МОСКВА, 8 июня. Имена 57 советских подводников, не доживших до Великой Победы и покоящихся на дне Черного моря у берегов Болгарии, были увековечены в прошедшие выходные. Как сообщает РГ, российско-болгарская подводная экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» смогла точно установить, что лежащая на 59-метровой глубине подводная лодка — это Л-24 «Ленинец», погибшая в декабре 1942 года у болгарского мыса Шабла.
Найденные номера позволяют однозначно идентифицировать погибшую субмарину. 6 июня на торжественной церемонии на причале города Каварна в присутствии представителей посольства России и мэров болгарских городов на борт катеров с российскими и болгарскими техническими дайверами были переданы венки от имени Российской Федерации и правительства Болгарии. После этого катера ушли на место гибели подлодки, где венки, в соответствии с морскими традициями, были спущены на воду.
На леерах Л-24, рядом с бортовым орудием была закреплена памятная мемориальная доска с поименным перечислением членов экипажа погибшей подлодки. С этого момента Л-24 является братской могилой. По международным законам, доступ на нее для посторонних закрыт.
Руководитель экспедиции, известный российский технический дайвер Константин Богданов отметил, что участники погружений никогда ничего не поднимают с найденных кораблей, за исключением сохранившихся документов. «Ведь лежащие на дне корабли являются братскими могилами, копаться в которых, а тем более забирать какие бы то не было предметы наверх просто аморально», — подчеркнул он.
Вот и в этот раз дайверы несколько раз пытались открыть крышку сохранившегося на мостике лодки компаса, чтобы установить его номер. И это не получилось сделать под водой. А предложение демонтировать и поднять прибор на поверхность, где это сделать было бы гораздо проще, было единодушно отвергнуто членами экспедиции.
По результатам исследований можно точно утверждать, что в 6 км от болгарского берега на дне моря лежит именно Л-24 «Ленинец». И погибла она от взрыва мины. Никто из экипажа не спасся. «Все люки лодки задраены. По всей вероятности, находившиеся в первых трех отсеках лодки подводники погибли сразу. Остальные, вероятно, некоторое время продолжали бороться за жизнь. Однако спастись никто не смог», — считает Богданов.
Результаты подъемной съемки доказывают, что взрыв мины произошел по левому борту субмарины, примерно в районе ходовой рубки. А на винте лодки можно рассмотреть остатки троса, на котором крепились мины. Нельзя исключить, что, уходя от преследования катеров противника, лодка попала на минное поле.