реклама

ОСК сжимает "кулаки": верфи и заводы объединяются в новые кластеры

Объединенная судостроительная корпорация – это огромный организм, состоящий из десятков заводов и предприятий. Сорок четыре компании, если вам интересно точное число. И рассредоточены они по всей России – от Калининградской области до Хабаровского края, от Мурманской области до Крыма. Причем эта масштабная империя продолжает расширяться, периодически вбирая в себя новые заводы.
Корпоративный календарь ОСК / АО "ОСК"

Внутри всякой структуры, состоящей из большого количества неравномерно распределенных элементов, в процессе эволюции возникает тяга к кластеризации. Это научное правило вполне можно применить и административно-организационной тематике. Тем более, что польза от такого процесса несомненна. Кластеры в промышленности возникают даже там, где все предприятия имеют разных хозяев. А уж когда они находятся под одной крышей, сам бог велел.

Так что объединение активов ОСК по географическому принципу было неизбежно с самого начала существования корпорации. Неудивительно, что довольно быстро возникло несколько кластеров: Северный центр судостроения и судоремонта, Западный центр судостроения и судоремонта, Южный центр судостроения и судоремонта и Дальневосточный центр судостроения и судоремонта.

Удивительно другое. Эта логичная вроде бы расстановка сил, продержавшаяся долгие годы, сейчас начала перекраиваться. За последние три года ликвидированы два из четырех объединений (половина!), зато им на смену придут, похоже, два новых.

Минус Запад, минус Север

Решение об упразднении Западного центра судостроения и судоремонта и Северного центра судостроения и судоремонта было принято еще в 2017 году, но процедура растянулась. СЦСС, например, официально исчез только в ноябре 2019 года.

Два других центра остались нетронутыми, но перед ними, судя по всему, уже поставлена задача повысить уровень внутреннего взаимодействия. Надо сказать, он и без того явно был более "прокачен", чем у ликвидированных структур. Аббревиатуры ДЦСС и ЮЦСС у корабелов и поставщиков не только на слуху, но и прямо-таки "отскакивают от зубов". То есть каждый из оставшихся региональных центров на судостроительном рынке активно действует именно как единый и живой организм.
 
"Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", выставочный стенд / "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта"

Но теперь, очевидно, их и вовсе будут превращать в мощный кулак. По крайней мере, в отношении Южного центра судостроения и судоремонта такая политика сейчас точно ведется. В прошлом году президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов высказывался по по воду ЮЦСС следующим образом:

"Я рассчитываю, что с точки зрения накладных расходов мы будем вести речь не менее чем о 300 млн руб. Кроме того, мы планируем распределить работы, учитывая особенности каждого отдельного предприятия. Например, "Красные Баррикады" очень хорошо умеют строить различного рода офшорные конструкции. А цилиндрические части хорошо делает "Лотос".

В целом, из всех предприятий, входящих в состав ЮЦСС, собираются сделать нечто вроде распределенной верфи, имеющей несколько специализированных площадок, по которым руководство будет распределять поступающие заказы.

Плюс Мурманск

Что касается новых кластеров, которые планируется создать внутри ОСК, то важно отметить два момента. Во-первых, они не будут дублировать те, что ликвидированы, поскольку возникнут в совсем других местах. А во-вторых, они изначально будут формироваться по примеру Южного центра – то есть гораздо более компактными и консолидированными.

В первую очередь речь идет об Арктическом центре судостроения и судоремонта, который, как следует уже из самого названия, будет создаваться ОСК на основе заводов, расположенных на побережье Северного Ледовитого океана. Скажем совсем конкретно - в Мурманской области.

Войдут в него три предприятия – 35-й судоремонтный завод, 10-й судоремонтный завод и завод "Нерпа". Если говорить о расстояниях между названными объектами, то это порядка сорока километров в максимальном случае.

Сама область, кстати, тему создания такого кластера горячо поддерживает. Более того, является ее горячим лоббистом в федеральных ведомствах. Инициатива уже получила одобрение Министерства промышленности и торговли. По крайней мере, министр Денис Мантуров в ноябре 2019 года заявил:

"Консолидация трех предприятий позволит оптимизировать издержки, повысить управляемость, сконцентрировать ресурсы, повысить производительность труда и заработную плату, увеличить сумму налогов в региональный бюджет. Совместно с ОСК и Мурманской областью мы будем наращивать компетенции в судоремонте и рассчитываем на то, что в регионе будут развиваться и другие отрасли обрабатывающей промышленности".
 
10-й судоремонтный завод / Корабел.ру

Губернатор Андрей Чибис уже подтвердил, что его регион возьмет на себя миссию обеспечения вновь создаваемого АЦСС высококвалифицированными кадрами.

Плюс Севастополь

Второй кластер появится в Севастополе и будет формироваться на основе Севморзавода и 13-го СРЗ. Подробной информации об этом пока нет, самая идея достаточно свежая, поэтому правильнее всего будет привести здесь реплику самого главы ОСК Алексея Рахманова:

"Сейчас завершается процедура передачи активов Севморзавода в федеральную собственность, после чего мы ожидаем внесения этих предприятий, а также 13-го судоремонтного завода в состав корпорации. Все это позволит собрать на севастопольской площадке одно производственное объединение, которое вберет в себя пять площадок в Севастополе, в данном случае мы говорим про южный Севастополь, северный Севастополь, Инкерман и, соответственно, две площадки 13-го завода, на которых мы сможем развернуть полноценный как судоремонт, так и судостроение".

Такой комментарий руководитель Объединенной судостроительной корпорации дал журналистам радио "Говорит Москва" несколько недель назад.

Как будет называться новый центр (Севастопольский? Крымский? Черноморский?), пока неизвестно. Однако решение о необходимости такого объединения понятно – предприятия находятся в сложном регионе, под санкциями, в условиях юридической путаницы. Максимально плотная совместная работа повысит их эффективность.
 
Рабочие "Севморзавода" / ОАО "Севморзавод"

Остается вопрос – не планируется ли что-то подобное предпринять и в других регионах присутствия ОСК? Например, в Калининградской области сравнительно недалеко друг от друга находятся Прибалтийский завод "Янтарь", 33-й судоремонтный завод и Светловское предприятие "ЭРА", занимающееся электрооборудованием. Как думаете?



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Афоничев Игорь Валентинович, 20.07.2020, 13:12До тех пор пока не появиться полноценный сверхмагистральный судоходный канал объединяющий Северный Морской путь и Внутренние Водные Пути России судостроение, наиболее востребованное для развития рынка внутреннего потребления, не станет массовым.
Свежие новости