Своим мнением по этим важным вопросам с Korabel.ru делится Виктор Николаевич Илюхин – руководитель секции «Поисково-спасательная техника и технологии» НТО судостроителей им. академика А.Н. Крылова.
Задача спасания экипажей аварийных подводных лодок является приоритетной и в то же время наиболее сложной задачей из-за конструктивных особенностей конкретной ПЛ и специфических условий ее применения. Задача усложняется ещё и тем, что каждая из аварий имеет свои особенности, обладает многовариантностью сценариев развития и высокой степенью неопределенности прогнозирования последствий.
Поисково-спасательная операция состоит из ряда взаимосвязанных этапов, начиная от оповещения об аварии, осуществления поиска аварийной ПЛ, установления связи с её экипажем, поддержания его жизнедеятельности, обеспечение его выхода силами поисково-спасательного обеспечения (ПСО) и закачивая оказанием медицинской помощи на борту спасательного судна (СС). Невыполнение или недостаточно качественное выполнение действий на любом из этапов может свести к нулю все усилия, затраченные на проведение спасательной операции в целом.
К сожалению, поисково-спасательная операция на АПРК "Курск" выявила ряд проблем системы ПСО Северного Флота, в том числе:
несоответствие ее состояния системы требованиям руководящих документов и низкий уровень организации поиска и спасания;
недостаточные уровни подготовки экипажей спасательных глубоководных аппаратов (СГА) и обеспечения их технической готовности;
отсутствие спасательного судна с глубоководным спасательным комплексом (ГВК) на борту.
Основным средством спасания экипажей аварийных ПЛ, лежащих на грунте, являются спасательные глубоководные аппараты. Однако многократные, но увы – безуспешные попытки стыковки СГА АС-34 (пр.1855 "Приз"), спущенного с СС "М. Рудницкий" и СГА АС-36 (пр.18270 "Бестер") с плавкрана ПК-7500, стали наглядным свидетельством того, что учения по спасанию экипажей атомных ПЛ с их помощью ранее не проводились.