Железнодорожная морская переправа «Кавказ — Варна» уже в 2009 году сможет напрямую пропустить через себя 500 тыс. тонн грузов, в том числе и нефть, минуя Украину. Фактически паром сможет переправлять весь объем грузов, который идет сейчас через Украину из Болгарии в Россию.
Потенциальный же объем перевозок — около 150 тыс. тонн в месяц, или около 2 млн тонн в год. Предполагается, что в месяц будет совершаться 4-5 рейсов.
Само паромное сообщение, организованное в рамках соглашения между Россией и Болгарией, предусматривает дальнейшее развитие смешанных железнодорожно-паромных грузовых перевозок через порты «Кавказ» (Керченский пролив в Краснодарском крае) и «Варна». Соглашение открыто для присоединения к нему третьих государств.
В настоящее время в порту «Кавказ» работает железнодорожно-паромный комплекс, который обслуживает паромные линии «Кавказ — Крым» (Украина) и «Кавказ — Поти» (Грузия).
Как заявил 26 февраля на заседании правительства РФ Игорь Левитин, запуск этого парома является составной частью программы «Черноморское кольцо», в рамках которой должно быть создано железнодорожное морское сообщение с причерноморскими государствами. Такое сообщение уже есть с Украиной и Грузией, а в марте будет подписано аналогичное соглашение с Турцией, передает ПРАЙМ-ТАСС.
По словам Левитина, сейчас перевозки в эти страны идут в основном автотранспортом, а запуск железнодорожного сообщения позволит снять с автодорог значительную часть нагрузки, а также позволит избежать прохождение излишних процедур на границе.