Теракт в Малаккском проливе окажет влияние на всю мировую экономику, даже если это будет не катастрофический теракт – высказал свое мнение командующий Тихоокеанским Флотом США адмирал Гэри Рогхед. Даже небольшой по масштабам теракт может привести мировое судоходство в сильнейшее расстройство, простой демонстрацией уязвимости главнейших судоходных артерий мира – продолжил адмирал, выступая на военно-морской конференции в Сиднее, Австралия.
Малаккский пролив, это узкий пролив длиной
80 процентов нефти и газа для Японии и Кореи, и 80 процентов нефти для Китая, идут этим проливом.
Риск теракта в проливе настолько значителен, что страховщики Лондона приравняли пролив к зоне военных действий, поставив его тем самым в один ряд с Ираком или Колумбией – всего в этом списке 21 зона. Риск столь высок из-за процветающего в проливе пиратства, а связь между криминалом и террором настолько тесная, что часто бывает и не разобрать, где что начинается и кончается. В 2005 году на долю Индонезии – самой большой страны пролива – пришлось 30% всех пиратских нападений в мире. Определенные шаги Индонезия все-таки предприняла, после решения лондонских страховщиков. В результате активизации борьбы с пиратством и разрушительного цунами декабря 2004, уничтожившего многие пиратские базы, общее количество пиратских нападений в 2005 году сократилось – 276, против 329-ти в 2004 году. В Малаккском проливе соответственно эти цифры составили 12 и 38.
Все признают, что Индонезия наконец-то начала бороться с пиратством на деле, однако до нормализации ситуации еще очень далеко, и главным препятствием по-прежнему остается мощнейшее сопротивление стран пролива наладить патрулирование пролива совместными силами мирового сообщества, или наиболее заинтересованных стран. Ведь даже совместное патрулирование пролива силами стран пролива далеко от совершенства, и даже о нем переговоры, пустые и безрезультатные, велись годами, пока наконец, за дело не взялись страховщики. Потому что приравнивание какой-то страны или ее портов к зоне военных действий, это такой экономический удар, который можно сопоставить действительно, с войной.
Адмирал Рогхед отметил одну важную составляющую обеспечения безопасности судоходства в проливе – информационную. В пример он привел воздушное пространство – в любой момент диспетчеры, контролирующие данный район, могту точно сказать, какие и чьи самолеты находятся в воздухе и куда направляются. Для обеспечения действенной системы безопасности как раз это и необходимо в первую очередь – постановка службы контроля движения, которая четко знала-бы, какие суда где находятся, и куда следуют. Вычислить подозрительные в этом случае не составит труда.
Тихоокеанский флот США насчитывает порядка 200 кораблей и 2000 самолетов и вертолетов, на нем несут службу 239 тысяч военнослужащих. Адмирал обрисовал современный военно-морской флот в свете задач сегодняшнего дня – флот становится намного более гибким, способным максимально быстро отреагировать на угрозу – не угрозу собственно флоту или стране его флага, а на локальную угрозу того или иного свойства в Мировом океане. Создаются и конструируются корабли нового поколения, отвечающие задачам сегодняшнего дня и завтрашним угрозам. Новые корабли и новое вооружение становятся более смертельными, что-ли. Способными нанести точный и губительный удар. Но им противостоит больше врагов, чем раньше – криминальные группировки и террористы в первую очередь.