реклама
Проекты: 20870
- A + Автор: Воловик Кирилл КомментарииПрочитано 2056 раз   |
Конец августа для концерна "Росэнергоатом" выдастся действительно историческим — состоится церемония транспортировки ПЭБ "Академик Ломоносов" проекта 20870 к постоянному месту эксплуатации в составе ПАТЭС — в город Певек. На сегодняшний день уже подписан акт приема-передачи ПЭБа заказчику, идет активная подготовка к перегону блока. Наш корреспондент Кирилл Воловик встретился с руководителем проекта Алексеем Владимировым накануне передачи и узнал, что происходило на энергоблоке в июне. Предлагаем вниманию читателей интервью, которое готовилось параллельно с подготовкой к передаче объекта "Росэнергоатому".

Опубликовать материал перед подписанием акта приема-передачи было изначально маловероятным — слишком напряженные условия для Балтийского завода, который делал последние штрихи на "Академике Ломоносове". Поэтому интервью и информация в нем датируется концом июня, когда ПЭБ вот-вот будет передан "Росэнергоатому".

- Алексей Анатольевич, что сейчас происходит на ПЭБе "Академик Ломоносов"? Какие работы ведутся? Какова техническая готовность блока в процентах?

- Сегодня процент готовности составляет 99,8%. Эти 0,2% относятся к окончательной покраске судна, которая сейчас ведется в Мурманске. На самом деле, эта покраска могла быть к сегодняшнему дню закончена, но погодные условия весной и летом в городе имеют свои особенности: часто идут дожди, влага, поэтому небольшая часть наружной обшивки и палуб ПЭБа остались недокрашенными.

До конца июня процент готовности "Академика Ломоносова" будет равен 100, потому что уже все испытания проведены. В настоящее время на объекте проходят контрольные пуски реакторных установок, после завершения ревизии наступят контрольные пуски паротурбинных установок. Паротурбинная установка правого борта (ПТУ №1) прошла все испытания, закрыты все соответствующие швартовные удостоверения. На паротурбинной установке левого борта (ПТУ №2) сейчас проводится центровка турбина – генератор и в ближайшее время на нее будет подан пар. Надеемся, что контрольный запуск второй турбины пройдет удачно и она будет считаться прошедшей все испытания в полном объеме (на момент публикации статьи строительство ПЭБа "Академик Ломоносов" полностью завершено, судно передано заказчику - прим. редакции).
 

Алексей Владимиров, руководитель проекта 20870 /Пресс-служба Балтийского завода


После этого "Академик Ломоносов" будет полностью готов к пусконаладочным работам и вводу в эксплуатацию в составе ПАТЭС. Ведь основное назначение ПЭБа – это выдача электроэнергии и тепловой энергии на берег. И электроэнергия, и тепло дает паротурбинная установка. Пусконаладочные работы должны проводиться в городе Певек, по сути дела, при присоединении ПЭБа к береговым сетям, как электрическим, так и тепловым. Но транспортировка к месту постоянного базирования в город Певек в силу погодных условий Северного морского пути начнется не ранее, чем 23 августа. Это уже окончательная дата, на нее назначены торжественные мероприятия. После этого два месяца судно будет находиться с расхоложенной (приведенной в ядерно-безопасное состояние) ядерной установкой. По сути, только поддерживаться минимальная жизнедеятельность судна, связанная с безопасностью и наблюдением надзорных органов Ростехнадзора, РМРС. А экипаж будет осваиваться на судне, обживаться.

Очевидно, к моменту начала транспортировки будет введено камбузное оборудование, чтобы экипаж, который находится на борту, уже при буксировке мог нормально питаться. Для этого необходимы нормальные социальные условия. У нас на ПЭБе есть жилой блок, который хорошо обогревается и будет оснащен всем необходимым, вплоть до телевизоров. Поэтому при соответствующей современной системе связи можно будет во время отдыха от вахты достаточно комфортно отдыхать. Кроме этого, на "Академике Ломоносове" есть тренажерный зал, бассейн и спортивный зал.

- Это предусматривалось проектом?

- Да, при строительстве в техническом проекте подобные условия проживания предусмотрены и воплощены в материальную часть.

- Алексей Анатольевич, вы упомянули краски. Все-таки судно не самое обычное для отрасли. Какие краски использовались для покраски ПЭБа?

- Использовались обычные судовые краски, которые по сравнению с общестроительными красками имеют повышенные химические и физические свойства от разрушений. Хочу заметить, что нельзя без оснований менять окрасочную схему и состав красок для окраски подводной части. Если в 2010 году перед спуском на воду мы подводную часть покрасили красками производства "Хемпель", то и дальше продолжили использовать ее. Окраску Наружной обшивки гораздо легче поменять. У нас было несколько архитектурных решений для ПЭБа, некоторым из них не было суждено воплотиться в жизнь. Пока "Академик Ломоносов" строился, то очень долго был окрашен в маскировочный цвет по решению заказчика. Тогда краски поставляли отечественные производители — заводы "Пигмент" и "Гамма". Краска называлась "Эвинал". Однако они не подлежат международной стандартизации колеровок цветовой гаммы, так называемым RAL (немецкий цветовой стандарт для производителей лакокрасочной продукции - прим. редакции).

Сейчас окраска надводной части ПЭБ окончательно должна быть реализована в цветах российского триколора. Поэтому краски поменяли на более современные. Поставщик этих красок — компания "Акрус". Для понимания — все, что находится выше ватерлинии, покрашено красками этого предприятия.
 

ПЭБ "Академик Ломоносов" / Пресс-служба Балтийского завода


- Вижу, что вариантов было много. В том числе и выбор шрифтов для написания "Академик Ломоносов" на борту ПЭБа широко представлен. Какой вам вариант больше всего по душе?

- Я ничего не имею против последнего решения, тем более – это корпоративные цвета госкорпорации "Росатом". Единственное, что бортовая надпись на надстройке "Академик Ломоносов" смотрелась бы более красиво, если бы она была написана именно славянской вязью. Это исключительно мое мнение, потому что ПЭБ является достоянием нашей страны, и это можно было бы подчеркнуть. Кроме того, помимо изменения окраски, на мачте блока добавили изображение герба России — буквально как на атомных ледоколах проекта 22220.

- Алексей Анатольевич, вы являетесь руководителем проекта 20870. Вы с самого начала его ведете?

- К проекту я давно имел отношение — еще с 2009-2010 годов, когда был заместителем генерального директора по экономике и финансам. Потом Балтийский завод обанкротился, и уже с приходом ОСК меня назначили руководителем проекта, чтобы завершить то, что начал.

- Строительство ПЭБа уже давно ведется, сейчас вы находитесь на финишной прямой. Сколько балтийцев сегодня находится на объекте?

- В Мурманске около 100 человек с Балтийского завода. На самом деле, на борту более 160 человек, но все оставшиеся – это экипаж, переданный нам во временное управление. Это специалисты, которые обслуживают ядерную установку, паротурбинные установки, общесудовые системы, палубные механизмы. После подписания акта приемки их переведут обратно в состав экипажа, который будет принадлежать уже "Росатому".

Балтийцы сейчас готовятся к возвращению домой, отдыхать после года работ. 18 мая 2018 года ПЭБ пришел в Мурманск. Сдача назначена на 30 июня 2019 года. Люди физически и морально устали, потому что работают практически без выходных, по 12 часов в день. Понятно, что они зарабатывают хорошую заработную плату, но тем не менее, моральная и физическая усталость накапливается за такой длительный период в любом случае.
 

ПЭБ "Академик Ломоносов" / Фото: Алексей Мкртчян


- Кстати, интересно узнать, как изменилась оплата труда тех специалистов, что сейчас находятся на объекте?

- Конечно, по сравнению с заводчанами, которые работают в на территории завода, зарплата увеличена. На это существует несколько причин и обуславливающих факторов. Первое, когда на заказе, в том числе и на заводе, когда начинается испытательный период, это считается периодом повышенного внимания, повышенных рисков и ответственности, вводятся повышающие коэффициенты к заработной плате. Соответственно, они были введены при начале испытаний швартовных, которые начались еще на заводе. При переходе в Мурманск, чтобы стимулировать людей более ответственно относиться к своей работе и компенсировать неудобства, связанные с работой в Мурманске, этот коэффициент был несколько увеличен.

Кроме этого, как я уже сказал, заводчанам приходится работать сверхурочно и в выходные дни. Это тоже ведет к увеличению заработной платы. Прибавляем еще и выплаты, которые положены по законодательству. Например, так называемый районный коэффициент к заработной плате 1,4 в Мурманске — соответственно, зарплата умножается на 1,4. А поскольку город находится за полярным кругом, то вступает в силу обязательная государственная выплата — это надбавка за работу в северных регионах, так называемый "северный стаж". И вот люди, даже у кого был ноль, они уже на 10% повысили свою зарплату.
 

ПЭБ "Академик Ломоносов" / Пресс-служба Балтийского завода


А у тех, кто ранее служил или работал на севере и полностью выработал этот стаж (подобный стаж вырабатывается за 5 лет), зарплата увеличивается на коэффициент 0,8. Таким образом, коэффициент увеличения заработной платы по сравнению с обычными широтами составляет 2,2. Если вы бы здесь зарабатывали без сверхурочных и выходных 100 тысяч, то в Мурманске автоматически это превратилось бы в 220 тысяч.

Это головной заказ, который не имеет в мире аналогов. Туда отправлены самые квалифицированные специалисты Балтийского завода. Замечу, что технический проект достаточно давнишний, последний раз проходил корректировку в 2008 году, поэтому приходилось выполнять очень много оперативных решений. Таких оперативных решений было выпущено около 12 тысяч за время строительства ПЭБа. Они касались конструкторской документации, служащей для устранения различных замечаний, либо каких-то ошибок, либо для увеличения безопасности работы с системами, оборудованием, либо для удобства их обслуживания во время эксплуатации.

- Безусловно, ПЭБ уникален по своей природе. Более того, интересно, что из себя представляли испытания "Академика Ломоносова". Как проходили и как проявил себя ПЭБ? Соответствует ли заложенным характеристикам по проекту? 

- Испытания таких судов, которые имеют ядерную установку, проводятся обычно в два этапа. Первый этап – швартовые испытания. Во время них отдельные системы, механизмы проходят испытания в рамках их назначения. То есть, испытываются насосы — создается ли необходимое давление, достигается ли нужный напор. Так же с остальным оборудованием — каждый механизм проходит свое испытание. И, соответственно, все готовится к комплексному испытанию ядерной энергетической установки — это атомный реактор, передающая система и паротурбинные установки, которые являются, по сути, носителем работы ПЭБа в составе ПАТЭС. У него два прямых назначения. Первое — это выдача электроэнергии на берег, дальше передача через передающие подстанции, сети, в энергоснабжающие системы. Второе — передача теплофикационной воды, которая образуется в результате работы паротурбинных установок, для обогрева жилых, промышленных зданий в Певеке. Теплофикационная вода передается через теплообменники в трубопроводы, которые тянутся в Певек и обогревают часть зданий.

Проверяется слаженность работы при комплексных испытаниях ядерной установки. То есть, как ведет себя реактор, как ведут себя паротурбинные установки, все ли взаимодействие между ними правильно, корректно ли работают передающие системы, для того чтобы не было никаких инцидентов, и все было безопасно, как в режиме испытаний, так и в режиме эксплуатации.
 

ПЭБ "Академик Ломоносов" / Пресс-служба Балтийского завода


Приемная комиссия работает с конца 2017 года. С момента, когда приказ был издан по "Росатому". Любой член комиссии имеет право посмотреть журналы судовых испытаний, проверить, как отработали отдельные механизмы. В комиссию входят научные руководители ядерной установки, поэтому они наблюдали за ходом испытаний с самого начала.

Изучая работу первого физического пуска реактора, потом выхода реактора на энергетическую мощность, члены комиссии постоянно находились на борту и смотрели за режимами, которые устанавливаются по работе реактора. Поэтому, отвечая на ваш вопрос – да, все испытания проведены успешно, с определенными доработками. Все механизмы и системы, наблюдение за которыми предписаны тем или иным надзорным органам, в первую очередь, РМРС, по перечню, согласованному с заказчиком, были отревизованы, доведены до победного конца. Это все говорит о соответствии всех показателей спецификационным характеристикам, заложенным в техническом проекте, и является основанием для подписания приемного акта.

- Постараюсь объяснить природу моего вопроса. Очевидно, что испытания должны быть успешно пройдены и все показатели должны соответствовать заложенным характеристикам по проекту. Однако бывают как негативные примеры, так и позитивные, когда характеристики превышают ожидания заказчика. Зачастую из таких историй получается прекрасная новостная сводка. А в случае с ПЭБ "Академик Ломоносов" это бы дало еще больший информационный эффект. Сами понимаете, уникальное сооружение, не имеет аналогов в мире...

- Дело в том, что в нашем случае превышение характеристик, заложенных проектом, невозможно, потому что на ПЭБе установлена ядерная установка с 2-мя реакторами КЛТ-40С — обычная ледокольная установка с небольшими модификациями. Нам известна и ее паропроизводительность, и режимы ее работы, поэтому превысить их не представляется никаких возможностей. Она рассчитана на 100% работы — это 240 тонн пара в час на каждый реактор, больше она никаким образом произвести не может.

- А как сам "Росатом" оценивает качество работ балтийцев? 

- По моему мнению, "Росатом" доволен работой нашего предприятия. Балтийский завод – это серьезный бренд в России. Нам перешла компетенция на строительство атомных военных кораблей, крейсеров, последним из которых был "Петр Великий", сегодня мы строим самые мощные атомные ледоколы в мире. На нашем заводе накопились нужные уникальные компетенции, воспитывалось кадровое поколение, развивалась инженерная мысль. Поэтому в строительстве таких судов и объектов нам нет равных.
 

ПЭБ "Академик Ломоносов" / Пресс-служба Балтийского завода


- Были ли какие-то замечания по ходу строительства? Как решались?

- Знаете, не скажу, что были какие-то сверхвыдающиеся замечания, с которыми нам пришлось работать. Сам ПЭБ "Академик Ломоносов", вот он — сверхвыдающийся. Это уникальный объект, и какие-то замечания, если они и поступали, мы оперативно решали, отрабатывали и корректировали. Поэтому не могу сказать, что наши взаимоотношения с "Росатомом" как-то отличаются от обычных между заказчиком и исполнителем.

- Подскажите, на какой срок намечен запуск?

- Я выделю сразу несколько важных дат в жизни объекта в соответствии с утвержденными планами. На 23 августа намечен отход ПЭБ "Академик Ломоносов" в Певек. Там будут проводиться пуско-наладочные работы и подготовка к вводу в эксплуатацию в составе ПАТЭС, которая намечена на 31 декабря 2019 года. Буквально под новый год.

- А готова ли инфраструктура в Певеке к запуску объекта? Что вообще входит в комплекс инфраструктуры?

- Сегодня в Певеке строятся гидротехнические сооружения, которые будут обеспечивать стоянку и раскрепление ПЭБа. Это так называемый мол-причал. По этому причалу будут протянуты кабели и часть труб до берега. Это сооружение будет защищать "Академика Ломоносова" от волновых колебаний, от навала льда со стороны океана.
Помимо этого, там строится повышающая трансформаторная подстанция для передачи электроэнергии высокого напряжения. Должна быть построена (хотя это не совсем относится к структуре ПАТЭС) соответствующая линия электропередач до основного узла в Билибино, который находится в 500 км.

Сейчас идет строительство береговых сооружений — административных и технических зданий. Работа там в полный рост, за ходом реализации проекта следит лично губернатор Чукотки, который неоднократно бывал на объекте. Ведь регион заинтересован в ПАТЭС, потому что Чаунская ТЭЦ на ладан дышит, Билибинской АЭС уже не один раз продлевали срок эксплуатации. К 2022 году ПЭБ "Академик Ломоносов" должен полноценно их заменить.

- Алексей Анатольевич, во сколько оценивается стоимость строительства такого энергоблока? Изменилась ли стоимость по ходу строительства?

- Это коммерческая тайна, но могу сказать, что объект недешевый. Стоимость выработки электроэнергии с головного образца будет тоже недешевой. Однако, если развивать это направление и дальше, строить целую серию, опоясывать в труднодоступных местах северную оконечность, Дальний Восток, то с серийностью строительства уменьшается стоимость как самого строительства, так и эксплуатационные расходы. Поэтому стоимость электроэнергии должна снижаться. Но когда данный вид электроэнергии трудно заменить чем-то другим, тут приходится идти на издержки.

За счет доработок и улучшений эксплуатационных и технических качеств стоимость ПЭБа возросла примерно на 20%.


- В заключение хотелось бы обсудить перспективу проекта. Уже известно, что будет дальше с подобными ПЭБами? Будет ли Балтийский завод строить подобные объекты? Может, уже известно, что будет меняться по ходу реализации серии?

- Перспектива проекта, безусловно, есть. Особенно с точки зрения экспорта за рубеж. Проектировщиком ПЭБ выступает ЦКБ "Айсберг" — ПКБ, которое проектирует атомные ледоколы проекта 22220. Известно, что специалистам "Айсберга" поручено разработать концепцию электроснабжения нефтедобывающих платформ в Арктике за счет плавучих энергоблоков. Представьте, что между платформами посередине стоит ПЭБ и по мощному кабелю, что лежит на дне, передает необходимое электроснабжение. Замечу, что плавучий энергоблок способен на неограниченной мощности атомных реакторов давать все необходимое. Сейчас это новое направление, кроме обслуживания береговых объектов.

В части международного сотрудничества есть очень интересная тема — обессоливание морской воды. Многие страны, к примеру, Египет, не имеют достаточного количества пресной воды, например для ирригации почвы. У ПЭБ колоссальная производительность по обессоливанию около 100 000 куб. м в сутки. Опреснение может производиться как мембранным методом (обратный осмос), так и дистилляционным (выпаривание).

Кроме того, ПЭБы могут быть интересны государствам, которые имеют в своем составе определенное количество территорий на островах, куда очень трудно протянуть электроэнергию с материка.

- В прошлом году, когда ПЭБ отбуксировали от достроечной набережной Балтийского завода, руководитель проекта по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций "Росэнергоатома" Павел Ипатов заявил, что у "Росатома" есть программа сооружения плавучих атомных теплоэлектростанций и структуры, которые работают над оптимизированием ПЭБов, но реальный заказ внутри России есть только на один энергоблок. Однако в госкорпорации отметили, что есть серьезная заинтересованность в объекте у зарубежных коллег. 

- Действительно, серию строить надо. Один ПЭБ все равно рано или поздно должен быть заменен с минимальными потерями в перерыве электро- и теплоснабжения. Потому что через 12 лет, по плану, он должен уйти на средний ремонт, как любое другое судно. Его корпус и трубопроводы, механизмы, нужно будет осмотреть. Общий срок службы ПЭБ составляет 40 лет. В течение этого времени он должен, если будет работать на номинальной мощности, произвести три перезарядки ядерных реакторов.

И я уже сказал, что чем больше будет серия, тем дешевле будут эксплуатационные расходы. Поэтому "Росатом" в этом заинтересован. В конце концов, это исключительно его направление, он должен этим заниматься.

Информации по серии нет. По крайней мере официальных предложений от заказчика не было. Допускаю, что в "Росатоме" это направление прорабатывается. Но на сегодняшний день они взяли паузу, чтобы понять, как ПЭБ может войти в целом состав ПАТЭС, как проявит себя в эксплуатации, как он будет держать перепады нагрузок в электросетях и прочие другие нюансы.

- Вы затронули интересную тему — ремонт ПЭБа. Ведь это действительно судно. Как будет осуществляться ремонт? Где он будет проходить? 

- В настоящее эти вопросы находятся в стадии проработки.

- Значит, поживем-увидим. Огромное спасибо, Алексей Анатольевич, за интервью!

Материалы по теме:
Буксировка плавучего энергоблока "Академик Ломоносов" в Мурманск (фоторепортаж)
Ровесник атомной отрасли России – "ОКБМ Африкантов" (статья о 70-летии ОКБМ им. Африкантова)
"Академик Ломоносов" – смотр перед выходом (статья об ПЭБ "Академик Ломоносов").

Автор: Воловик Кирилл
Поделиться новостью
"АКРУС®", ООО
Москва
+7 (495) 363-56-69
"Атомэнергомаш", АО
Москва
+7 (495) 668-20-93
"Центральное конструкторское бюро "Айсберг", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 323-36-09
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" Москва
+7 (499) 949-45-35



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь

Предыдущая новость