реклама

На "воздухе" по воде и земле. Рассказываем о жизни компании-производителя судов на воздушной подушке

Летняя экспедиция "Корабел.ру" состоялась в конце августа. Финальной точкой на маршруте мы определили для себя город Петрозаводск, а именно Онежский ССЗ, где должна была пройти церемония спуска на воду земснаряда "Юрий Маслюков". А наши поездки являются для нас шансом познакомиться с новыми компаниями, предприятиями, узнать больше людей в отрасли и понять, чем они живут. Поэтому мы проложили маршрут через город Подпорожье, где сегодня располагаются цеха компании "Ховеркрафт" – производителя судов на воздушной подушке.
Сегодня на предприятии работает около 40 человек. Все сотрудники – местные жители Подпорожья и несколько бывших заводчан Свирской судоверфи, живущих в поселке городского типа Никольское.

Экспедиционный состав "Корабел.ру" встретил генеральный директор и он же главный конструктор "Ховеркрафта" Валерий Проценко. Он показал нам производство СВП и рассказал о своих планах на будущее.
 
Валерий Проценко, генеральный директор "Ховеркрафта" / Корабел.ру

Компания изначально создана приблизительно в 1992 году под названием ТОО "Нептун-Альфа" как официальное дочернее предприятие московского ЦКБ "Нептун", не путать с ЦКБ "Нептун" из Петербурга, которое открылось только в 2004-м. Предприятие создавалось группой конструкторов ЦКБ, проектировавших в советские времена СВП приблизительно с 1973 года. В СССР ими были созданы такие проекты, как "Барс", "Гепард", "Пума", "Ирбис", "Бизон". После прекращения деятельности московского ЦКБ "Нептун" перестала существовать и его "дочка" – "Нептун-Альфа". В 2005 году в поселке Никольском открывается новая компания – "Ховеркрафт". На первых порах предприятие строит свои проекты на мощностях и совместно со Свирской судоверфью (проекты "Гепард", ""Пума", "Арго"). После банкротства судоверфи "Ховеркрафт" переезжает на собственную территорию в Подпорожье, где и находится до сих пор.
 
Производство "Ховеркрафта" / Корабел.ру

Основными заказчиками такой специфичной продукции, как суда на воздушной подушке от "Ховеркрафта" являются отечественные перевозчики пассажиров, туристические базы, поисково-спасательные службы, добывающие и частные компании. Помимо этого, в портфеле заказов предприятия числятся и иностранные покупатели из Китая и Индии.

Ежегодно коллектив "Ховеркрафта" производит и отгружает заказчикам порядка 10-12 единиц пассажирских СВП разной вместимости. Это серии проектов "Нептун 11", "Нептун 15", "Нептун 23".

– Мы имеем полный 100%-ный цикл производства, включая винты (изменяемого шага) и подъемные вентиляторы, клепку-сварку алюминиевых корпусов, изготовление гибких ограждений, так называемых юбок, – рассказывает генеральный директор "Ховеркрафта" Валерий Проценко. – Также осуществляем электромонтаж, включая изготовление собственного щитка приборов, все виды механической обработки, закалку и тому подобное.
 
Производство "Ховеркрафта" / Корабел.ру

При строительстве СВП "Ховеркрафт" использует в основном алюминий марки АМг и композиты типа стеклопластика, углепластика, арамида. По мнению руководителей компании, соотношение импортных и отечественных материалов составляет примерно 50 на 50. К уникальным технологиям главный конструктор "Ховеркрафта" относит композитные вентиляторы воздушной подушки, которые изготавливаются методом горячего прессования.
 
Производство "Ховеркрафта" / Корабел.ру

– Водонепроницаемые клепанные корпуса тоже становятся уникальными технологиями, так как рентабельней сварить толстые листы, чем склепать тонкие, но для нас определяющим является низкий вес конструкции, – подчеркнул генеральный директор "Ховеркрафта".

Надо заметить, что производство "Ховеркрафта" достаточно компактное и последовательно выстроенное – как раз для качественного поэтапного строительства СВП.
 
Производство "Ховеркрафта" / Корабел.ру

Вообще, мировой рынок судов на воздушной подушке достаточно узкий. И наверняка Россия занимает далеко не последнее место с собственным производством и решениями по СВП.

– Самые "вкусные" и большие проекты в мире строит английская фирма Griffon Hoverwork. Суда у них, хоть и очень дорогие, но так как они сертифицированы Ллойдом, а фирма очень крупная и с репутацией, то конкурировать с ними на мировом рынке сложно, – рассказывает Валерий Проценко. – Немного строят в Австралии и Новой Зеландии, почти не строят в США и Канаде. Активно развиваются китайцы, которые беззастенчиво копируют практически все известные российские проекты.
 
Предприятие "Ховеркрафт" / Корабел.ру

По словам главы "Ховеркрафта", в России производство СВП застыло на одном постоянном уровне. На рынке в основном предлагают суда на воздушной подушке с баллонной схемой гибкого ограждения. Подобное решение является промежуточным между аэроботами и традиционными СВП и включает как достоинства обоих, так и их недостатки. Появление мощных высокооборотистых моторов позволило аэроботам откусить часть рынка у СВП.

Рынок судов на воздушной подушке держится особняком от классического судостроения. Здесь совершенно другие игроки со своими предложениями, несмотря на то, что материалы и изделия используются практически идентичные. Однако СВП, как заметил Валерий Проценко, давно перестали быть экстремальным развлечением, они стали объективной необходимостью, с весьма понятными достоинствами.
 
Производство "Ховеркрафта" / Корабел.ру

– Если возьмем СВП по аналогии с СПК с пассажировместимостью в 40 человек, то наше судно будет стоить в 6,5 раз дешевле, – объясняет глава предприятия. – Помимо этого, суда на воздушной подушке можно использовать без ограничений по сезонам – что летом, что зимой. В некоторых регионах России, где это актуально, СВП выступают безальтернативным средством транспорта. Допускаю, что эксплуатационные расходы у судов на воздушной подушке выше. Но будем откровенны – на воде у них нет износа. Он может быть только в зимнюю эксплуатацию.

Несмотря на то, что производство СВП является анклавом внутри нашей отрасли, темы судостроения оно все равно касается. И производители судов на воздушной подушке со стороны смотрят на него немного иначе.

– Какими мы видим перспективы отечественного судостроения? Скорее, это вопрос к Минпромторгу, – заметил генеральный директор компании. – Правительство приняло решение поддерживать судостроение через льготные кредиты для покупателей новых российских судов. И я думаю, что это правильно. Но область пассажирских перевозок водным транспортом настолько зарегулирована для легальных перевозчиков, что судовладельцы боятся приобретать новые суда, рынок перевозок не развивается. Кроме того, им приходится конкурировать с нелегальными перевозчиками. И если в автомобильном транспорте порядок с пассажирскими перевозками навели и старые разваливающие автобусы пропали с дорог, то в водном все еще впереди. В Минтрансе проблему в полной мере пока не осознают.
 
Производство "Ховеркрафта" / Корабел.ру

Что касается "Ховеркрафта", то приятно наблюдать за тем, как компания работает над оптимизацией труда, над повышением качества предлагаемой продукции.

– Мы не раздуваем штат сотрудников, что позволяет нам держать накладные расходы на очень низком уровне, – рассказывает глава "Ховеркрафта". – Наше предприятие согласовывает все проекты с РРР или РС. Мы строим суда под наблюдением регистров, и по окончании строительства заказчик получает все необходимые для эксплуатации документы на судно, включая пассажирское свидетельство. Мы следим за проблемами, возникающими при эксплуатации наших судов, улучшаем и модернизируем слабые узлы. Вместе с этим все суда могут быть доставлены к месту эксплуатации в контейнере. Наш коллектив дорабатывает суда под нужды заказчика и согласовывает эти изменения с регистрами.

Приятной неожиданностью для нашей экспедиции стало участие в испытаниях новейшего СВП, которое как раз готовится к передаче китайским коллегам.
 
СВП, которое проходило испытание / Корабел.ру

Они, к слову, не один год являются клиентами "Ховеркрафта" и не первый раз заказывают суда у предприятия. Как заметил глава компании, сейчас в Китае эксплуатируют суда на воздушной подушке проекта "Ирбис" и "Нептун 15".

Стоит признаться, что внешне СВП казались довольно шумными и громоздкими транспортными средствами, в салоне которых будет не то, что укачивать, а буквально трясти. Да, оно передвигается по воде и берегу, это прекрасно, но каким образом и насколько комфортно – это предстояло выяснить. Удивительно, но в салоне нет никаких вибраций и тряски, а разговоры можно вести в достаточно удобной и тихой обстановке. Причем это касается как хода по воде, так и непосредственно выхода на сушу. Казалось, что в салоне обязательно нужно подготовиться всем вместе к тряске, прежде чем СВП выйдет на берег. На деле же все проходит плавно и просто.
 
Салон СВП / Корабел.ру

Поразило и то, что судно на воздушной подушке способно без проблем проходить в узких местах на реке и легко разворачиваться в экстремально малых (буквально размером с само СВП) заливах. Подобный маневр нам продемонстрировал коллектив специалистов "Ховеркрафта".
 
Во время испытания СВП / Корабел.ру

Возможно, в этом нет никакой фантастики и все СВП должны производить подобные операции, но когда ты находишься на реке и представляешь возможности классических судов, их тонкость швартовки, габаритов, то умения судов на воздушной подушки действительно впечатляют.
 
Фото: ООО “Ховеркрафт”

Вернувшись в "родную гавань" по тропе, проложенной через леса, на прощание мы поинтересовались перспективами компании и планами на будущее. Предприятие "Ховеркрафт" впервые приняло участие в "НЕВЕ" в этом году, где представило свои проекты и суда в рамках Центра малого судостроения выставки.

– Мы разрабатываем и строим новые проекты, занимаемся улучшением существующих, – подчеркнул Валерий Проценко. – Наш коллектив продолжит работу над повышением качества выпускаемой продукцией и увеличением производительности. Будем следить за появлением новых материалов на рынке, а также уделим внимание модернизации станочного парка другого производственного оборудования. Сильно думать о будущем времени нет, мы решаем проблемы, которые у нас стоят здесь и сейчас.

[Больше фотографий в Галерее снизу]

Материалы по теме:
Двадцать лет на аэроходу (интервью с главой компании "Аэроход")
Суда на воздушной подушке - есть ли перспективы? (история и будущее судов на воздушной подушке)
"Судоверфь ПАРМА", ООО Подпорожье
+7 (916) 499-81-81



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
На терминале Нижний Бестях завершено строительство железнодорожных подъездных путей
12:53 / порты