реклама

Обзор уровня заработной платы работников судостроительной отрасли в России

11 109715 5 мин
Мы продолжаем разговор на тему заработной платы в судостроении. Тема оказалась интересной, захватывающей и совсем не такой простой, как показалась мне на первый взгляд, в связи с чем, изучение ее заняло намного больше времени, чем я ожидала. После первой вводной статьи, захотелось разобраться во всем более детально. Казалось бы, вопрос зарплаты всегда обсуждаем, ответы лежат на поверхности и о чем бы тут ещё говорить. В интернете огромное количество сайтов с не меньшим количеством вакансий и указанной суммой оплаты за труд, изучай, не хочу. Но это только на первый взгляд. Не хотелось изобретать велосипед, но данные фактические от данных свободно указанных в сети и на сайтах предприятий это две разные картины.
Для изучения данной темы, я решила обратиться к нескольким источникам, чтобы информация была действительно достоверной. Было решено помимо просмотра вакансий на сайтах предприятий, кадровых агентств  и прочих служб, побеседовать также с кадровыми отделами предприятий судостроения и конечно же с сотрудниками.

Первая трудность, с которой я столкнулась это повышенная конфиденциальность запрашиваемой информации. Многие кадровики испуганно извинялись и сообщали о том, что вот совсем недавно подписывали документ о неразглашении коммерческой тайны и отправляли меня со своими вопросами к начальству. Начальники в свою очередь охотно соглашались помочь, но в ответах ловко лавировали между цифрами и рассказывали в основном об условии труда и квалификации сотрудников. Некоторые даже называли тему опасной. Мое же, сугубо личное мнение, что специалисты любой отрасли имеют право знать о перспективах своей профессии, о нынешнем положении дел в своей сфере и почему бы им не знать, на что можно рассчитывать, тем самым определяясь с местом будущей работы. К чему такая секретность? Давайте разбираться.
Для того чтобы увидеть более полную картину я взяла несколько различных регионов России и основные профессии судостроительной отрасли, чтобы сравнение получилось более наглядным. Первое, что сразу бросилось в глаза, это разница в зарплате между заводами и коммерческими организациями. На вторых предприятиях зарплата все-таки выше и даже некоторые сотрудники, называя цифры оклада, скромно поясняли: «мы же не частная фирма».

Хотелось бы теперь пояснить, откуда берется разница в окладах указанных в сети и реальной картиной. Над этим вопросом я задумалась после того, как одна из сотрудниц кадрового отдела спросила меня: «Вы хотите узнать сумму оклада или месячного заработка?». А есть разница? Действительно есть. Сумма, которую указывают в вакансиях, это не всегда та сумма, которую сотрудник получит за отработанный месяц и вот почему. Во-первых, некоторые профессии подразумевают повременную или сдельную оплату труда, т.е. в первом случае вам заплатят за отработанное количество времени, а во втором, за выполненный объем работ. Соответственно, цифра, указанная в объявлении это так называемая точка отсчета, остальное зависит от вас. Сделал больше, получил больше и наоборот. Второй вариант изменения оплаты зависит непосредственно от региона, в котором вы работаете. В некоторых регионах существует северная надбавка и районный коэффициент, благодаря которым к вашей зарплате прибавляется 50, а иногда и 80% вознаграждения. Ну и конечно есть третий вариант повышения оплаты, это всегда желанная премия, которая по утверждению руководителей имеет место быть. Так что учитывая все выше сказанное, цифры, которые я укажу ниже уже не вызывают грустной ухмылки.

В общем, картина выглядит следующим образом:

Заработная плата в судостроении в разрезе регионов
Профессия Инженер-технолог Инженер-конструктор Электрогазо-сварщик Такелажник Судосборщик
/судостроитель
Регион
Архангельская область От 20 000 руб От 20 000 руб От 15 000 руб От 12 000 руб От 15 000 руб
Санкт-Петербург и Ленинградская область От 35 000 руб От 40 000 руб От 40 000 руб - От 27 000 руб
Мурманская область От 25 000 руб От 23 000 руб От 22 000 руб От 12 до 20 000 От 30 000 руб
Нижегородская область От 15 000 руб От 15 000 руб От 20 000 руб
(3-5 разряд)
От 20 000
(4 разряд)
-
Астраханская область От 15 000 руб От 15 000 руб От 12 000 руб От 10 000 руб От 18 000 руб
Волгоградская область От 15 000 руб От 15 000 руб - - От 17 000 руб
Красноярский край От 15 000 руб От 15 000 руб От 10 000 руб - От 20 000 руб
Иркутская область от 20 000 руб От 18 000 руб От 10 000 руб От 12 000 руб
 
Камчатский край От 27 000 руб От 25 000 руб - - От 52 000 руб
Приморский край От 20 000 руб От 30 000 руб - - От 25 000 руб
Хабаровский край От 17 000 руб От 20 000 руб - От 15 000 руб От 20 000 руб
Сахалинская область От 25 000 руб От 30 000 руб От 23 000 руб - -

Вот такая таблица получается, по официальной информации, со слов сотрудников кадровых отделов, выдающих подобную информацию под строжайшей секретностью. Понятно, что цифры по дальнему Востоку неприлично малы, поэтому можете смело умножать их на 2, примерно такая сумма в месяц и получаетя у сотрудника с учетом всех указанных мной надбавок и коэффициентов. А вот в Иркутской области зарплаты действительно маленькие. На вопрос «почему?», на предприятиях отвечают, что многие производства сейчас стоят. Деятельность не очень активная.

Все указанные выше суммы также варьируются от разряда специалиста и категории. Существует ещё одна особенность. Дело в том, что зачастую, когда в вакансии указанно, что работник требуется на постоянной основе, то зарплата значительно меньше, чем если предприятие нанимает на работу сотрудника на короткий срок (временно, на определенную работу или объект). Получается, что работники, у которых на предприятии довольно большой стаж, получают меньше, чем специалист, который устроился по договору на месяц и сделал ту же самую работу. Причину такой несправедливости мне объяснили очень просто. Это способ привлечь специалистов, которые в связи с тяжелой работой и не всегда нормальными условиями труда, просто не согласятся выполнять задание за меньшие деньги.

Пообщалась я и с руководителями подрядных судоремонтных предприятий. Очень хотелось выяснить с чем связана разница в зарплатах между заводами и частными подрядными предприятиями. Почему сотрудникам частных организаий предлагают более высокую оплату и так ли это? Выяснилось, что догадки по поводу не правдоподобно заниженных сумм заработной платы на заводах подтвердились, не хотят они афишировать стоимость вознаграждения. Тайна это коммерческая. Однако то, что в частных фирмах (подрядных организациях) платят больше, оказалось не правдой. Это может быть только в случае, если бригада работает на объекте день и ночь, но такого количества работы (в судоремонте у подрядных организаций) просто нет. По крайней мере в Санкт-Петербурге.

В процессе написания статьи, мне удалось поговорить со студентами, учащимися на судоремонтников. Оказывается, молодые специалисты совсем не мечтают после окончания обучения трудиться на родном судостроительном заводе, практически все парни мечтают попасть на работу в иностранную фирму, объясняя это тем, что оклады там значительно выше и условия намного лучше. В наше время уже не обязывают отрабатывать после окончания учебы на заводах и верфях. А может стоит? Но это уже совсем другая тема для размышления.



Комментарии   11.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Сергей, 29.08.2012, 08:06Отдыхал в санатории в Крыму, где отдыхают работники "Севмашпредприятия". Кстати , отдельная тема для разговора - какие социальные блага, кроме зарплата предлагают предприятия судостроительные отрасли.  В КБ где я работал ни осталось ни базы отдыха, ни детсада, ни бесплатного жилья естсественно. А вот на "Севмаше" в санаторий отправляют. Так вот про зарплату конструкторов (девушек) - на севмаше действительно  - только не от 15 000, а просто 15000. То есть, жена у меня в КБ "Вымпел" больше зарабатывает. Но цены в Северодвинске на продукты питания кусаются. То есть ещё вопрос - что на эти деньги можно купить?
-0+
#Ермакова Екатерина, 30.08.2012, 22:02Сергей, хочу поблагодарить за отличную идею для статьи. Всегда поддерживаем инициативу читателей.
-0+
#Михаил Коновалов, 29.08.2012, 09:49Я по точке отсчета. Точка отсчета должна быть тесно связана с трудоемкостью. Потом, назовем ее условно базовой, она изменяется в сторону повышения в зависимости от условий работы.  Кто-нибудь в отрасли занимается этим? А если собирать данные по факту, можно, конечно, выполнить регрессионно-регрессионный анализ, но он не будет иметь никакого отношения к судостроению, а скорее  к тенденции бизнеса. Зачем это надо, если для научных исследований, то это неверный путь. Здесь больше социологии, чем экономики.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 29.08.2012, 14:17А не задумывались Вы, уважаемая Ольга, почему информация о зарплате, не о штатном составе, а именно о зарплате является коммерческой тайной, хотя ранее никогда этого не было? Более того, ранее такая информация являлась мощным, как это сейчас модно говорить, PR акцией для предприятия, говорящим о его успешности и перспективности. Так почему?
 
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить историю постперестроечного периода, историю предприятий. На негативные проявления того периода, связанные с резким снижением производства и необходимостью одновременным выполнением требований трудового законодательства по массовым увольнениями, предприятия выработали в работе с кадрами определенную схему, позволяющую им обойти, не совсем законно, существующее трудовое законодательство. Вот тут то и появляется «коммерческая» тайна.
 
Суть этой схемы:
1 – резкое сокращение постоянно занятых в производстве работников (если до реформ на предприятии числилось около 8 000 работников, включая уборщицу тетю Машу и технолога дядю Петю, то сейчас это чуть больше 1 000, с теме же тетями и дядями); далее...
-0+
#Ермакова Екатерина, 30.08.2012, 17:00Алексей Викторович, уважаемый. Даже не думала ни в коем случае поднимать тему об обязаловке в распределении, у меня в планах совсем другие, более интересные темы (правда к вашему наверно сожалению они все-таки о кадрах). Тут был скорее вопрос к читателям, а это не значит, что я поддерживаю саму идею, я просо интересуюсь мнением общественным.
Также хочу сказать Вам огромное спасибо за подробное разъяснение по теме и вообще за очень живой и действительно информативный комментарий. Это важно.
Что же касается про "писать со слов сказанных по "секрету", тут уж обещать не буду. Так как не все так охотно готовы поделиться своими знаниями, поэтому приходиться обращаться к возможно не совсем достоверным источникам информации.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 30.08.2012, 18:54Уважаемая Ольга! Когда будите в следующий раз писать о кадрах на производстве (неважно каком – проблемы везде одинаковые), особенно о не хватки кадров, задумайтесь о том, почему в стране, где существует достаточно большая безработица, особенно скрытая, возникает этот вопрос? Ладно бы безработицы не было. Мне кажется, что руководители тех предприятий, которые поднимают вопрос о не хватки кадров, просто расписываются в своей  не способности руководить
-0+
#Ермакова Екатерина, 30.08.2012, 22:12Алексей Викторович, Вы правы, задуматься тут есть над чем, но в таком случае нужно опрашивать сотрудников. Сдается мне не очень охотно они будут отвечать, опять получится по "секрету". Либо будут только хвалить и снова информация не достоверная будет...А вообще нужны ли коррективы в управлении уже работающим сотрудникам?
-0+
#Михаил Коновалов, 29.08.2012, 14:27Опечатку у себя заметил, надо  было: "корреляционно-регрессионный". А что в Новгородской области есть предприятия судостроения, или это тоже опечатка?
-0+
#Ермакова Екатерина, 31.08.2012, 09:40Михаил, а вот тут действительно опечатка, область Нижегородская должна быть. Все исправлю, спасибо за внимательность.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич, 30.08.2012, 15:40Хотелось бы отдельно заострить внимание на частных судоремонтных предприятиях, точнее - на их болеевысоких зарплатах. Чудес здесь нет никаких - они просто платят чёрные, серые и всякие прочие зарплаты, с которых государство ничего не получает в виде налогов. Такая ситуация выгодна всем: завод ведь отдаёт им не все, отпущенные на эти работы деньги, а оставляет себе прибыль (возникающую, фактически на пустом месте из ничего), да и накатанная и отработанная годами коррупционная составляющая при выборе субподрядчика и заключении с ним контракта никуда не исчезла. И всем хорошо! При этом, все делают вид, что ничего об этом не знают и пересказывают друг другу легенду о небывалом трудолюбии работников этих субподрядчиков. На самом деле, если заставить их платить государству всё, что положено по закону, то они не только не смогут обеспечить уровень зарплаты, сопоставимый с заводским, а вообще - концы с концами не сведут. А заставлять платить - надо! Ведь именно в этом и кроется основная причин далее...
-0+
#Игорь, 18.12.2012, 08:55Если Выборг входит в Ленинградскую область - то планка задрана процентов на 30.
Свежие новости
Паром "Балтийск" прибыл на КМЗ для ремонта
19:44 / судоремонт