Реализация программы по развитию МТК "Север – Юг" сократит путь от Балтики до Персидского залива в два раза

0 32 2 мин
В рамках XVI Международного экономического форума "Россия – Исламский мир: KazanForum 2025" 15 мая состоялась панельная сессия "Международный транспортный коридор "Север – Юг".

В мероприятии приняли участие заместитель председателя правительства, специальный представитель президента России по развитию международного транспортного коридора "Север – Юг" Виталий Савельев, заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин, министр транспорта Роман Старовойт, министр по приватизации, инвестициям и коммуникациям Исламской Республики Пакистан Абдул Алим Хан, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, генеральный директор — председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров, председатель группы, главный исполнительный директор DP World Султан Ахмед Бен Сулайем. В сессии также участвовали делегации государственных органов и бизнес-сообществ Азербайджана, Афганистана, Катара, Кувейта, ОАЭ, Пакистана и Ирака. Общее число участников составило 160 человек.

Международный транспортный коридор "Север – Юг" был инициирован как важный транзитный маршрут, соединяющий страны Каспийского региона, Персидского залива, а также Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Он предоставляет возможность развития двусторонних перевозок по более коротким и экономически выгодным путям. Рост грузопотока в этом направлении обеспечивается за счет развития и создания новой транспортной инфраструктуры, внедрения цифровых технологий и оптимизации перевозочного процесса.

Проведенные мероприятия уже позволили увеличить грузопоток по  МТК "Север – Юг" в направлении Ирана всеми видами транспорта, начиная с 2021 года на 69% к 2024 году в экспортно-импортном и транзитном сообщении.

В ходе дискуссии рассмотрены ключевые направления развития коридора, а также вопросы улучшения логистики регионов и изменения ее приоритетов.

Указом президента России поставлена задача по увеличению к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза по сравнению с показателями 2021 года за счет повышения глобальной конкурентоспособности маршрутов.

По словам Виталия Савельева, за последние три года удалось значительно продвинуться как в развитии инфраструктуры МТК "Север-Юг", так и в организации перевозок по его маршрутам. 

"Сегодня МТК обретает стратегическое значение для торговли со странами Южной Азии, Африки через дружественные государства Закавказья, Каспийского региона, Средней Азии. Когда коридор заработает в полную мощность, путь от Усть-Луги до Бендер-Аббаса сократится с 30-45 дней до 15-20 дней", — заявил вице-премьер.

Договоренность о развитии данного коридора была достигнута еще в 2000 году в виде Межправительственного многостороннего соглашения между 12 государствами-участниками. В марте этого года заявку на присоединение к Соглашению подал Узбекистан.

Вице-премьер также напомнил, что в 2023 году было подписано соглашение о строительстве важнейшего инфраструктурного проекта на западном маршруте — железнодорожной линии "Решт – Астара" длиной 162 км на территории Ирана. Строительство линии обеспечит беспрерывный транзит от Усть-Луги до Бендер-Аббаса и перевозку не менее 15 млн тонн грузов в год. Практическая реализация проекта уже стартовала, 15 мая при участии министров транспорта России и Ирана начались изыскательские работы на данном участке.

Кроме того, с азербайджанской стороной в конце 2025 года заключено межправительственное соглашение, направленное на формирование стабильного транзитного грузопотока по данному маршруту — 5 млн тонн на первом этапе и 15 млн тонн на следующем.

Минтранс России активно занимается вопросом развития действующего транскаспийского и восточного маршрутов, а также создаваемого единого железнодорожного маршрута через Россию, Азербайджан и Иран, который сейчас работает в мультимодальном и автомобильном форматах.

Выступая на сессии, Роман Старовойт отметил, что в части автомобильной инфраструктуры стоят задачи по строительству и реконструкции подъездов к морским портам Каспийского моря и пунктам пропуска, строительству обходов Астрахани, Махачкалы, Дербента.

"За предыдущие годы большая работа проведена в части совершенствования пунктов пропуска. Пропускная способность на границе с Азербайджаном увеличилась почти в пять раз, а с Грузией — более чем в два раза, — рассказал глава Минтранса. — За счет реконструкции пункта пропуска Тагиркент-Казмаляр планируем довести его пропускную способность до 861 тыс. транспортных средств в год. Это, безусловно, положительно повлияет на развитие бизнеса".

Помимо развития инфраструктуры отмечены предпринимаемые синхронные меры по снятию административных барьеров, созданию благоприятных условий для перевозчиков, совершенствованию нормативно-правовой базы, организации сотрудничества между странами, а также расширению географии перевозок, сообщает Министерство транспорта Российской Федерации.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Корабел.ру поздравляет с Днем рождения управляющего директора АО "Ростерминалуголь" Артура Седова!
02:00 / события