X Международная выставка ГИДРОАВИАСАЛОН-2014, в очередной раз прошла на берегу Геленджикской бухты с 4 по 7 сентября 2014 года на территориях экспериментальной базы Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева. Основной целью выставки являлась демонстрация гидроавиации, показ перспектив её развития и возможностей применения для перевозки пассажиров и грузов, туризма, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях.
Научная конференция, проведённая в рамках выставки, предоставила возможность свободного обмена мнениями и выработки стратегии сотрудничества представителям науки и производства. На ней впервые помимо обсуждения сугубо авиационной тематики был проведён «круглый стол» по направлению скоростных судов под названием «Перспективы развития скоростного пассажирского флота для Азовско-Черноморского побережья России». Организацию и координацию работы судостроительного «стола» производил «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ).
Участникам «стола» были обозначены основные направления дискуссии:
Круглый стол вели:
На «круглом столе» судостроителей было намечено заслушать и обсудить следующие доклады:
В первом докладе председателя круглого стола, главного конструктора ФГУП «КГНЦ» В.П. Соколова, очерчивающим круг обсуждаемых вопросов, были обозначены основные проблемы, накопившиеся за прошедшее двадцатилетие в осуществлении скоростных пассажирских перевозок и пополнении скоростного флота. Главные из них:
Отмечено, что, несмотря на полезную работу ряда компаний по модернизации оставшихся в эксплуатации скоростных судов путём обновления части оборудования, сроки радикального обновления флота отодвигаются только лишь на несколько лет.
Предложено в целях скорейшей организации работ по проектированию и строительству скоростного пассажирского флота для Азово-Черноморского бассейна и далее – для внутренних водных путей РФ, необходимо:
Участники форума выразили единодушное мнение, что поставленные задачи настоятельно требуют тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон: – региональных администраций и компаний-операторов, заводов и конструкторских бюро, – с участием координирующего звена – Крыловского государственного научного центра.
Второй доклад генерального директора – генерального конструктора компании «Небо+Море» Буковского В.В. посвящён созданию разветвлённой транспортной системы на основе разрабатываемого коллективом типоразмерного ряда экранопланов- высокоскоростных амфибий (ВСА).
Прототип такого транспортного средства ВСА – 24 «Буревестник» проходит опытную эксплуатацию в Республике Саха (Якутия), начиная с 2013 года. Этот аппарат способен перевозить до 24 пассажиров со скоростью 120 км/час. круглогодично. Его наиболее эффективная эксплуатация возможна на расстояниях до 200 км., что оптимально для участков трассы Адлер – Евпатория в прибрежных водах.
Предварительный экономический расчёт демонстрирует конкурентоспособность ВСА по сравнению с теплоходами и судами на подводных крыльях (СПК).
Третий доклад начальника сектора Лаборатории аэродинамики КГНЦ Ганина С.М. посвящён проблемам внедрения экранопланов в транспортную систему.
Автор отмечает, что на современном этапе отечественные разработки экранопланов конкурентоспособны и востребованы. Однако создание и внедрение экранопланов в транспортную систему страны задерживается, что связано с рядом причин.
При прямом сравнении эксплуатационных характеристик экраноплана и экономических показателей с самолетом, и даже с вертолетом, преимуществ не проявляется. Тем не менее, имеются ниши в транспортной системе, где экраноплан как речной, так и морской, может быть предпочтительным.
Организатору перевозок потребуется создать на трассах сеть метеорологических пунктов; систему навигационного обеспечения; системы обеспечения безопасности на водных магистралях, в том числе и экологической; инфраструктуру, включающую пункты базирования (на воде и берегу) и ремонта, причальные комплексы и средства заправки.
Отдельно стоит вопрос подготовки кадров. Также потребуется развитие и смежных областей: материаловедения; двигателестроения; приборостроения.
В заключение автор высказал мнение, поддержанное всеми участниками «круглого стола», о том, что любой проект должен пройти цикл экспертизы, подтверждённый модельными и расчетными исследованиями, т.е. должна быть возрождена практика экспертизы проектов силами ведущих НИИ судостроительной и авиационной промышленности.
Четвёртый доклад представлен представителем компании «Морская Техника», поставившей своей задачей обновление флота путём замены главных двигателей и комплектующего оборудования на судах, находящихся в эксплуатации. Программа модернизации судов дает возможность продлить ресурс судна на 10-15 лет с уменьшением эксплуатационных затрат, улучшением ходовых характеристик с помощью замены существующих двигателей и установки современных двигателей. В настоящее время это даёт весьма заметный эффект в упрощении технической эксплуатации скоростного флота и повышении экономичности судов.
Подтвержденные технические характеристики судна после модернизации по сравнению с ранее установленными двигателями:
При обсуждении доклада участниками круглого стола высоко оценена работа компании «Морская Техника», однако отмечено, что хотя при всей необходимости и важности проводимой работы указанная программа позволит ещё на какое-то время отодвинуть этап полного обновления флота, но, к сожалению, кардинальным решением не является.
Пятый доклад содержал информацию о первом отечественном катамаране из углепластика проекта 23290. Заместитель генерального директора ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» Софронов А.Ю. рассказал собравшимся об освоенной предприятием технологии.
В процессе обсуждения наряду с положительными отзывами о проделанной работе были высказаны многочисленные острые критические замечания. Критике подвергся выбор проекта, имеющий даже по предварительной оценке далеко не самые лучшие технические решения. По мнению высказавшихся специалистов, судно будет серьёзно уступать судам на подводных крыльях типа «Метеор» в мореходности и экономичности. С уверенностью прогнозируется и его повышенное волнообразование. Оценочное сопоставление катамарана пр.23290 с аналогами по строительной стоимости заставляет предположить весьма низкую конкурентоспособность этого судна. Всё это вызвало у участников обсуждения серьёзное удивление по поводу действий как завода, так и заказчика судна, пренебрёгшими возможностью консультаций с ведущими специалистами в этой области.
Шестой доклад представителя КГНЦ Крыжевича Г.Б. продолжил тему применения композитных материалов нового поколения в скоростном судостроении.
Полимерные композиционные материалы (ПКМ) на основе стеклянных и углеродных волокон являются эффективным средством снижения массы конструкции, повышения её усталостной прочности, коррозионной стойкости в морских условиях и вибропоглощающих свойств. Конструкции из ПКМ становятся все более и более многофункциональными, они обладают не только высокими прочностными и жесткостными характеристиками, но и способны выполнять функции теплоизоляции, звуко-и радиопоглощения. Оптимальную структуру ПКМ с позиций прочности, жесткости, веса и стойкости можно получить, сочетая стекло- и углеродные армирующие материалы.
В настоящее время применяются три основных конструктивных решения конструкций из ПКМ:
В Крыловском государственном научном центре накоплен большой опыт разработки конструктивных и технологических решений для высоконагруженных конструкций высокоскоростных судов. В частности, разработаны и подвергнуты испытаниям на специальных стендах рациональные конструкции податливых реданов, обеспечивающие снижение нагрузок на днищевые конструкции и вертикальных перегрузок при ударах о волны экранопланов, судов на подводных крыльях и глиссирующих судов, защищенные патентами на изобретение.
В настоящее время Крыловский научный центр непосредственно участвует в создании конструкций из ПКМ и обладает передовыми технологиями их применения в скоростном судостроении.
Седьмой доклад представителя Крыловского научного центра, заместителя начальника отделения Кузнецова А.А. ознакомил участников «круглого стола» с современным подходом к проведению расчётно – экспериментальных исследований мореходных качеств скоростных судов. Представлен алгоритм решения экспертных, теоретических и экспериментальных задач в процессе оптимизации мореходных характеристик судов.
К сожалению, не удалось заслушать доклад № 8 представителя завода «Звезда». Однако, материал для обсуждения данной темы в полном объёме содержался в ранее размещённой на портале «Корабел.ру» статье Е.Ю. Лермана, советника Технического директора ОАО «ЗВЕЗДА». Обсуждение коснулось не только технических характеристик высокооборотных дизельных двигателей, производимых заводом и сопоставления некоторых параметров отечественной продукции с зарубежными образцами, но и технической политики предприятия. Как следует из опубликованной статьи, завод предполагает представить на стенде новый вариант мотора 400-й серии только к 2015 году. По мнению специалистов «круглого стола» это означает, что серийный двигатель для новых скоростных судов появится в России не раньше начала 20-х годов. Это существенно усложняет проблему создания перспективных скоростных судов в ныне действующих условиях импортозамещения и локализации. В результате оценка участниками форума как деятельности этого предприятия, так и технических характеристик выпускаемых дизельных двигателей за последние 20-и лет оказалась весьма скромной.
Также в связи с отсутствием представителя РРР, не удалось выслушать содержание предполагаемого 9-го доклада. Однако на круглом столе были затронуты темы, связанные с обеспечением конструктивных мер безопасности судов для коммерческой перевозки пассажиров. Отмечена необходимость разработки комплекса конструктивных мер безопасности для малотоннажных пассажирских судов.
В связи с этим прозвучала и тема требования неукоснительного соблюдения положения о предоставлении прав коммерческой перевозки пассажиров на судах, подконтрольных исключительно либо Морскому, либо Речному регистрам.
В заключение работы «круглого стола» участники пришли к общему мнению, которое сформулировано в следующих решениях.
Необходимо:
Разработать Федеральню программу развития скоростного пассажирского флота для Азовско-Черноморского побережья России с учётом её дальнейшего расширения на скоростные пассажирские перевозки по всем ВВП РФ;
Поручить Крыловскому научному центру разработку
Перечня рациональных типов скоростных судов и обоснование целесообразного размерного ряда пассажировместимости скоростных судов с учётом факторов района эксплуатации, пассажиропотоков, серийности и размещения постройки;
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств ввести обязательное осуществление Крыловским государственым научным центром:
В заключение следует отметить, что поставленные задачи настоятельно требуют тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон: – региональных администраций и компаний-операторов, заводов и конструкторских бюро с государственным научным центром и профильными министерствами.
Участникам «стола» были обозначены основные направления дискуссии:
- Состояние скоростного пассажирского флота и проблемы его эксплуатации.
- Требования, предъявляемые к перспективным скоростным пассажирским судам для означенного региона.
- Необходимость дальнейшей координации науки и производства в деле разработки и постройки скоростных судов.
Круглый стол "Перспективы развития скоростного пассажирского флота для Азово-Черноморского побережья России" / Корабел.ру |
Круглый стол вели:
- председатель круглого стола: Соколов Виктор Петрович, главный конструктор ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
- сопредседатель круглого стола: Ивакин Николай Николаевич, главный редактор "Корабел.ру"
На «круглом столе» судостроителей было намечено заслушать и обсудить следующие доклады:
- «Актуальные проблемы возрождения скоростного пассажирского флота России в условиях ограничений финансирования, требований локализации и импортозамещения». Соколов В.П., главный конструктор ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
- «Новые возможности ВСА-транспорта для Азовско-Черноморского побережья России » Попов Н.Н. ООО «Небо+море»
- «Создание и внедрение экранопланов в транспортную систему. Особенности современного этапа». Ганин С.М. ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
- «Опыт комплексной модернизации скоростных пассажирских судов». Барканов К.А. Группа компаний «Морская Техника»
- «Пассажирский катамаран проекта 23290 – первый отечественный катамаран из углепластика». Софронов А.Ю., Солдатов И.В. ОАО «Средне-Невский судостроительный завод»
- «Перспективы использования углепластиков и композитных материалов нового поколения для создания высокоскоростных судов» Крыжевич Г.Б., Федонюк Н.Н., Шапошников В.М. ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
- «Современный подход к проведению расчетно-экспериментального исследования мореходных качеств скоростных судов» Кузнецов А.А., научный сотрудник ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
- «Двигатели нового поколения ОАО «ЗВЕЗДА» для обновления пассажирского и круизного флота в РФ» Померанец Л.К., заместитель технического директора ОАО «Звезда»
- «Классификация скоростных судов в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра» Малых Н.В. Российский Речной Регистр.
В первом докладе председателя круглого стола, главного конструктора ФГУП «КГНЦ» В.П. Соколова, очерчивающим круг обсуждаемых вопросов, были обозначены основные проблемы, накопившиеся за прошедшее двадцатилетие в осуществлении скоростных пассажирских перевозок и пополнении скоростного флота. Главные из них:
- Имеющийся парк скоростного пассажирского флота в большинстве своем выработал нормативный срок службы и имеет значительный физический износ;
- Береговая инфраструктура скоростного флота частично утрачена, частично отсутствовала изначально;
- Вновь создаваемые образцы скоростных пассажирских судов не превосходят ранее созданных по экономичности и мореходности, при этом оставаясь намного более дорогими по строительной стоимости.
Отмечено, что, несмотря на полезную работу ряда компаний по модернизации оставшихся в эксплуатации скоростных судов путём обновления части оборудования, сроки радикального обновления флота отодвигаются только лишь на несколько лет.
Предложено в целях скорейшей организации работ по проектированию и строительству скоростного пассажирского флота для Азово-Черноморского бассейна и далее – для внутренних водных путей РФ, необходимо:
- разработать Федеральную программу развития скоростного пассажирского флота для Азовско-Черноморского побережья России с учётом её дальнейшего расширения на скоростные пассажирские перевозки по всем ВВП РФ;
- разработать Перечень рациональных типоразмеров скоростных судов с учётом необходимых районов эксплуатации;
- распределять работы с учётом реального творческого потенциала проектных организаций, осуществлять научное руководство и проводить экспертизу проектов скоростных судов разрабатываемых или строящихся для государственных нужд или за счёт средств федерального бюджета.
Участники форума выразили единодушное мнение, что поставленные задачи настоятельно требуют тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон: – региональных администраций и компаний-операторов, заводов и конструкторских бюро, – с участием координирующего звена – Крыловского государственного научного центра.
Второй доклад генерального директора – генерального конструктора компании «Небо+Море» Буковского В.В. посвящён созданию разветвлённой транспортной системы на основе разрабатываемого коллективом типоразмерного ряда экранопланов- высокоскоростных амфибий (ВСА).
Прототип такого транспортного средства ВСА – 24 «Буревестник» проходит опытную эксплуатацию в Республике Саха (Якутия), начиная с 2013 года. Этот аппарат способен перевозить до 24 пассажиров со скоростью 120 км/час. круглогодично. Его наиболее эффективная эксплуатация возможна на расстояниях до 200 км., что оптимально для участков трассы Адлер – Евпатория в прибрежных водах.
Предварительный экономический расчёт демонстрирует конкурентоспособность ВСА по сравнению с теплоходами и судами на подводных крыльях (СПК).
![]() |
Круглый стол / Корабел.ру |
Автор отмечает, что на современном этапе отечественные разработки экранопланов конкурентоспособны и востребованы. Однако создание и внедрение экранопланов в транспортную систему страны задерживается, что связано с рядом причин.
При прямом сравнении эксплуатационных характеристик экраноплана и экономических показателей с самолетом, и даже с вертолетом, преимуществ не проявляется. Тем не менее, имеются ниши в транспортной системе, где экраноплан как речной, так и морской, может быть предпочтительным.
Организатору перевозок потребуется создать на трассах сеть метеорологических пунктов; систему навигационного обеспечения; системы обеспечения безопасности на водных магистралях, в том числе и экологической; инфраструктуру, включающую пункты базирования (на воде и берегу) и ремонта, причальные комплексы и средства заправки.
Отдельно стоит вопрос подготовки кадров. Также потребуется развитие и смежных областей: материаловедения; двигателестроения; приборостроения.
В заключение автор высказал мнение, поддержанное всеми участниками «круглого стола», о том, что любой проект должен пройти цикл экспертизы, подтверждённый модельными и расчетными исследованиями, т.е. должна быть возрождена практика экспертизы проектов силами ведущих НИИ судостроительной и авиационной промышленности.
Четвёртый доклад представлен представителем компании «Морская Техника», поставившей своей задачей обновление флота путём замены главных двигателей и комплектующего оборудования на судах, находящихся в эксплуатации. Программа модернизации судов дает возможность продлить ресурс судна на 10-15 лет с уменьшением эксплуатационных затрат, улучшением ходовых характеристик с помощью замены существующих двигателей и установки современных двигателей. В настоящее время это даёт весьма заметный эффект в упрощении технической эксплуатации скоростного флота и повышении экономичности судов.
Подтвержденные технические характеристики судна после модернизации по сравнению с ранее установленными двигателями:
- Уровень вибрации уменьшился на 25-30%
- Уровень шума существенно уменьшился на 35-40%
- Расходы топлива и масла снизились на 15-25%
- Увеличение максимальной скорости на 2-3%
- Исчезла дымность на ходовом режиме
- Значительно повысилась маневренность на малых ходах
- Повысилось удобство в управлении из-за наличия АПС
- Уменьшились затраты времени на обслуживание и ремонт
При обсуждении доклада участниками круглого стола высоко оценена работа компании «Морская Техника», однако отмечено, что хотя при всей необходимости и важности проводимой работы указанная программа позволит ещё на какое-то время отодвинуть этап полного обновления флота, но, к сожалению, кардинальным решением не является.
Круглый стол / Корабел.ру |
Пятый доклад содержал информацию о первом отечественном катамаране из углепластика проекта 23290. Заместитель генерального директора ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» Софронов А.Ю. рассказал собравшимся об освоенной предприятием технологии.
В процессе обсуждения наряду с положительными отзывами о проделанной работе были высказаны многочисленные острые критические замечания. Критике подвергся выбор проекта, имеющий даже по предварительной оценке далеко не самые лучшие технические решения. По мнению высказавшихся специалистов, судно будет серьёзно уступать судам на подводных крыльях типа «Метеор» в мореходности и экономичности. С уверенностью прогнозируется и его повышенное волнообразование. Оценочное сопоставление катамарана пр.23290 с аналогами по строительной стоимости заставляет предположить весьма низкую конкурентоспособность этого судна. Всё это вызвало у участников обсуждения серьёзное удивление по поводу действий как завода, так и заказчика судна, пренебрёгшими возможностью консультаций с ведущими специалистами в этой области.
Шестой доклад представителя КГНЦ Крыжевича Г.Б. продолжил тему применения композитных материалов нового поколения в скоростном судостроении.
Полимерные композиционные материалы (ПКМ) на основе стеклянных и углеродных волокон являются эффективным средством снижения массы конструкции, повышения её усталостной прочности, коррозионной стойкости в морских условиях и вибропоглощающих свойств. Конструкции из ПКМ становятся все более и более многофункциональными, они обладают не только высокими прочностными и жесткостными характеристиками, но и способны выполнять функции теплоизоляции, звуко-и радиопоглощения. Оптимальную структуру ПКМ с позиций прочности, жесткости, веса и стойкости можно получить, сочетая стекло- и углеродные армирующие материалы.
В настоящее время применяются три основных конструктивных решения конструкций из ПКМ:
- безнаборная конструкция (монококк);
- конструкция с обшивкой, подкрепленной набором;
- трехслойная конструкция (сэндвич) с заполнителем из пенопласта.
В Крыловском государственном научном центре накоплен большой опыт разработки конструктивных и технологических решений для высоконагруженных конструкций высокоскоростных судов. В частности, разработаны и подвергнуты испытаниям на специальных стендах рациональные конструкции податливых реданов, обеспечивающие снижение нагрузок на днищевые конструкции и вертикальных перегрузок при ударах о волны экранопланов, судов на подводных крыльях и глиссирующих судов, защищенные патентами на изобретение.
В настоящее время Крыловский научный центр непосредственно участвует в создании конструкций из ПКМ и обладает передовыми технологиями их применения в скоростном судостроении.
Седьмой доклад представителя Крыловского научного центра, заместителя начальника отделения Кузнецова А.А. ознакомил участников «круглого стола» с современным подходом к проведению расчётно – экспериментальных исследований мореходных качеств скоростных судов. Представлен алгоритм решения экспертных, теоретических и экспериментальных задач в процессе оптимизации мореходных характеристик судов.
К сожалению, не удалось заслушать доклад № 8 представителя завода «Звезда». Однако, материал для обсуждения данной темы в полном объёме содержался в ранее размещённой на портале «Корабел.ру» статье Е.Ю. Лермана, советника Технического директора ОАО «ЗВЕЗДА». Обсуждение коснулось не только технических характеристик высокооборотных дизельных двигателей, производимых заводом и сопоставления некоторых параметров отечественной продукции с зарубежными образцами, но и технической политики предприятия. Как следует из опубликованной статьи, завод предполагает представить на стенде новый вариант мотора 400-й серии только к 2015 году. По мнению специалистов «круглого стола» это означает, что серийный двигатель для новых скоростных судов появится в России не раньше начала 20-х годов. Это существенно усложняет проблему создания перспективных скоростных судов в ныне действующих условиях импортозамещения и локализации. В результате оценка участниками форума как деятельности этого предприятия, так и технических характеристик выпускаемых дизельных двигателей за последние 20-и лет оказалась весьма скромной.
Также в связи с отсутствием представителя РРР, не удалось выслушать содержание предполагаемого 9-го доклада. Однако на круглом столе были затронуты темы, связанные с обеспечением конструктивных мер безопасности судов для коммерческой перевозки пассажиров. Отмечена необходимость разработки комплекса конструктивных мер безопасности для малотоннажных пассажирских судов.
В связи с этим прозвучала и тема требования неукоснительного соблюдения положения о предоставлении прав коммерческой перевозки пассажиров на судах, подконтрольных исключительно либо Морскому, либо Речному регистрам.
Круглый стол / Корабел.ру |
Необходимо:
Разработать Федеральню программу развития скоростного пассажирского флота для Азовско-Черноморского побережья России с учётом её дальнейшего расширения на скоростные пассажирские перевозки по всем ВВП РФ;
Поручить Крыловскому научному центру разработку
Перечня рациональных типов скоростных судов и обоснование целесообразного размерного ряда пассажировместимости скоростных судов с учётом факторов района эксплуатации, пассажиропотоков, серийности и размещения постройки;
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств ввести обязательное осуществление Крыловским государственым научным центром:
- научного руководства разработкой скоростных судов всеми исполнителями, работающими за счёт средств федерального бюджета;
- проведения экспертизы проектов скоростных судов разрабатываемых или строящихся для государственных нужд или за счёт средств федерального бюджета;
- участия в распределении работ в рамках Федеральной программы развития скоростного пассажирского флота с учётом реального творческого потенциала проектных организаций.
В заключение следует отметить, что поставленные задачи настоятельно требуют тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон: – региональных администраций и компаний-операторов, заводов и конструкторских бюро с государственным научным центром и профильными министерствами.
В. П. Соколов