реклама

Нарьян-марский морпорт-2006: жизнь продолжается

0 602 4 мин
В ноябре морской порт будет отмечать 75-летие. Официальная дата рождения морского порта в округе - 27 октября 1931 год. Именно тогда на базе агентства Совторгфлота открыли Печорский морской торговый порт, который спустя двадцать лет переименовали в Нарьян-марский, Тогда, в пятьдесят первом году, был построен деревянный причал, к которому пришвартовались первые крупнотоннажные суда "Рабочий" и "Крестьянка". С этих судов началась трудовая биография одного из старейших предприятий Нарьян-Мара,
Жизнь порта тесно связана с жизнью города и округа. За время его существования были свои взлеты и падения. После эпохи ударных пятилеток освоения Севера - черная полоса перестроечного кризиса. Грузооборот порта в 1931 году начинался с 39,9 тысячи тонн. В 1956-м - рекордный уровень грузооборота в 334,7 тысячи. В 1994-м - резкий упадок до 50 тысяч тонн, в 2000-м - 149 тысяч. В лучшие времена во время летней навигации порт работал в три смены. Постоянно требовались рабочие руки, на сезонную разгрузку нанималось до 500 человек. Сейчас на предприятии трудятся сто двадцать. Новый сезон навигации для морского порта начался с приходом нового руководства. Выводить предприятие из затяжного пике будет новый рулевой. Исполняющий обязанности директора ФГУП "Нарьян-марский торговый порт" Сергей Одишария в преддверии профессионального праздника поделился с читателями "НВ" текущими проблемами и ближайшими планами:
"В порт я пришел, имея за плечами опыт работы государственной службы в органах внутренних дел. Это подразумевает знание и жесткое следование рамкам законности. Всегда, когда новый человек приходит на производство - появляется новый взгляд на обстоятельства и на обстановку в коллективе. Но я всегда буду опираться на профессиональные знания работников предприятия и на их опыт.
Самая главная проблема, которую предстоит решить на новом посту - замена устаревшего оборудования. Основные средства порта давно нуждаются в ремонте. В первую очередь - в доке. Колоссальные затраты придется понести по ремонту плавкрана "Шкрябин". Чтобы вынести тяжелое бремя ремонта, необходимо хорошо потрудиться в эту навигацию. Плавкран придется отбуксировать в Архангельск - нужно менять не только корпус, но и практически все оборудование на нем - навигационное, вспомогательное и средства связи. На все это будет потрачен не один миллион рублей. Также давно требуют ремонта буксиры. Передо мной стоит задача - как можно эффективнее использовать имеющееся оборудование и плавсредства, чтобы заработать как можно больше денег и выбраться из финансовой ямы, в которую загоняли порт. Людям надо платить зарплату, вносить налоги, а мы - хозрасчетное предприятие. Приходится крутиться и зарабатывать - это наша единственная возможность выжить. В настоящее время, благодаря постоянному потоку грузов, предприятие имеет стабильный доход с погрузочно-разгрузочных работ. Поступают деньги и с аренды помещений и оборудования. Основные наши заказчики и потребители работ - нефтяные компании, которые работают в округе.
Вторая наша проблема - реорганизация предприятия. Нарьян-марский порт входит в программу государственной приватизации предприятий. Предстоит его акционирование, в котором сто процентов акций будут принадлежать государству. В связи с грядущим преобразованием необходимо готовить большой пакет документов. По плану приватизация порта должна была произойти еще в прошлом году, но этого так и не было сделано. Так что в эту навигацию придется и на ремонт зарабатывать, и все правовые документы для акционирования готовить. Хорошо хоть лишняя головная боль по обслуживанию пассажирских перевозок уже не наша, а ГУП НАО. Речные трамвайчики были для нас убыточными. Если порт станет акционерным предприятием, то часть арендных платежей, которые уходят в федеральный бюджет, останутся на счетах порта. Значит, появятся дополнительные деньги на развитие предприятия, закупку нового оборудования и повышение зарплаты работникам. Необходимо, чтобы работники воочию увидели результаты своего труда - чем лучше и больше работаешь, тем выше зарплата. С повышением зарплаты в порт придут молодые квалифицированные специалисты. Ведь работа в порту специфическая и порой опасная - человека с улицы так просто не возьмешь. На днях подписан договор с нашим ПТУ, ждем на практику двоих механизаторов. Третья наша проблема: затраты на обслуживание дистанции пути. Это установка и ремонт знаков - буев. Все это ложится на плечи порта, хотя портовые и боцманские сборы поступали до настоящего момента в администрацию Архангельского порта. По словам моего предшественника Сергея Чупрова, затраты по обслуживанию речного пути в прошлом году обошлись порту в кругленькую сумму. Четыре с половиной миллиона рублей остались в области безвозвратно. Администрация архангельского порта не компенсировала их. Из-за отсутствия финансовых возможностей произошла задержка начала судоходной кампании в этом году. Сейчас вопрос уже решен. Буксир "Путеец" вышел на рейд - бакены на дистанции будут. Главная задача для порта в начале морской навигации - установить знаки. Так что работы летом достаточно - будем наверстывать упущенное.
Я считаю, что делать порт убыточным - непозволительная роскошь. Не хочется ничего загадывать, но сделать его доходным предприятием вполне реально. Что будет на самом деле, покажет наша работа за этот год".
Борьба за прибыль ведется по правилам военного искусства. Если планы нового руководства, это стратегия, то работа на причале - тактика. Частные задачи войны за жизнь предприятия решает начальник погрузочно-разгрузочного района порта Владимир Евсеев. На боевом посту он почти тридцать лет. Прошел путь от инженера до начальника. Жизнь порта видит изнутри и в своем хозяйстве знает всю технику, что называется, "в лицо":
"Восемь портальных кранов, то есть мы в состоянии перерабатывать максимальный вес груза до сорока тонн. Перевозочная техника физически устарела - производства 80-х годов. А каждый кран стоит не один миллион рублей. Ремонтируем их каждый год в межнавигационный период. Пока количество автопогрузочной техники нас удовлетворяет. Но если численность грузов повысится - встанет вопрос об обновлении и увеличении парка.
Помню худшие времена порта, когда грузооборот падал до тридцати тысяч тонн. Налоги на оборудование были сумасшедшие, а зарабатывал тогда порт копейки. Времена перестройки прошли для нас болезненно, предприятие по шесть-семь месяцев не выплачивало зарплату. Помню, как в прежнюю горячую пору навигации, когда порт работал в круглосуточном режиме, работали три бригады по 25 человек. Порядка 75 докеров-механизаторов работали в три смены.
На сегодняшний день бригада - 16 человек. Постоянный состав выучен на крановщиков, водителей автопогрузчиков. Обычная смена с восьми до десяти вечера. На период навигации вынуждены набирать дополнительные рабочие силы до тридцати человек, чтобы обеспечить работу порта хотя бы в одну удлиненную смену. С понедельника открылась морская навигация, поэтому нагрузка увеличилась. Я сейчас работаю и за складского работника, и за диспетчера, и за начальника отдела грузоперевозок. Верю, что у порта есть будущее. Еще шесть лет назад предприятие стояло в кризисном состоянии. На сегодняшний момент, в связи с активной работой нефтяных компаний на территории округа, порт начал оживать. По сравнению с прошлым годом грузооборот вырос до ста восьмидесяти тысяч. Радостно видеть, что предприятие, которому отдано столько лет жизни, начинает расцветать".
Нарьяна вындер
1 июля 2006 (112)
Алена ЛЮДВИГ




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
"Спецкабель" представит свою продукцию на "Морском конгрессе – Дальний Восток"
01:00 / события