Команда контр-адмирала Константина Шопотова 18 лет исследует русско-шведское морское сражение 1790 года. Толщина льда в месте исследования достигает не меньше полуметра, температура воды — плюс 4 градуса. Майну прорубали несколько дней назад. Она вновь замерзла. Приходится ломом и лопатами вновь прокладывать проход к подводным загадкам.
Константин Шопотов, научный руководитель подводно-археологической экспедиции рассказал, что подо льдом лежит, разбившись вот огромный камень, фрегат-брандер, также погибший в 1790 году. Рядом с ним находится второе судно, которое не исследовали. Оно более древнее и, следовательно, представляет интерес для археологов.
Зимой в воде видимость лучше, чем летом. Нет водорослей. Воздуха хватает на час. Работы здесь еще на многие годы. За пару десятков лет археологи обнаружили 9 крупных шведских фрегатов, галер и бригов. В том сражении не погибло ни одного русского боевого корабля. Со дна залива подняли 4 разнокалиберных чугунных пушки противника. Такой коллекции нет даже в Швеции. И вот — новые артефакты.
Балластовый камень со старинной галеры — самая интересная находка. Раньше археологи таких не встречали. Делают предположение, что его родина — Африка. Артефакт передадут в Горный институт.
В этом году археологи запланировали обследовать корпус шведского фрегата. В сражении его разорвало на 6 частей. И, возможно, при новом погружении обнаружат другие затонувшие корабли. Воды Финского залива хранят много неразгаданных тайн.
Отметим, что сегодня в Петербурге заместитель технического директора Nord Stream Дирк фон Амельн заявил, что исследование объектов культурного наследия, проводимое компанией Nord Stream в рамках проекта, будет засекречено. «Эта информация будет закрыта, поскольку мы не хотим привлекать дайверов к объектам культурного наследия», — сказал он. Заместитель технического директора Nord Stream пояснил, что затонувшие суда, которые будут встречаться по ходу прокладки газопровода, предполагается поднимать и восстанавливать.
Напомним, что газопровод Nord Stream («Северный поток») протянется по дну Балтийского моря от России (Выборг) до Германии (Грайфсвальд). Его протяженность составит 1,2 тыс. км. Руководит строительством компания Nord Stream AG.