реклама

"Отверточная сборка" уходит на второй план. Мнение главного конструктора Троицкого кранового завода

"Наша отрасль узкая, все друг друга знают". С этой фразы началось мое знакомство с главным конструктором ТКЗ Никитой Мягковым, который в прошлом работал в ЦМКБ "Алмаз". Поменяв область морского проектирования, Никита не далеко ушел от этого рынка - он стал проектировать общепромышленное и судовое грузоподъемное оборудование. А это направление для Троицкого кранового завода является одним из самых перспективных. Мы поговорили о том, как предприятие захватывает отечественную судовую отрасль, о возможностях российских производителей и об импортозамещении как современном феномене нашей страны.
- С чего началась история сотрудничества Троицкого кранового завода в морской сфере ?
- Сотрудничество началось с проекта главного спускоподъемного устройства для судна "Игорь Белоусов". Это был нашумевший проект в судостроении, вокруг него было много разговоров и сомнений. В итоге все успешно завершилось и стало гордостью нашего флота. В то время я был сотрудником ЦМКБ "Алмаз" и участвовал в этих процессах со стороны КБ — занимался главным спускоподъемным устройством. Работы по определению облика ГСПУ и компоновки оборудования на судне шли нелегко. Для завода это был новый опыт, и задача осложнялась тем, что корпус судна был уже частично сформирован, то есть необходимо было обеспечить нужный функционал оборудования, имея очень ограниченное пространство. Задачи казались не выполнимыми, но за счет нестандартных решений и невероятной самоотдачи сотрудников Троицкого кранового завода, "Адмиралтейских верфей", ЦМКБ "Алмаз", они воплотились в жизнь.
 
Никита Мягков, главный конструктор Троицкого кранового завода. / Корабел.ру

Нам удалось перейти на электропривод. Были успешно испытаны автоматическая система выбора момента подъема с вершины волны СГА "Бестер-1", автоматическая система посадки аппарата на коммингс барокамеры.

После этого ТКЗ начал более активно участвовать в жизни отечественного судостроения. Разрабатывали спускоподъемные устройства и мостовые подвесные краны для ледоколов "Арктика" проекта 22220, выполняли ряд СЧ ОКР в интересах флота, занимались грузовым оборудованием судовых помещений

- Чем КБ завода и сам ТКЗ занимается сейчас?
- Сегодня мы работаем по двум направлениям - общепромышленное оборудование (мостовые, козловые краны) и грузоподъемное и специальное оборудование для судостроения.

Конструкторский отдел, находящийся непосредственно на заводе, курирует общепромышленное направление. В апреле 2018 года Троицкий крановый завод открыл офис в Санкт-Петербурге — было принято решение, что судостроительное направление будет сосредоточено там. Сейчас мы активно набираем квалифицированный коллектив в новый офис. Костяк уже сформирован, но мы всегда находимся в режиме поиска, стараемся работать с нашими институтами, пытаемся искать интересных людей.

Для эффективного взаимодействия на расстоянии, мы организовали единую информационную систему, общее IT-пространство. Для конструкторского документооборота используется PDM-система и мы в режиме онлайн можем наблюдать за тем, как движется процесс. Сейчас наш коллектив работает над уникальным проектом для нужд Минобороны России. В нем задействованы специалисты как из Троицка, так и из Санкт-Петербурга.
 
Испытания судового электро-гидравлического крана на борту морского буксира проекта 23470 постройки Ярославского СЗ / Фото: "Троицкий крановый завод"

Петербургские конструктора сосредоточены на проектах судовых электрогидравлических кранов и специальных устройств.

Для того, чтобы в решении любой задачи, на любом направлении добиться успеха, необходимо иметь выстроенный процесс, алгоритм. Нельзя каждый раз выдумывать велосипед. Всегда, начиная работать над любой задачей, человек должен думать о том, как снизить время ее решения, если она встанет вновь. Мы уделяем много времени работе над математическими моделями наших изделий, над их структурой.

В судовом направлении приходится много работать с иностранной нормативной документацией, потому что в нашей много белых пятен. Например, что касается расчетов судовых и оффшорных кранов – в методике расчета ТКЗ объединены требования и рекомендации ведущих классификационных обществ.

- Интересный рынок — оффшорные краны. Сейчас над отечественным оффшорным флотом витает проблема с санкциями. Вы покрываете потребности отечественных судовладельцев в импортозамещении?
- Да, у отечественных судовладельцев, которые работают на шельфе, возникают проблемы с покупкой нового оборудования, с модернизацией старого, даже с закупкой комплектующих. Для нас это дополнительный стимул и вектор развития завода.

Оффшорные краны – этот термин объединяет огромную номенклатуру оборудования. Есть различные типы таких кранов, у каждого типа свой функционал и назначение. Поэтому мы аккуратно выходим на этот рынок. Ведь слона невозможно съесть целиком, а только по маленьким кусочкам. По каждому типу мы разрабатываем математическую модель, алгоритмы выбора комплектующих, структуру изделия, технологию его изготовления и испытаний.
Производство Троицкого кранового завода / Корабел.ру

В целом направление очень перспективное, потому что все, чего нет на рынке, всегда перспективно. Российских производителей подобной техники можно пересчитать по пальцам одной руки. Санкции могут дать толчок для развития отечественным предприятиям, а у "Роснефти", "Газпрома" появится повод больше обращать внимание на внутренний рынок, способствовать развитию компаний, которые в дальнейшем будут для них надежной опорой.

Тем более, сейчас "Новатэк" и "Роснефть" строят свои верфи — в Мурманской области и на Дальнем Востоке. Там будут строится суда для освоения шельфа. А это соответственно большой рынок для производителей судового оборудования.

Главное, чтобы это не превратилось в то, что в этих судах отечественным будет в лучшем случае металл. Так мы не изменим ничего. Сейчас необходимо поддерживать коллективы, которые пытаются двигать наш технический прогресс, доверять им. Ведь самый важный – тот, кто создает концепт, то есть мозговой центр процесса, который может генерировать актуальные идеи – без серьезного внимания к этому вопросу догнать запад, а теперь и восток, будет невероятно сложно.
 
 Козловой кран ТКЗ, работающий на строительстве ж/д перехода Крымского моста / Фото: "Троицкий крановый завод"

- Продолжим тему импортозамещения. Как с ним обстоят дела в вашем сегменте рынка?
- Не так быстро, но оно развивается, потому что некоторые зарубежные предприятия ограничили свое сотрудничество с Россией. Импортозамещение существует в большинстве случаев на бумаге, но тенденция в целом положительная - появляются отечественные компании, которые хотят заниматься производством. Как я уже говорил, "Роснефть" строит ССК "Звезда", компания развивает свои активы в плане судового оборудования — производство винторулевых колонок. В свое время они приобрели КБ "Лазурит".

Хорошо, когда те люди, те организации, которые располагают необходимыми средствами, готовы вкладывать их в развитие. Схема "купил подешевле за границей, наклеил свой шильд или произвел отверточную сборку", надеюсь, уходит на второй план. В России начинает оживать конструкторская мысль, желание создавать что-то новое.

Мое личное мнение — импортозамещение должно проводиться в разумных рамках. Нет смысла отказываться от кооперации за границей. Главное, чтобы у нас оставалась в стране мысль, люди. Только они - локомотивы развития.

По такому пути идут все развитые страны. И мы не должны быть исключением. Если на каком-то рынке нет определенной серийности, если достаточно много уникальных объектов, то не всегда целесообразно иметь свое производство для каждого технологического процесса. Это требует огромных затрат, чтобы под конкретную задачу выстроить технологический процесс. Поэтому кооперация неизбежна.

Импортозамещение – отверточная сборка в нашей стране, по моему мнению, приносит очень мало пользы. Люди имеют те же преференции, что и отечественные производители, но им не надо создавать в нашей стране научную базу, конструкторские подразделения, производственную цепочку. Такое импортозамещение не требует высококвалифицированных кадров.
 
Производство Троицкого кранового завода / Корабел.ру

- Каков процент иностранных комплектующих в вашей продукции?
- Как и говорил ранее, сейчас большинство компаний-производителей производят сборку оборудования в нашей стране, поэтому их считают уже отечественным производством.

Зачастую заказчики сами запрашивают поставку продукции с определенной комплектацией. Но откровенно говоря, никогда не занимался подсчетом подобных процентов в нашей продукции.

То, что касается проектов, реализуемых в интересах министерства обороны, производителей отечественных комплектующих привлекаем к работе по максимуму. Ведь мы с ними находимся в одинаковых условиях. Минобороны могло заказать продукцию за границей. В большинстве случаев это было бы дешевле и работало бы более предсказуемо, потому что можно подобрать из серийно изготавливаемого, но кооперацию в стране не наладить.

- Давайте поговорим по конкретным работам над проектами. К вам приходит заказчик, хочет заключить контракт на разработку и производство уникального, судового крана. Сколько потребуется времени и ресурсов на весь процесс проектирования и производства?
- Каждый новый проект – это достаточно большая проработка. Назвать усредненное время производства от заключения контракта до отгрузки затрудняюсь. Работа начинается с техзадания, которое традиционно долго и усердно обсуждается. Всегда оно рождается совместными усилиями заказчика и производителя. Есть задача, мы ее видим с одной стороны, заказчики — с другой. Клиент традиционно хочет все и сразу, за минимальную стоимость. Мы же стараемся советовать заказчикам, объяснять на примерах, убеждая цифрами и статистикой, что "дешевый не значит лучший". В большинстве случаев часть требований на этапе переговоров снимается— они либо избыточны, либо приводят к увеличению мощности, габаритов, массы и прочих параметров, что влечет проблемы в эксплуатации.

Если брать небольшие подвесные краны, срок их реализации занимает несколько месяцев, который просто упирается в закупку комплектующих. На создание специальных, технологически сложных устройств может уйти несколько лет.

- Поддерживаете ли связь с эксплуатантами после монтажа своего оборудования?
- Когда что-то плохо работает, об этом всегда известно. Если все хорошо, то люди не обращаются. Что касается ВМФ, ты не позвонишь и не спросишь: ребята, как у вас дела? Если у них возникают проблемы, то они обращаются на завод-строитель. Обычно он несет гарантийные обязательства. А завод-строитель уже сообщает нам, что есть определенные проблемы.

В случае появления вопросов мы их решаем оперативно. Понимаем, что для заказчика ключевое – это эксплуатация. Если не реагировать оперативно – потеряешь лицо.

Также контакт с заказчиком поддерживаем в рамках договоров на сервисное обслуживание.
 
Производство Троицкого кранового завода / Корабел.ру

- Я общался с разными проектировщиками в отрасли. Некоторые имели опыт работы в море. По их словам, морская практика очень помогает им в работе — создавать устройства и механизмы, которые удобны будущим эксплуатантам. Поэтому стало интересно, как вы создаете функциональное и рабочее, согласно документам, оборудование без тесной связи с морем, с эксплуатацией?
- Есть вещи, которые понятны интуитивно. Если мы говорим об удобстве работы с оборудованием, это всегда обсуждаться на стадии составления техзадания. Важный фактор при его составлении — его участники и обоюдный опыт заказчика и исполнителя. Безусловно, есть вещи, которые были бы удобны эксплуатантам, но они приводят к удорожанию, к усложнению системы, следовательно необходим более квалифицированный персонал, более дорогой сервис. Это всегда компромисс.

Хочу заметить, что если специалист был хорошим эксплуатантом, это не значит, что он будет хорошим конструктором. У этих людей разный склад ума.

- Приведу два примера. Юрий Кормилицин — главный конструктор подлодок четвертого поколения. Гениальный конструктор, проектировал корабли, находясь в постоянном контакте с военными и проводя очень много времени на подводных лодках. Чтобы не терять нить со своей работой и теми, для кого создает корабли. Второй: морской архитектор молодого КБ "Наутик Рус". Совсем недавно публиковали с ним интервью на нашем портале. По его словам, главный опыт получил, когда начал ходить на траулерах, в общении с моряками.
- Немного поясню. Когда мы решаем для себя, что будем участвовать в том или ином проекте, а это происходит задолго до выдачи предложения заказчику, мы разрабатываем план работ. Алгоритм всегда один – анализируется отечественный и иностранный опыт, анализируется нормативная база, мы формируем в голове собирательный образ, превращаем это в эскизный проект и начинаем следующую стадию. Когда ты глубоко погрузился в тему и поработал над ее реализацией у тебя появляется масса вопросов и путей их решения – все это мы обсуждаем с нашим заказчиком, проектантом судна, экипажами похожих судов. У каждого есть свое мнение и всегда они очень разнятся. Проанализировав все, мы формируем окончательный вариант, в котором на языке цифр доказываем, что решение оптимально.

Я считаю, что нет необходимости прожить целую жизнь, эксплуатируя что-либо, для формирования собственного мнения по улучшению, созданию нового оборудования. Ведь мы все ошибаемся. Гораздо эффективнее погрузиться в проблему, поговорить со всеми участниками процесса, сформировать свое мнение. Ведь на двух одинаковых судах, поговорив с двумя экипажами, вы получите массу отличий в технологии работ.

- Перейдем к более общим вопросам. Какую цель ставите перед собой?
- Сейчас перед рынком стоят задачи по замене кранов на флоте, по обеспечению оборудованием строящихся кораблей. Но мы не ограничиваемся работой только с ВМФ. Сейчас активно развиваем сотрудничество и с гражданскими заказчиками. Именно поэтому главная стратегическая цель – выход на тот уровень, где краны покупают у отечественных производителей не из-за того, что они российские и работать больше не с кем. А из-за того, что это действительно лучшее соотношение цены и качества.

Главная сегодняшняя цель — создание нового мира. Это касается подхода к работе, к нашим сотрудникам. Формирование коллектива с новым мировоззрением. Человек должен всегда работать на своем пределе, иначе он не идет вперед. А когда каждый сотрудник работает на пределе, осознает идеологию предприятия, мотивирован, то и вся компания уверенно шагает.

- Ощущаете конкуренцию на российском рынке?
- У нашего завода есть конкуренты, но мы всегда уважительно относимся к тем организациям, которые пытаются что-то создавать. Такая конкуренция очень полезна. Создание коллектива, организация производства, реализация продукции, ее сервисное обслуживание и так далее — это очень большая и сложная задача, невероятно длинный путь. Честь и хвала людям, которые пытаются это сделать. Чем больше их будет появляться, тем увереннее страна будет чувствовать себя. Поэтому скорее сейчас ориентир на иностранных коллег. Мы должны догнать их, а потом перегнать.
 
Производство Троицкого кранового завода / Корабел.ру

- А есть у России сейчас шанс для того, чтобы догнать?
- Шансы всегда есть, в любом деле все зависит от людей. Каждый человек всегда должен понимать, что он вносит свой вклад в развитие. Каждый должен изо дня в день узнавать новое, учиться пользоваться новыми инструментами, передавать свой опыт, перенимать опыт коллег. Всегда быть на максимуме.

Если каждая фирма на рынке судового оборудования начнет не с финальной стадии, не с попытки скопировать заграничное, а с фундамента, то мы сможем обеспечить светлое будущее. Фундамент – глубокая работа над алгоритмами расчетов, формирование расчетных моделей широкой применяемости, работа над структурой изделия и управлением ей, алгоритмами выбора комплектующих, единое информационное пространство с контрагентами, формирование технологии изготовления и испытания изделий. Если процесс выстроен, то выпускается качественная продукция и в срок.

Чем отличаются иностранные компании? У них гораздо менее комфортные условия, потому что труд стоит дороже, энергоресурсы стоят дороже, металл, транспорт, все — дороже. Но всегда все упирается в выстроенный процесс. Люди занимаются серийным производством, для них это уже типовые устройства, которые они выпускают десятки лет, пусть они их и модернизируют. Все работает как часы — от этапа поступления заявки до передачи оборудования заказчику и сервисному обслуживанию.

У таких компаний процессы проектирования, производства, сервисного обслуживания, занимают меньше времени ввиду наработанного опыта. Они допускают меньше ошибок благодаря тому, что максимально исключили человеческий фактор из системы, что дает качество и скорость. Это та цель, к которой идет любое предприятие, работающее на любом рынке, не только судостроительном. И мы должны к этому же стремиться.

- То есть можем в итоге выйти на международный рынок с нашей продукцией?
- Я уверен, что нет ничего невозможного. Если мы ставим перед собой цели и идем к ним по шагам, то, безусловно, можем выйти на международный рынок. Хотя у тех же европейских гигантов стираются границы собственного производства. У них все производство и разработка новой продукции разбросаны по миру — "мозги" в Европе и в Северной Америке, производство в Китае. Однако нам пока рано задумываться о конкуренции на внешнем рынке – необходимо сконцентрироваться на внутреннем. Не стоит забывать и про политику.

Самое главное, что есть у иностранных коллег, – это имя и сервис, развитый по всему миру. Поэтому нам необходимо начать с нашей страны. Говорить о экспорте можно тогда, когда иностранные заказчики увидят живой пример успешной работы на территории России.

Материалы по теме:
На подъеме! (интервью с генеральным директором ТКЗ)

Премиум-класс в грузоподъемном оборудовании (интервью с гендиректором Kito Europe GmbH)
Как суда поднимать будем? (обзор судоподъемной техники)

Время поднимать (интервью с гендиректором ПО "Технорос" Андреем Почтенновым)
"Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 373-28-00
"Центральное конструкторское бюро "Лазурит", АО Нижний Новгород
+7 (831) 273-84-00, +7 (831) 273-00-69
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Дальневосточный завод "Звезда", АО Большой Камень
+7 (42335) 5-11-40, +7 (42335) 5-11-42
"Нефтяная компания "Роснефть", ПАО Москва
+7 (499) 517-88-99
"Троицкий Крановый Завод", ООО Москва
8(499)397-80-55
"Новатэк", ПАО Москва
+7 (495) 730-60-00



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Морозов Вадим Александрович, 29.11.2018, 11:41В целом все правильно .но большая ошибка , если реально проектант хочет достичь высокого уровня, что не получают отзыв на свое оборудование и не ездят для проверки и анализа работы , да оборудование может как то плохо работать ,но эксплуатанты (моряки) будут  "матюкаться и не оборительно выск-ся об оборудовании ,но до проектанта это не дойдет. Очень часто при общении с инженерами суд. заводов приходится доказывать ,что изделия ,например дельные вещи еще советского производства совсем никуда не годятся , а у них ответ судно работает уже 20-30 лет и что еще надо , а что импортные дельные вещи служат в 2-3 раза больше , прочнее и требует меньшего обслуживания ,никто не стремиться к совершенству , обратная связь должна быть , без анализа вперед не двинетесь и будете сидеть только на оборонке.
Свежие новости
У берегов Парамушира в 2024 году поднимут и утилизируют 14 затонувших судов
12:45 , 28 Апреля 2024 / события