другой вопрос заключается в том, что эти учения на Черноморском флоте знаковые, поскольку за последние годы из-за технических вопросов, касающихся подводных лодок Черноморского флота, подобные учения не были возможны. Хорошо, что все-таки оживает боевая подготовка. Подобные учения в настоящее время должны проводиться как показные, с привлечением представителей всех флотов, чтобы они в их ходе обучались. Сейчас нет возможности проводить такие учения на каждом из флотов, значит, надо использовать малейшую возможность для того, чтобы показывать их всем.
Досье:
Вице-адмирал ПАТРУШЕВ Виктор Васильевич – с 1993 по 1999 годы начальник Оперативного управления Главного штаба ВМФ.
Родился в 1944 году на Дальнем Востоке. Поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище. По тем правилам, после сдачи экзаменов год служил на Камчатке рядовым матросом на дизельной лодке. После пяти лет училища два года на Северном флоте, на надводном корабле. Но, мечтая о подводном флоте, добился перевода и отслужил на подлодках 24 года. Службу закончил в Главном штабе ВМФ.
– Какие спасательные средства привлекались к подобным учениям во времена вашей службы на Северном флоте?
Патрушев: Техника отличалась по характеристикам, но набор тех средств, что принимают участие в нынешних учениях, примерно был тем же самым. То есть, все силы и средства аварийно-спасательной службы флота, подводная лодка, экипаж и средства управления. Те же самые «аэски» (автономные снаряды) были и раньше, они давно стоят на вооружении. Это специально предназначенный для решения подобных вопросов аппарат.
Кроме того, в составе флотов были спасательные суда различного назначения, которые тоже привлекались к подобным учениям. То есть, все, что было на флоте для спасения, использовалось. А крупномасштабные аварийно-спасательные флотские учения обязательно ежегодно проводились.
– Вы – автор нашумевшей статьи «Вожделенные авианосцы». Когда она вышла в свет, то идеи, обозначенные в ней, были учтены в работе главного командования ВМФ. Но и задавались вопросы. Например, а не лучше бы подумать о более эффективных, но менее дорогих морских вооружениях? Тем не менее, в последнее время главного командование флота и министр обороны делают заявления, что авианосцы нужны стране. Зачем нужны авианосцы России?
Патрушев: Если мы считаем себя морской державой, а у России все-таки 38 тысяч километров одной морской границы, плюс необозримые просторы шельфа, территориальные воды и экономическая зона, то только корабль с авиацией способен контролировать, обеспечивать и защищать интересы нашего государства на море.
Слушатель: Есть ли дедовщина на флоте?
Патрушев: Безусловно, есть, как и во всех российских вооруженных силах. Просто формы ее могут быть отличными: более жесткими или менее жесткими. Но все в конечном итоге зависит от руководителей, воинского коллектива, экипажа корабля.
– А зависит это от качества призывного контингента?
Патрушев: Данный фактор, конечно, имеет значение. Но многое зависит и от штатного расписания. Раньше на некоторых проектах подводных лодках было всего по 2-3 матроса, на ракетном подводном крейсере – 15-20 матросов, потом их число увеличили до 50 человек.
– С проблемой «годковщины» на флоте надо серьезно работать командирам, офицерам-воспитателям…
Патрушев: И каждому офицеру.
– Вы как-то говорили, что можно удешевить строительство подводных лодок за счет внедрения идеи транспортируемых моделей. В чем ее суть?
Патрушев: Идея эта не новая. Просто, к сожалению, она не внедряется. Суть ее заключается в том, что берется корпус базовой подводной лодки, и в нем монтируются модули либо с оружием, либо с какими-то приспособлениями для аварийно-спасательных и иных специальных работ. Вся конструкция должна быть съемной, автономной. Ее можно на время работы подводной лодки по какой-то определенной задаче смонтировать. А по возвращении на базу снять, вплоть до того, что этот модуль можно просто оставить в океане.
– А мореходные качества лодки при этом не пострадают?
Патрушев: В принципе, нет. Какие могут быть особые мореходные качества в подводном положении? По принципу, на котором строится космическая станция, из таких блоков можно создавать какие-то сооружения, агрегаты, аппараты на шельфе под водой. Как в детском конструкторе «Лего». Эту идею можно использовать как в военной, так и в промышленной, гражданской области. Сами модули могли бы оснащаться различными роботизированными агрегатами и манипуляторами. Подобные разработки уже существуют, и их можно внедрять.
– Вы также озвучили идею оборудования лодок беспилотными летательными аппаратами. Это реально? И зачем это нужно?
Патрушев: Подводные лодки нуждаются в средствах целеуказания для применения оружия. Мы имеем хорошие комплексы оружия различного назначения, с большими дальностями поражения, но весь вопрос упирается в то, что старые комплексные системы целеуказания выработали свой ресурс, а оборудовать лодки космическими системами очень дорого, да и проблематично. А если каждая подводная лодка будет иметь разовые небольшие беспилотные летательные аппараты (БЛА), которые сейчас широко внедряются во все виды вооруженных сил, способные по 10-12 часов держаться в воздухе, наблюдать за поверхностью и передавать со своего радиолокатора данные на выдвижную или буксируемую антенну подводной лодки, это, несомненно, повысить ее боевую эффективность. Данный вопрос не сложный. Существуют уже БЛА, надо только приспособить, чтобы БЛА в какой-то капсуле выпускался из торпедного аппарата подводной лодки.
– Какова ваша точка зрения на состояние современного судостроения и судоремонта в России?
Патрушев: Вопрос серьезный. Те проблемы, которые в данной области испытывает ВМФ РФ, являются проблемами не только министерства обороны и ВМФ. Да, существует определенная нехватка финансов, необеспеченность кораблей судоремонтом, досрочное списание подводных лодок. Но главное не в этом, а в том, что за последние 15-20 лет российская промышленность дошла до такого состояния, что если сейчас дать все необходимые деньги на ремонт и строительство подводных лодок, то промышленность окажется неспособной освоить эти средства. Необходимо радикальное реформирование отечественного судостроения, но не по принципу многочисленных сейчас федеральных целевых программ, которые пытаются породить Минпромэнерго и Федеральное агентство промышленности. Суть заключается в том, что корабль или подводная лодка – это не отдельный корабль, а система, у которой должен быть один или генеральный конструктор, или генеральный директор. Должна существовать некая кооперация предприятий, в которую должны входить все производства, в том числе из разных отраслей, необходимые для строительства и создания корабля. То есть, должен быть определен перечень конкретных предприятий страны, которые участвуют в строительстве или обеспечении ремонта корабля. И этот один генеральный конструктор должен распределять все средства на строительство корабля.
Все должно быть централизовано, а не так, как сейчас, когда пытаются объединить предприятия судостроения. Хорошо, все судостроительные предприятия объединили, посадили управляющую компанию, а кто будет делать металл? Титан, в отличие от железа, – это тоже другая отрасль. Электрические машины – из другой отрасли. Средства связи – из третьей. Считаю, что реформирование отрасли должно идти снизу, а не сверху путем насаждения управляющей компании, которая формально объединит три завода и два конструкторских бюро, и будет считаться, что реформирование произведено.
– А как было в Советском Союзе?
Патрушев: А в Советском Союзе был Госплан, который планировал все в масштабе всей страны. Военно-промышленная комиссия давала задания на разработку тем или иным заводам. Необязательно, чтобы завод работал на отдельный корабль, но надо, чтобы в своей отрасли часть его производства работала по указанию правительства и производила продукцию именно для оборонзаказа.
В качестве примера можно привести Верхнесалдинский завод, производящий стратегический материал – титан. Мы самые первые в мире создали это производство, но в результате акционирования оно стало практические не нашим, принадлежит американцам. И килограмм титана у него теперь стоит порядка 50 долларов. Известно, что титан в два раза легче и прочнее стали. С его помощью можно построить корабль, агрегат, турбину, везде используется титан. Но только представьте себе стоимость корпуса корабля в несколько тысяч тонн при стоимости килограмма титана 50 долларов. Немыслимые деньги! Здесь государство должно обязательно регулировать цены.
– Раз вы понимаете, значит, и другие люди понимают.
Патрушев: Думаю, что понимают, но делает как-то не так, как надо. В примерно подобном же положении находятся сейчас и судоремонтные предприятия. За 10 лет можно построить 2-3 новых подводных лодки, а за это время подойдет срок списания из-за необеспеченности ремонтом 10-15 подводных лодок. Их надо срочно ремонтировать. Однако ремонт подводной лодки отличается от ремонта кораблей. Допустим, разместили мы подводные лодки на заводах, нашли стапельные места. Но тут возникает проблема. Вся начинка подводных лодок выпускалась 15 лет тому назад, еще в советское время. А сейчас на многих акционированных предприятиях советом директоров или собранием акционеров решено снять старую номенклатуру с производства и начать выпускать, например, банки для пива.
– И что делать в подобной ситуации?
Патрушев: Здесь как раз и нужно создание новой кооперации, то есть фактически необходимо начинать индустриализацию страны снова, с нуля. Но вопрос полностью одной только индустриализацией уже не решить. Можно закупить станки, оборудование, ресурсы, но кто на них будет работать? России надо фактически заново создавать рабочий класс. В стране стало непрестижным быть рабочим и работать руками. Например, недавно создана Общественная палата. По идее в ней должен быть представлен социальный срез российского общества. Но из кого состоит российское общество, судя по Общественной палате? Из адвокатов, представителей СМИ, бизнесменов, олигархов, пары знаменитостей и попсы. Где там хоть одна домохозяйка или многодетная мать? Где аграрий или фермер? Где рабочий-станочник, инженер, рядовой врач, а не «светило» науки? Никто не говорит, что все они должны обладать каким-то государственным уровнем мышления, но когда рассматривался бы какой-то вопрос, проводя ту же самую экспертизу закону, то та же женщина-домохозяйка или рабочий могли бы спросить, а что конкретно они будут иметь от данного закона. То есть, я считаю, что в Общественной палате должны быть представлены все слои российского общества. Что касается армии, то там должны быть ротные и командиры взводов, а генералы и адмиралы могут позаседать и в других местах. Для чего это нужно? Чтобы не получилось так, когда лейтенанту увеличивают месячную зарплату всего на 30 рублей.
– Когда закладывали лодку «Владимир Мономах», я видел лица старых рабочих. На них была видна неподдельная радость.
Патрушев: Правильно, остались только старые рабочие, а где молодые?
– И молодые появились.
Патрушев: Мало. 12 июля в Калуге будут отмечать 60-летие Калужского турбинного завода. Знаменитое предприятие. В свое время на нем делали корабельные турбины для атомных подводных лодок и других кораблей. Сейчас у них заказов в связи с тем, что надо будет делать плавучие атомные электростанции и т.п., столько, что у завода не хватает мощностей. Он не способен будет обеспечить необходимое количество паротурбинных установок.
• На Черноморском флоте 7 июля 2006 года началась активная фаза учений, целью которых является отработка действий спасательных сил флота по оказанию помощи подводной лодке, лежащей на грунте. Будут отработаны эпизоды выхода подводников из аварийной субмарины через торпедный аппарат с глубины 20 метров методом свободного всплытия, а также при помощи подводного аппарата АС-5 и спасательного колокола СК-64. Также будет отрабатываться задача поддержания жизнедеятельности в отсеках лодки, поиска и спасения подводников силами авиации и кораблей флота, оказания медицинской помощи вышедшим на поверхность морякам.
• Главнокомандующий ВМФ РФ в настоящее время находится в Севастополе, где лично руководит учениями по оказанию помощи подводной лодке, лежащей на грунте. В преддверии учений адмирал В. Масорин заявил о том, что в сентябре-октябре ВМФ получит на вооружение мобильный авиатранспортабельный комплекс рабочего телеуправляемого подводного аппарата «Пантера Плюс», предназначенный для обеспечения мобильного использования рабочего телеуправляемого подводного аппарата «Пантера Плюс» в ходе выполнения аварийно-спасательных работ в зонах ответственности флотов. Сам телеуправляемый подводный аппарат предназначен для проведения допоиска и обследования аварийных и затонувших объектов, выполнения широкого спектра подводно-технических работ как самостоятельно, так и совместно с водолазами или обитаемыми подводными аппаратами на глубинах до 1000 метров.
В результате авиапроисшествия с самолетом Черноморского флота России пострадали три человека, сообщил помощник главнокомандующего Военно-морским флотом России - начальник службы информации ВМФ, капитан первого ранга Игорь Дыгало.
"Три человека доставлены в медицинское учреждение. Угрозы для их жизни нет", – сказал Дыгало.
Помощник главкома сообщил, что 10 июля при отрыве от взлетно-посадочной полосы самолета Ту-134 ВВС Черноморского флота аэродрома Гвардейское (18 км северо-западнее Симферополя) произошла остановка одного из двигателей.
"Среди всех возможных причин, которые могли привести к происшествию, рассматривается и причина попадания в турбину двигателя посторонних предметов, которыми может быть стая поднявшихся в воздух птиц", – сказал Дыгало, отметив, что аэродром окружают зерновые поля и поля с высоким травяным покрытием.
"Экипаж связался с руководителем полетов аэродрома Гвардейское и самолет совершил посадку на полосу аэродрома. Вследствие большой скорости, самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и разрушился", – сообщил помощник главнокомандующего.
По его словам, экипаж и личный состав группы офицеров, находившихся на борту, организованно покинули самолет.
Причины происшествия будет расследовать специально созданная комиссия.
В МЧС Крыма между тем сообщили, что в авиапроисшествии никто не пострадал. ЧП произошло примерно в 13.30 мск. При совершении маневров на взлетной полосе в один из двигателей попала птица, сообщили в МЧС.
"Летчики были вынуждены применить экстренное торможение. Самолет снесло со взлетной полосы и он загорелся", - сказали в МЧС. По его данным, на борту самолета находились примерно 20 человек.
На земле тоже никто не пострадал, так как за пределами взлетной полосы не было построек, отметили в МЧС.
Как сообщили в штабе Черноморского флота, Масорин находился на флоте, где руководил учениями по оказанию помощи подводной лодке, терпящей бедствие. Вместе с главкомом в Крыму находилась группа офицеров ВМФ. В понедельник Масорин должен был вылететь в Москву.
• Утверждена программа шефства столицы – города Москвы – над Военно-морским флотом РФ. Правительство Москвы на своем заседании 4 июля приняло программу шефства над ВМФ России на 2007-2009 годы, которая предусматривает выделение на поддержку флота 450 миллионов рублей. Согласно программе эти средства пойдут на дополнительное комплектование кораблей и частей флотов средствами спасения личного состава, обмундированием, материально-техническими средствами, а также техникой и другим имуществом. Кроме того, планируется укомплектовать системами кондиционирования корабли, выполняющие задачи боевой службы в жарких районах. Будут выделены средства на медицинское оборудование для кораблей, а также оборудование для медицинских учреждений флота. Помимо этого, программой предусмотрено оказание помощи в приобретении необходимых материально-технических средств, оргтехники и бытового имущества для домов офицеров, матросских клубов, ансамблей и театров флотов, музеев, корабельных и гарнизонных библиотек. Средства пойдут на дополнительное обеспечение кораблей и частей флотов современными системами охраны, оповещения и наблюдения, а также на социальную поддержку военнослужащих. В частности, будет оказана помощь малообеспеченных семьям военнослужащих и рабочих. Кроме того, для ветеранов ВМФ планируется закупить и передать медицинское оборудование и лекарственные препараты. Также предусмотрено ежегодное приглашение детей военнослужащих в Москву на новогодние елки и рождественские каникулы, а также их обеспечение на период летних каникул путевками в детские оздоровительные лагеря.
• 7 июля 2006 года 13 тысяч боеприпасов разного калибра уничтожили саперы отдельного морского инженерного батальона Балтийского флота на месте крупного немецкого склада времен Великой Отечественной войны в Калининградской области. Уничтожение снарядов проводилось в лесном массиве у поселка Черепаново Светлогорского городского округа. Длилось оно около 10 суток. Ежегодно саперы Балтийского флота обезвреживают до 40 тысяч взрывоопасных предметов. По оценкам специалистов, калининградская земля хранит еще не менее полутора миллионов боеприпасов времен второй мировой войны.
• 6 июля 2006 года исполнилось 65 лет со дня образования 77-ой отдельной гвардейской Московской Черниговской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени бригады морской пехоты, дислоцированной в дагестанском городе Каспийске. История бригады ведет свой отсчет с июля 1941 года, когда в Москве была сформирована 21-я Московская стрелковая дивизия народного ополчения, которая была затем переименована в 173-ю стрелковую дивизию. После успешных боев под Сталинградом в марте 1943 года она была преобразована в 77-ю бригаду.
Тема программы – военно-морской флот в системе национальной безопасности России. Гость в студии – вице-адмирал Патрушев Виктор Васильевич, начальник Оперативного управления ВМФ РФ с 1993 по 1999 годы.
– Новости о закупках для модернизации поисково-спасательных сил радуют?
Патрушев: В любом случае это хорошая новость, поскольку на вооружение поступает, наконец, долгожданная и необходимая для флота техника, предназначения для обеспечения спасения подводных лодок.
– В ходе службы на Северном флоте вы участвовали в подобных учениях?
Патрушев: Участвовать приходилось. Ежегодно по плану боевой подготовки и ВМФ, и каждого из отдельно взятых флотов на Северном флоте проводились подобные учения. Выбиралась одна из дизельных подводных лодок, и на ее базе отрабатывались действия аварийно-спасательных сил и средств флота, управление ими, а также действия экипажа. На атомных подводных лодках подобные действия отрабатывались без укладки лодки на грунт, выход через торпедные аппараты происходил прямо в базе у пирса. Кроме штатной подготовки, на береговом учебном центре отрабатывались навыки легководолазной подготовки. Все это было рядовым обычным явлением, которое проводилось регулярно на всех флотах.
Другой вопрос заключается в том, что эти учения на Черноморском флоте знаковые, поскольку за последние годы из-за технических вопросов, касающихся подводных лодок Черноморского флота, подобные учения не были возможны. Хорошо, что все-таки оживает боевая подготовка. Подобные учения в настоящее время должны проводиться как показные, с привлечением представителей всех флотов, чтобы они в их ходе обучались. Сейчас нет возможности проводить такие учения на каждом из флотов, значит, надо использовать малейшую возможность для того, чтобы показывать их всем.
Досье:
Вице-адмирал ПАТРУШЕВ Виктор Васильевич – с 1993 по 1999 годы начальник Оперативного управления Главного штаба ВМФ.
Родился в 1944 году на Дальнем Востоке. Поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище. По тем правилам, после сдачи экзаменов год служил на Камчатке рядовым матросом на дизельной лодке. После пяти лет училища два года на Северном флоте, на надводном корабле. Но, мечтая о подводном флоте, добился перевода и отслужил на подлодках 24 года. Службу закончил в Главном штабе ВМФ.
– Какие спасательные средства привлекались к подобным учениям во времена вашей службы на Северном флоте?
Патрушев: Техника отличалась по характеристикам, но набор тех средств, что принимают участие в нынешних учениях, примерно был тем же самым. То есть, все силы и средства аварийно-спасательной службы флота, подводная лодка, экипаж и средства управления. Те же самые «аэски» (автономные снаряды) были и раньше, они давно стоят на вооружении. Это специально предназначенный для решения подобных вопросов аппарат.
Кроме того, в составе флотов были спасательные суда различного назначения, которые тоже привлекались к подобным учениям. То есть, все, что было на флоте для спасения, использовалось. А крупномасштабные аварийно-спасательные флотские учения обязательно ежегодно проводились.
– Вы – автор нашумевшей статьи «Вожделенные авианосцы». Когда она вышла в свет, то идеи, обозначенные в ней, были учтены в работе главного командования ВМФ. Но и задавались вопросы. Например, а не лучше бы подумать о более эффективных, но менее дорогих морских вооружениях? Тем не менее, в последнее время главного командование флота и министр обороны делают заявления, что авианосцы нужны стране. Зачем нужны авианосцы России?
Патрушев: Если мы считаем себя морской державой, а у России все-таки 38 тысяч километров одной морской границы, плюс необозримые просторы шельфа, территориальные воды и экономическая зона, то только корабль с авиацией способен контролировать, обеспечивать и защищать интересы нашего государства на море.
Слушатель: Есть ли дедовщина на флоте?
Патрушев: Безусловно, есть, как и во всех российских вооруженных силах. Просто формы ее могут быть отличными: более жесткими или менее жесткими. Но все в конечном итоге зависит от руководителей, воинского коллектива, экипажа корабля.
– А зависит это от качества призывного контингента?
Патрушев: Данный фактор, конечно, имеет значение. Но многое зависит и от штатного расписания. Раньше на некоторых проектах подводных лодках было всего по 2-3 матроса, на ракетном подводном крейсере – 15-20 матросов, потом их число увеличили до 50 человек.
– С проблемой «годковщины» на флоте надо серьезно работать командирам, офицерам-воспитателям…
Патрушев: И каждому офицеру.
– Вы как-то говорили, что можно удешевить строительство подводных лодок за счет внедрения идеи транспортируемых моделей. В чем ее суть?
Патрушев: Идея эта не новая. Просто, к сожалению, она не внедряется. Суть ее заключается в том, что берется корпус базовой подводной лодки, и в нем монтируются модули либо с оружием, либо с какими-то приспособлениями для аварийно-спасательных и иных специальных работ. Вся конструкция должна быть съемной, автономной. Ее можно на время работы подводной лодки по какой-то определенной задаче смонтировать. А по возвращении на базу снять, вплоть до того, что этот модуль можно просто оставить в океане.
– А мореходные качества лодки при этом не пострадают?
Патрушев: В принципе, нет. Какие могут быть особые мореходные качества в подводном положении? По принципу, на котором строится космическая станция, из таких блоков можно создавать какие-то сооружения, агрегаты, аппараты на шельфе под водой. Как в детском конструкторе «Лего». Эту идею можно использовать как в военной, так и в промышленной, гражданской области. Сами модули могли бы оснащаться различными роботизированными агрегатами и манипуляторами. Подобные разработки уже существуют, и их можно внедрять.
– Вы также озвучили идею оборудования лодок беспилотными летательными аппаратами. Это реально? И зачем это нужно?
Патрушев: Подводные лодки нуждаются в средствах целеуказания для применения оружия. Мы имеем хорошие комплексы оружия различного назначения, с большими дальностями поражения, но весь вопрос упирается в то, что старые комплексные системы целеуказания выработали свой ресурс, а оборудовать лодки космическими системами очень дорого, да и проблематично. А если каждая подводная лодка будет иметь разовые небольшие беспилотные летательные аппараты (БЛА), которые сейчас широко внедряются во все виды вооруженных сил, способные по 10-12 часов держаться в воздухе, наблюдать за поверхностью и передавать со своего радиолокатора данные на выдвижную или буксируемую антенну подводной лодки, это, несомненно, повысить ее боевую эффективность. Данный вопрос не сложный. Существуют уже БЛА, надо только приспособить, чтобы БЛА в какой-то капсуле выпускался из торпедного аппарата подводной лодки.
– Какова ваша точка зрения на состояние современного судостроения и судоремонта в России?
Патрушев: Вопрос серьезный. Те проблемы, которые в данной области испытывает ВМФ РФ, являются проблемами не только министерства обороны и ВМФ. Да, существует определенная нехватка финансов, необеспеченность кораблей судоремонтом, досрочное списание подводных лодок. Но главное не в этом, а в том, что за последние 15-20 лет российская промышленность дошла до такого состояния, что если сейчас дать все необходимые деньги на ремонт и строительство подводных лодок, то промышленность окажется неспособной освоить эти средства. Необходимо радикальное реформирование отечественного судостроения, но не по принципу многочисленных сейчас федеральных целевых программ, которые пытаются породить Минпромэнерго и Федеральное агентство промышленности. Суть заключается в том, что корабль или подводная лодка – это не отдельный корабль, а система, у которой должен быть один или генеральный конструктор, или генеральный директор. Должна существовать некая кооперация предприятий, в которую должны входить все производства, в том числе из разных отраслей, необходимые для строительства и создания корабля. То есть, должен быть определен перечень конкретных предприятий страны, которые участвуют в строительстве или обеспечении ремонта корабля. И этот один генеральный конструктор должен распределять все средства на строительство корабля.
Все должно быть централизовано, а не так, как сейчас, когда пытаются объединить предприятия судостроения. Хорошо, все судостроительные предприятия объединили, посадили управляющую компанию, а кто будет делать металл? Титан, в отличие от железа, – это тоже другая отрасль. Электрические машины – из другой отрасли. Средства связи – из третьей. Считаю, что реформирование отрасли должно идти снизу, а не сверху путем насаждения управляющей компании, которая формально объединит три завода и два конструкторских бюро, и будет считаться, что реформирование произведено.
– А как было в Советском Союзе?
Патрушев: А в Советском Союзе был Госплан, который планировал все в масштабе всей страны. Военно-промышленная комиссия давала задания на разработку тем или иным заводам. Необязательно, чтобы завод работал на отдельный корабль, но надо, чтобы в своей отрасли часть его производства работала по указанию правительства и производила продукцию именно для оборонзаказа.
В качестве примера можно привести Верхнесалдинский завод, производящий стратегический материал – титан. Мы самые первые в мире создали это производство, но в результате акционирования оно стало практические не нашим, принадлежит американцам. И килограмм титана у него теперь стоит порядка 50 долларов. Известно, что титан в два раза легче и прочнее стали. С его помощью можно построить корабль, агрегат, турбину, везде используется титан. Но только представьте себе стоимость корпуса корабля в несколько тысяч тонн при стоимости килограмма титана 50 долларов. Немыслимые деньги! Здесь государство должно обязательно регулировать цены.
– Раз вы понимаете, значит, и другие люди понимают.
Патрушев: Думаю, что понимают, но делает как-то не так, как надо. В примерно подобном же положении находятся сейчас и судоремонтные предприятия. За 10 лет можно построить 2-3 новых подводных лодки, а за это время подойдет срок списания из-за необеспеченности ремонтом 10-15 подводных лодок. Их надо срочно ремонтировать. Однако ремонт подводной лодки отличается от ремонта кораблей. Допустим, разместили мы подводные лодки на заводах, нашли стапельные места. Но тут возникает проблема. Вся начинка подводных лодок выпускалась 15 лет тому назад, еще в советское время. А сейчас на многих акционированных предприятиях советом директоров или собранием акционеров решено снять старую номенклатуру с производства и начать выпускать, например, банки для пива.
– И что делать в подобной ситуации?
Патрушев: Здесь как раз и нужно создание новой кооперации, то есть фактически необходимо начинать индустриализацию страны снова, с нуля. Но вопрос полностью одной только индустриализацией уже не решить. Можно закупить станки, оборудование, ресурсы, но кто на них будет работать? России надо фактически заново создавать рабочий класс. В стране стало непрестижным быть рабочим и работать руками. Например, недавно создана Общественная палата. По идее в ней должен быть представлен социальный срез российского общества. Но из кого состоит российское общество, судя по Общественной палате? Из адвокатов, представителей СМИ, бизнесменов, олигархов, пары знаменитостей и попсы. Где там хоть одна домохозяйка или многодетная мать? Где аграрий или фермер? Где рабочий-станочник, инженер, рядовой врач, а не «светило» науки? Никто не говорит, что все они должны обладать каким-то государственным уровнем мышления, но когда рассматривался бы какой-то вопрос, проводя ту же самую экспертизу закону, то та же женщина-домохозяйка или рабочий могли бы спросить, а что конкретно они будут иметь от данного закона. То есть, я считаю, что в Общественной палате должны быть представлены все слои российского общества. Что касается армии, то там должны быть ротные и командиры взводов, а генералы и адмиралы могут позаседать и в других местах. Для чего это нужно? Чтобы не получилось так, когда лейтенанту увеличивают месячную зарплату всего на 30 рублей.
– Когда закладывали лодку «Владимир Мономах», я видел лица старых рабочих. На них была видна неподдельная радость.
Патрушев: Правильно, остались только старые рабочие, а где молодые?
– И молодые появились.
Патрушев: Мало. 12 июля в Калуге будут отмечать 60-летие Калужского турбинного завода. Знаменитое предприятие. В свое время на нем делали корабельные турбины для атомных подводных лодок и других кораблей. Сейчас у них заказов в связи с тем, что надо будет делать плавучие атомные электростанции и т.п., столько, что у завода не хватает мощностей. Он не способен будет обеспечить необходимое количество паротурбинных установок.