реклама

Обновление прибрежного рыболовного флота: почему мало желающих строить?

Первым получателем субсидии в рамках программы поддержки развития малого и среднего рыбопромыслового флота стало ООО "Дельта Фиш ЛТД". В 2020 году камчатская компания получила 27,3 млн руб – около трети расходов на строительство рыболовного сейнера проекта 1338. Всего в списке потенциальных участников программы значится около десятка компаний, причем, часть из них имеют общие корни. Мы попытались выяснить, кто может рассчитывать на субсидию, и почему прибрежные рыбаки не спешат получать государственные миллионы.
Сейнер проекта 1338 (МРС-150L) для ООО "Дельта Фиш ЛТД", строитель ОАО "СЗОР", г. Благовещенск / Фото: ОАО "СЗОР"

– Постановление правительства о субсидировании строительства № 1917 касается 15 – 40-метровых судов, занимающихся промыслом неквотируемых видов рыб. На сегодня в рамках программы господдержки заключены контракты на строительство 20 рыболовных судов на сумму 8076 млн рублей. По нашей информации, рыбопромысловые компании планируют построить еще 13 судов на сумму 5500 млн руб.

– Не так много претендентов…

– Проект реализуется чуть больше года – с декабря 2019-го. Рыбаки пока изучают механизм. Не сказать, что сегодня много желающих вкладывать средства в новые суда – объекты промысла малорентабельные, и рыбаки идут в проект с некой опаской, просчитывая, окупятся ли затраты. Тем не менее, программа набирает обороты, появляются всё новые участники.

Дубник А. Е., куратор проекта, начальник управления флотов, портов и мониторинга Федерального агентства по рыболовству

"Черноморская рыбодобывающая компания" планирует до 2025 года построить десять средних траулеров-сейнеров проекта СРТС 38 "Орион". Есть желающие обновить флот на Каспии, Дальнем Востоке. Мы общаемся с рыбаками, по каждому бассейну проводились совещания, сейчас планируем подготовить встречу по Каспийскому бассейну.

Кроме субсидий не исключено и использование механизмов лизинга, этот вариант был заложен в постановлении. Хотелось бы реализовать льготный лизинг на уровне того, что предлагает ОСК для пассажирских судов. На все типы судов они дают 6%, а на пассажирские под 2%. Мы рассчитываем на примерно такую же ставку для рыболовных судов. Будет ли задействована лизинговая компания ОСК или какая-то другая, пока не определено, вопрос находится в совместной проработке с Минсельхозом.

– Срок действия программы субсидирования определен?

– Срок не оговорен, программа действует пока есть интерес и деньги. Они, правда, небольшие, в бюджете заложено 600 млн. рублей, пока этого хватает. Если интерес рыбаков повысится, будем запрашивать дополнительное финансирование.

– Какова процедура получения субсидий?

– Компания высказывает желание стать участником программы, готовит заявку на субсидию, которую должен одобрить Минпромторг. Согласовав заявку и получив уверенность в том, что им выплатят субсидию в размере 30% от стоимости судна, рыбаки заключают контракты с верфями. После завершения строительства, владелец оформляет свидетельства о праве собственности на судно и регистрации в судовом реестре, а также документы о вводе судна в эксплуатацию. Всё это совместно с заявкой на получение субсидии передается в Минпромторг, и в следующем финансовом году судовладелец получает деньги. Мы, в свою очередь, пять лет отслеживаем, что судно применяется по назначению, для рыболовства. Если оно будет использоваться в других целях или его продадут, судовладелец должен будет вернуть госсубсидию.

– Почему постановление правительства ограничило минимальный размер судна 15-ю метрами?

– На этапе разработки постановления было решено, что на строительство совсем небольших по размерам судов требуются не такие большие затраты, и рыбаки вполне могут строить такие суда самостоятельно. У нас нет ограничений по типу водоема (пресный или морской), поэтому любой, кто захочет построить судно заданных параметров – 15-40 м, может рассчитывать на эту меру поддержки.

– Какова потребность в обновлении флота? Оценивалось ли количество потенциальных участников программы?

– Реализация проекта "Инвестиционные квоты" показывает, что на смену старому флоту приходят суда более высокой производительности. Соответственно, с программой субсидирования у нас тоже будет похожая история. Т.к. суда будут иметь бóльшую производительность, то в количественном отношении их потребуется меньше, чем есть сегодня. Поэтому мы оцениваем потребность, учитывая объемы вылова и мощности переработки. Пока запланировано поддержать строительство до 100 судов. Ближе к завершению проекта появится более четкое понимание, сколько судов потребуется ещё построить.

– Что готова предложить рыбакам судостроительная отрасль?

– Летом этого года мы совместно с Минпромторгом провели расширенное совещание. Рассматривался вопрос локализации производства на примере рыболовецких судов длиной до 40 метров. Для участия в обсуждении были приглашены отечественные КБ, проектанты, разработчики и изготовители судового комплектующего оборудования, представителей верфей и рыбаки.

Свои решения продемонстрировали многие компании. КБ "Восток", к примеру, презентовал проект рыболовецкого судна с отечественным оборудованием, соответствующим требованиями по локализации, которые определены в постановлении правительства № 719. Правда, и стоимость была озвучена довольно приличная – 600 млн. рублей. При том, что в программе субсидирования максимальная цена составляет 400 млн. рублей. Это означает, что 30%-я компенсация будет рассчитываться из такой суммы. В итоге, рыбаки сказали, что им нужны суда дешевле.

– На кого рассчитана программа субсидирования?

– На регионы с прибрежным рыболовством. Сегодня у нас строят суда для Черного моря, Каспия, Калининграда, довольно активен Дальний Восток. Закон о рыболовстве не так давно изменился. Если раньше законодательство определяло, что прибрежное рыболовство – это лов в небольшом удалении от берега, то сегодня прибрежным считается рыболовство, в котором предусматривается доставка свежей рыбы для переработки на берег. То есть рыба может ловиться и в 100 милях от берега, но раз в пять дней, грубо говоря, ее доставляют на переработку на завод в свежем или охлажденном виде. Не только не замороженную. Это и является прибрежным рыболовством. Соответственно, им могут заниматься даже крупные суда.

Кресько И.В., председатель производственного кооператива Рыбколхоз "Парижская Коммуна", Геленджик
 

Бот промысловый, проект ПМ-74М, длина – 16,6 м, ширина – 4,15 м, осадка – 1,5 м
Фото: Рыбколхоз "Парижская Коммуна"

– Игорь Викторович, как вы стали участником программы субсидирования?

– Мы узнали о программе, когда уже занимались проектом нового судна. Все бумажные дела по получению субсидии должны были завершить в прошлом году, но судоверфь в Приморско-Ахтарском не успела получить и передать нам один документ. В итоге наше субсидирование перенесли на 2021 год.

– Процесс согласования документов сложный?

– Готовила весь пакет документов наш главный бухгалтер. Министерство было с нами на связи, специалист Минпромторга очень хорошо с нами общалась. В целом, без проблем.

– Почему выбрали проект ПМ74-М?

– Ориентировались по средствам, но сейчас, когда бот начал работать в море, смотрим – маловат, конечно. Трюм маленький, недостаточной вместимости. Но, тем не менее, с чего-то нужно было начинать.

– Из-за чего решили строить на "Заводе металлоконструкций" в Приморско-Ахтарске?

– Проектом и постройкой занимался специальный представитель нашей организации и капитан. Они вели переговоры с судостроительной верфью в Санкт-Петербурге, но решили строить в Приморско-Ахтарске.

– Не рассматривали бэушный вариант?

– Нет, соучредители приняли решение построить новое судно. Много чего ещё приходится докупать, например, калибровочную машину. Сейчас хамсу ловим, она идет вперемешку, треть – мелочь, остальное – более-менее крупная рыба, которую нужно калибровать, чтобы судно работало и давало прибыль.  Видимо из-за сложившейся тяжелой ситуации в 2020 году в связи с пандемией, все сопутствующие предприятия, в том числе и мы, потерпели значительные убытки.

У нас сейчас лежит 20 тонн мороженой хамсы, не можем ее продать. До нового года пытались, надеемся 2021 год покажет себя с лучшей стороны. А бот ловит каждый день, вчера пару тонн поймали, сегодня вышли, то же самое.

– Ванны для рыбы используете?

– Да, мы приобрели термобоксы и установили на палубе, чтобы больше рыбы привозить на берег.

– Много конкурентов?

– Конечно, у нас под боком Новороссийск. Там есть компания, которая занимается хамсой двадцать лет. У них несколько судов, налажена реализация. Плюс, Крым присоединился, СРТМы крымские здесь теперь ловят. Прямо сейчас пять штук работает в Геленджикском районе.

– Дальше обновлять флот не планируете?

– Да, в планах есть, мы решили пройти годичный цикл рыбалки и посмотреть прибыльность. Также у нас есть магазин, цех, занимаемся переработкой покупной рыбы, изготавливаем копченую, вяленую рыбу и соленую продукцию.

– Что происходит с рыбными запасами Черного моря?

– Занимаюсь рыбколхозом уже четвертый год, черноморская сельдь два года как пропала. В 2017 году наши бригады прибрежного лова ловили за месяц 15-17 тонн. В прошлом и в этом году селедки вообще не было. Популяции рыбы ежегодно сильно сокращаются. Рыба – барабуля, ставрида – идет к нам сюда из Керчи, и почему-то сейчас не доходит. Уловы серьезно уменьшились.

Парфенюк Д.А., директор ООО "Марфиш" на фоне МСТР "Всеслав" – головного судна проекта 174610. Строитель: ООО "СИРМФ", проектант" КБ "Адомат" / Фото: ООО "Марфиш"


– Денис Александрович, как строится ваше взаимодействие с Минпромторгом в рамках программы субсидирования?

– На данный момент действуют новые поправки в постановление правительства, внесенные в феврале 2020 года, и, если эти новые формулировки не изменят, мы рискуем не получить субсидию на свой траулер "Всеслав". Так же без компенсации могут остаться СПК "Петротрал-2", который, кстати, заложил корпус судна по этому же проекту осенью прошлого года и ООО "Петротрал", у них подписан договор на строительство судна с верфью. К ситуации подключилась администрация Калининградской области, которая пытается нам помочь. Даже если ситуацию не удастся разрешить, судно всё равно будет достроено, так как нам требуются новые пароходы для эффективной работы в море и поставки на берег качественной продукции.

– Почему вы выбрали проект 174610?

– Мы не выбрали, мы сами его создали. Не было готового проекта, который бы нам подходил, и мы были бы готовы его строить. КБ "Адомат" находится на одной территории с нами. Плотное сотрудничество с бюро началось примерно девять лет назад, когда переоборудовали МРТК типа "Балтика" с заменой главного двигателя и переоснащением трюма для доставки улова наливом. Первый траулер, который прошел глубокую модернизацию, был "Капитан Лобанов", в работе непосредственное участие также принимал "Адомат".

По сути, проект 174610 – это совместная работа "Адомата" и "Марфиша". Мы высказывали свои пожелания, а специалисты КБ воплощали это в проекте, так этот проект и родился. Мы создавали судно под свои нужды и потребности.

– Почему решили строить в Светлом?

– Зачем искать кого-то на стороне, когда есть свои специалисты, своя площадка, где можно вести строительство и контролировать процесс.

– При выборе проекта изучали чей-то опыт?

– Смотрели похожие варианты у норвежских коллег. У них очень похожие суда по типу, длине, ширине и насыщению.

– Сколько будет стоить аналогичный норвежский траулер?

– На этот вопрос так сразу не отвечу, всё зависит от комплектации.

– Всего планируется построить шесть сейнеров-траулеров проекта 174610. Они будут идентичными?

– Возможно, суда для Каспия и Черного моря будут иметь немного меньшую осадку, чтобы дойти отсюда и потом перемещаться между Черным и Каспийским морями. Такой вариант сейчас рассматривается. Суда наших компаний уже довольно успешно работают на Каспии.

– Программа субсидирования действует более года, но желающие строить 15-40-метровые рыболовные суда в очередь не выстраиваются…

– Компаний, имеющих деньги на постройку нового парохода, немного. Проще купить бэушное судно в Литве, Латвии или Эстонии. Получается гораздо дешевле и быстрее. Контракт подписал, через месяц-два пароход войдет в строй и будет работать. Да, он не будет новым и таким эффективным, но ловить рыбу сможет.

Строительство нового парохода требует серьезных денег и может растянуться на пару-тройку лет. Еще и пандемия начала влиять – многие комплектующие поступают из-за рубежа, границы закрыты, заводы толком не работают и агрегаты не успевают вовремя поставить.

– Насколько флот сегодня обновляется?

– В последний год рыбаки приобрели довольно много судов.

– Бэушных?

– Конечно, новых никто не покупал.

– Экономические расчеты кто-то проводит? Что выгоднее: купить бэушный подешевле, но попроще или построить новый?

– Конечно же, новый пароход будет эффективнее, ведь старый не сможет выдавать рыбу такого качества. Суда, которые приобретаются за границей, работают в большинстве случаев через ящики, рыба наливом не доставляется, улов неживой. У нас же будет совсем другое качество. Одно новое судно заменит, как минимум, три МРТК типа "Балтика".

– Предварительно стоимость нового судна проекта 174610 оценивалась в районе 290 млн рублей. Эта цена сохранится?

– Сумма корректируется, выйдет, конечно, дороже. Сроки увеличиваются, курс тоже плавает туда-сюда, комплектующие с каждым годом растут в цене. Сейчас уже заключаем контракты на следующее судно, поставщики предупреждают, что в этом году комплектующие будут на 5-10% дороже, чем на первом корпусе.

– Что и где планируете ловить новыми судами?

– Район промысла – Балтийское море. В основном, ловим мелкосельдевые породы рыбы – кильку, салаку. Можем вести промысел трески, камбалы. Судно универсальное, при необходимости можно будет провести небольшое и короткое по времени дооборудование, стать сейнером и спокойно работать кошельком.

– А в Азово-Черноморском бассейне что будете ловить?

– Все пелагические виды рыб, разрешённые для промысла.

Точку зрения судостроителей на программы обновления рыболовного флота мы представим в ближайшее время.

Проекты строительства рыбопромысловых судов в рамках механизма господдержки (постановление правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1917) (реализуемые и планируемые) по состоянию на 30.12.2020 г.

Стадия реализацииЗаключены судостроительные контракты
БассейнДальневосточныйЗападныйАзово-ЧерноморскийАзово-ЧерноморскийАзово-Черноморский
Тип судна, проектМалый рыболовный сейнер, проект 1338 (МРС-150L)Сейнер-траулер "Адомат", проект 174610Средний рыболовный траулер-сейнер, проект СРТС 38 "Орион"Сейнер-траулер "Адомат", проект 174610Бот промысловый, проект ПМ-74М
Количество341021
Основные технические характеристикиДлина – 23,1 м
Ширина – 6,0 м
Осадка – 1,7 м
Длина – 27 м
Ширина – 8,6 м
Осадка – 3,8 м
Длина – 38,5 м
Ширина – 10,0 м
Осадка – н/д
Длина – 27 м
Ширина – 8,6 м
Осадка – 3,8 м
Длина – 15,6 м
Ширина – 4,15 м
Осадка – 1,5 м
Место строительстваСЗОР, г. БлаговещенскООО "СИРМФ",
г. Светлый, Калининградская обл.
АО "СЗ Море",
г. Феодосия
ООО "СИРМФ",
г. Светлый, Калининградская обл.
ООО "Завод металлоконструкций", г. Приморско-Ахтарск Краснодарского края
ЗаказчикООО "Дельта Фиш ЛТД"
 
ООО "Марфиш"
ООО "Петротрал-2"
ООО "Петротрал"
ООО "Сталактит"
ООО "Черноморская рыбодобывающая компания"ООО "Морской колокол"РК "Парижская Коммуна"
Стоимость общая, млн. рублей270,01 150,06 000,0660,017,0
Срок сдачи по контракту1-е – 2020 год
2-3-е– 2021 год
 
1-е – 2021 год
2-е – 2022 год
3-е – 2023 год
4-е – 2023 год
До 2025 года1-е – 2022 год
2-е – 2023 год
 
2020 год
 
"Адомат", ООО
Светлый
+7 (963) 296-34-54
"Судостроительный завод имени Октябрьской революции", АО Благовещенск
+7 (416) 223-34-00, +7 (4162) 233-453
"Восток КБ", ОАО Санкт-Петербург
+7(812)786-19-10
"Марфиш", ООО Калининград
+7(4012)656-790
"Петротрал", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 4473532
"Федеральное агентство по рыболовству", ФГУП Москва
+7(495) 628-23-20
"Морской колокол", ООО Севастополь
+7 8692 410704
Черноморская рыбодобывающая компания
Дельта Фиш ЛТД



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Галан Александр, 13.04.2021, 16:34На смену МРС 225 пр. 1322Р пришёл МРС 150 пр. 1338 ранних модификаций и строится он с 1976 года (головной пр. 1338 К). За время эксплуатации хорошо себя зарекомендовал в рыболовецких колхозах Дальнего Востока, особенно при незначительной ремонтной базе колхозов. В 80-х СЗОР выпускал 20-22 ед в год. В нулевых темпы значительно упали, но компетенция завода сохранилась. Я думаю, что субсидии рыбакам позволят вернуться к прежним объёмам выпуска уже МРС 239 пр. 1338 К и 1338 П.
Свежие новости