Комментарий заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству Владимира Соколова на интервью с Сергеем Еремеевым

- A + Автор: Владислав Букин КомментарииПрочитано 3231 раз   |
Как мы уже писали, после публикации интервью с генеральным директором Преображенской базы тралового флота Сергеем Еремеевым мы обратились с просьбой прокомментировать факты, изложенные в материале в Росрыболовство, Объединенную судостроительную компанию и ОАО "ЦТСС" (КБ "Восток"). Ответ пока получили только от Росрыболовства, но надеемся, что коллеги из ОСК и ЦТСС также предоставят свои комментарии.
Говорит заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Владимир Соколов:

– Действительно, с распадом СССР судостроительные предприятия способные строить и ранее специализировавшиеся на строительстве крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота остались в Республике Украина (Черноморский судостроительный завод, завод "Океан", Завод им. 61 Коммунара) и в Республике Литва (Судостроительный завод "Балтия"). Кроме того, крупнотоннажные суда рыбопромыслового флота для СССР по планам Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) серийно строились в странах социалистического лагеря – ГДР (Штральзунд, Росток, Висмар, Вольгаст), ПНР (Гданьск, Щецин), а также в Дании, Голландии, Франции и ФРГ.

С распадом СССР потеряны и некоторые специализированные на проектировании рыболовных судов конструкторские бюро, в частности – ЦКБ "Ленинская Кузница" (Украина), квалифицированные кадры российского ЦКБ "Восток" г.Санкт-Петербург, основными проектами которого были крупнотоннажные суда рыбопромыслового флота, в частности – проекта 1288 (Большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) типа "Пулковский меридиан"), серийно строившиеся в 1970-80-х годах на Черноморском судостроительном заводе. Необходимо отметить, что суда, построенные по этому проекту, и его модернизированные варианты в настоящее время являются основой рыбодобывающего флота России.

В то же время, презентация проектного предложения обновленного российского КБ "Восток", входящего в состав ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта" по многофункциональному большому морозильному рыболовному траулеру для океанического промышленного рыболовства проекта 11480 длиной более 117 метров действительно удивила рыбаков Дальневосточного бассейна своей ценой – более $100 млн. Такие суда даже успешным компаниям, к которым относится ОАО "Преображенская база тралового флота", не по карману.

Рынок крупнотоннажных и среднетоннажных судов из "новостроя" в Российской Федерации – это утопия даже для развитых стран Запада. Рыбопромышленник – судовладелец подбирает себе судно, исходя из закрепленных за ним водных биоресурсов, его стратегии развития бизнеса и компании. Строить какие-то гипотетически подходящие для всех суда, в надежде, что их купят, в настоящее время ни одно судостроительное предприятие не может и не будет.

1. Ведётся ли проектирование и есть ли сейчас в России проекты современных рыбопромысловых судов?

Росрыболовство в рамках своих полномочий и компетенции, определенных утвержденным Правительством РФ Положением, не имеет функций по регулированию состава флота, находящегося в собственности частных и акционерных компаний и оказанию на них какого-либо влияния (давления) в части строительства, необходимых этим компаниям для освоения выделенных им квот водных биоресурсов судов рыбопромыслового флота.

Конечно, Росрыболовство предпринимает меры по стимулированию процесса обновления флота рыболовецких компаний на межведомственном уровне.

Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. Росрыболовство и его территориальные управления провели работу по сбору и обобщению потребности рыбохозяйственного комплекса в судах рыбопромыслового флота до 2030 года (на основе старых проектов) и направлению ее для обобщения в Минэкономразвития России и Минпромторг России. Указанная информация используется для расчета дозагрузки мощностей российских судостроительных предприятий, большая часть из которых в настоящее время имеет государственные заказы по строительству военных кораблей для ВМФ России и по линии военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, а также заказами по строительству плавучих буровых установок и нефтяных танкеров для обеспечения деятельности нефтегазового комплекса страны.

Что касается проектов современных рыбопромысловых судов, то по имеющейся у нас информации, КБ "Восток" разработало проект крупнотоннажного БМРТ проекта 11480, не нашедший поддержки у рыболовного сообщества Дальневосточного бассейна, а также проект морозильного траулера длиной 79 метров (проект 22970), заинтересованность в котором проявили участники рыболовецких колхозов Приморского края.
 
Преображенская база тралового флота / ПБТФ

Кроме того, в соответствии с федеральной целевой программой Минпромторга России "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" на конкурсной основе разработан ряд концептуальных проектов судов рыбопромыслового флота, на основе которых могут быть разработаны технические и рабочие проекты судов для их строительства на российских судостроительных предприятиях. О желании воспользоваться разработанными концепт-проектами пока ни один из судовладельцев Минпромторгу России не заявлял.

2. Способны ли отечественные предприятия на строительство, в том числе серийное, промысловых судов?

На наш взгляд, несколько предприятий судостроительной отрасли способны строить среднетоннажные и малотоннажные суда рыбопромыслового флота, так например - Ярославский судостроительный завод, Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", Хабаровский судостроительный завод, Выборгский судостроительный завод, судостроительный завод "Пелла" (Ленинградская область), Севастопольский морской завод, судостроительные заводы Рыбинска, судостроительный завод имени Октябрьской революции (Благовещенск), Восточная верфь (Владивосток), Сретенский судостроительный завод.

3. В чем Вы видите основные проблемы в строительстве современных промысловых судов и какие шаги следует предпринять, чтобы их решить?

Основные проблемы по строительству судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях (при заказе их строительства на зарубежных верфях их нет), по нашему мнению, заключаются в следующем:

- отсутствие возможности получения доступных для судовладельцев рыбохозяйственного комплекса кредитных ресурсов (под 5-6% годовых) на срок окупаемости судна 10-15 лет;

- отсутствие производства современного отечественного судового комплектующего оборудования для строительства и модернизации судов (завоз и установка импортного оборудования приводит к удорожанию судна на 10-20% за счет таможенных пошлин и НДС);

- отсутствие отраслевой лизинговой компании, заинтересованной в предоставлении судовладельцам по приемлемым тарифам вновь построенных на отечественных судостроительных предприятиях судов;

- отсутствие в настоящее время механизма предоставления кредитным организациям и лизинговым компаниям в качестве залога закрепленных за рыбохозяйственными предприятиями долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов.

Решение вопросов по предоставлению доступных кредитных средств, отмены таможенных пошлин и налогов на ввозимое импортное комплектующее оборудование, создание отраслевой лизинговой компании и создание механизма залога долей квот, по нашему мнению, оживят процесс обновления флота рыболовецких компаний путем строительства судов на отечественных верфях.

4. Существует ли сейчас специальные программы, которые стимулировали бы обновление рыбопромыслового флота?

Специальных программ по стимулированию обновления рыбопромыслового флота пока нет. Но мы ожидаем, что комплекс мер, которые разрабатываются в настоящее время, в том числе проект федерального закона о внесении изменений в Закон о рыболовстве и Налоговый кодекс, позволят рыбохозяйственным предприятиям активизироваться в вопросах заказа строительства новых высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях.

Кроме того, планируется в ближайшее время решить вопрос "незаходных" судов. Это нерастаможенные суда под российским флагом, которые судовладельцы не могут привести в отечественные порты. Сейчас идет процесс согласования вопроса об освобождении от таможенной пошлины ввозимых на территорию Таможенного союза судов рыбопромыслового флота, приобретенных, построенных, отремонтированных, модернизированных и переоборудованных за пределами Таможенного союза до 1 января 2015 года, с возможностью ввоза таких судов с предоставлением льготы до 1 января 2018 года, а также вопрос о временном освобождении от уплаты НДС при ввозе таких судов.

При этом предполагается, что суда, которые не пройдут таможенное оформление, будут лишены права на вылов водных биоресурсов. Эта мера будет стимулировать заход судов рыбопромыслового флота для доставки уловов на российский берег и обслуживание в российских портах и на отечественных верфях.

Кроме того, руководством Объединенной судостроительной корпорации в настоящее время принято решение о разработке целого ряда презентаций отечественных проектов рыбопромысловых судов для того, чтобы продемонстрировать преимущества, которые получат рыбаки при заказе строительства судов на конкретных отечественных верфях. Первая презентация намечена на июль 2015 года. 

 
Беседовал Владислав Букин

Наши новости в Telegram

Автор: Владислав Букин
Поделиться новостью


Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или
-0+
#Хахам Александр, 21.10.2015, 04:41И в тоже время господа из правительства ратуют за обновление флота самими судовладельцами, за свой счет, без гос.дотаций и на отечественных верфях.

Предыдущая новость