Северный вестник
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Первая атомная подводная лодка СССР К-3 "Ленинский Комсомол"

- A + Автор: Олег Кулешов КомментарииПрочитано 1952 раза   |
Продолжение серии о первой советской атомной подводной лодке К-3 "Ленинский комсомол". Сегодня история о её службе на Северном флоте.
"Ленинский комсомол" - первая советская атомная подводная лодка, головная в серии и единственная лодка проекта 627. Все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А.
 
Атомная подводная лодка К-3 "Ленинский Комсомол" / "Севмаш", ПО ОАО

Название "Ленинский комсомол" подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3).
 
Подводная лодка М-105 "Ленинский комсомолец" и М-106 "Ленинский комсомол" / Министерство обороны РФ

Заложили подводную лодку 24 сентября 1955 года в 42-м цехе завода №402 (ныне "Севмаш") под заводским номером №254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Строительство возглавляли конструкторы Владимир Перегудов и Сергей Базилевский. На невиданный корабль работали 350 предприятий во всем СССР.

По словам второго по счету командира "Ленинского комсомола" Льва Жильцова, попасть в число первых офицеров атомохода было почти так же престижно, как несколько лет спустя в отряд космонавтов, только славы меньше.
 
Атомная подводная лодка К-3 "Ленинский Комсомол"

Реакторы "Ленинского Комсомола" запустили в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.

Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.

В 1961 году подлодка вышла на свою первую боевую службу в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского ВМФ она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса.
 
Атомная подводная лодка К-3 "Ленинский Комсомол"

Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.
 
Атомная подводная лодка К-3 "Ленинский Комсомол" / "Википедия"

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами "опытная эксплуатация". В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно.
 
К-3 "Ленинский комсомол" / "Севмаш", ПО ОАО

Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в "грязных" отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом.
 
Атомная подводная лодка К-3 "Ленинский Комсомол" / Центр судоремонта "Звёздочка"

В 1991 году К-3 "Ленинский комсомол" вывели из состава флота. С того момента долгое время решалась её судьба: иголки или музей. Поворот в нужную сторону произошёл несколько лет назад, когда на судоремонтном заводе "Нерпа" начались работы по её ремонту для последующей музеефикации. Срок окончания работ - не известен.


 
Автор: Олег Кулешов
Поделиться новостью
"СРЗ Нерпа", филиал АО "ЦС "Звездочка" Россия, Снежногорск+7(81530)6-71-00
"Севмаш", ПО АО Россия, Северодвинск+7(8184)50-47-17

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или

Предыдущая новость