— Андрей Георгиевич, по данным статистики, Камчатка — край, в котором занято больше всего предприятий рыболовецкой отрасли на всем Дальнем Востоке. Рыбаки приносят наибольший процент налогов в региональный бюджет. Как эта цифра менялась на протяжении последних 5 лет?
— Ежегодно рыбохозяйственные организации Камчатского края перечисляют в бюджетную систему России более 10 млрд руб., более 90% из которых зачисляется в консолидированный бюджет Камчатского края.
По данным УФНС России по Камчатскому краю, с начала 2020-го по первое полугодие 2025 года рыбохозяйственные организации перечисли 75,2 млрд рублей налоговых и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет страны.
— Расскажите, сколько рыбы на данный момент выловили камчатские рыболовецкие компании, и какова динамика вылова лосося в регионе за последние 5 лет?
— Камчатский край занимает первое место среди субъектов России по объемам добычи водных биоресурсов, его доля в вылове по Дальневосточному бассейну составляет более 40%, а в общероссийском вылове – более 30%.

Ежегодно рыбохозяйственные организации добывают от 1,2 до 1,8 млн тонн биоресурсов. Вылов за 2020 год составил 1530 тыс. тонн, 2021 год – 1659 тыс. тонн, за 2022 год – 1405 тыс. тонн, в 2023 году – 1839 тыс. тонн, за 2024 год – 1512 тыс. тонн. На первое октября 2025 года он составил 1240 тыс. тонн.
Улов тихоокеанских лососей в Камчатском крае в 2020 году составил 191,5 тыс. тонн, в 2021 году – 440,5 тыс. тонн, в 2022 году – 134,5 тыс. тонн, в 2023 году – 490,8 тыс. тонн, в 2024 году – 130,7 тыс. тонн и 258,9 тыс. тонн – в 2025 году.
— Какие региональные и федеральные льготы предоставляются в регионе рыбакам? Насколько они эффективны, на ваш взгляд?
— В настоящее время предприятия рыбохозяйственного комплекса Камчатского края могут воспользоваться рядом мер господдержки за счет средств федерального бюджета, направленных на развитие экспортной деятельности, обновление судов рыбопромыслового флота, транспортировку рыбной продукции в субъекты России.
Так, экспортерам доступна поддержка в виде льготного кредитования, компенсации части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции, а также на сертификацию продукции агропромышленного комплекса на внешних рынках. Кроме того, экспортеры рыбопродукции могут рассчитывать на возмещение затрат на участие в отраслевых международных конгрессно-выставочных мероприятиях и деловых миссиях.
Предприятия, поставляющие в российские регионы рыбную продукцию, могут воспользоваться льготными тарифами для ее транспортировки по железной дороге.

Также рыбохозяйственные организации могут возместить часть затрат на покупку и строительство новых судов взамен сданных на утилизацию.
Для резидентов правовых режимов ведения предпринимательской деятельности ТОСЭР «Камчатка» и свободного порта Владивосток предусмотрены льготы по ряду налогов, ставке на аренду земельных участков, порядку проведения контрольных проверок и ряд других.
Наиболее востребованными мерами господдержки у рыбохозяйственных организаций региона является компенсация части затрат на транспортировку рыбной продукции, на сертификацию продукции, а также возмещение затрат на участие в международных конгрессно-выставочных мероприятиях.
— Камчатские рыбопромысловики добывают наиболее ценные породы рыб в России. Какой объем добытой продукции остается в стране и сколько продается за границу? Насколько эта пропорция поменялась с 2022 года?
— Ежегодно камчатские организации добывают от 130 до 450 тыс. тонн лососей. Более 70% всей рыбопродукции Камчатского края ежегодно направляется на внутренний рынок Российской Федерации, остальная часть – на экспорт.
— Какова ситуация с реализацией программы «квоты под киль» в регионе? Сколько и каких именно рыболовецких судов строится для Камчатки?
— Рыбохозяйственные организации Камчатского края в числе первых приняли участие в реализации программы инвестиционных квот в 2018 году. В настоящее время в рамках программы отраслевыми организациями построено 10 судов: три средних траулера-сейнера (РК им. В. И. Ленина), одно среднетоннажное краболовное судно (ООО «Алестар»), 6 малотоннажных рыболовных сейнеров (РК им. В. И. Ленина).
Более 70% всей рыбопродукции Камчатского края ежегодно направляется на внутренний рынок Российской Федерации
В рамках первого этапа программы инвестквот продолжается реализация проектов по строительству 1 крупнотоннажного и 6 среднетоннажных судов (РК им. В. И. Ленина, АО «ЯМСЫ»).
В рамках второго этапа программы инвестквот четыре камчатские организации (РК им. В. И. Ленина, ОАО «Феникс», ООО «Терагра Ост» и ООО «Терагра Вест») взяли на себя обязательства по строительству шести судов (транспортных рефрижераторов, траулеров-процессоров и судов для ловли краба).
— По той же программы сегодня возводятся рыбоперерабатывающие заводы. Какие из них строятся в рамках второй очереди на Камчатке? Какова степень переработки их продукции? Куда она поставляется?
— В рамках второго этапа программы инвестиционных квот рыбохозяйственные организации Камчатского края в данный момент строят три предприятия по переработке минтая и других видов рыб большой мощности. Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина должен возвести новые площади с 2028 по 2030 гг. и по плану потратить на эти цели 1,87 млрд рублей, пока же выделил только 54 млн рублей.

ООО «Колхоз Ударник» с 2020 по 2026 гг. планирует возвести фабрику в селе Кострома Карагинского района и потратить на эти цели 1,4 млрд рублей. Пока на строительство выделено 474,12 млн рублей.
Также завод по переработке минтая и иных видов рыб большой мощности с 2023 по 2027 гг. построит ООО «Камчаттралфлот». Общие затраты на эти цели составят около 1 млрд рублей, пока же выделено 6,78 млн рублей.
— Как в текущем году будет осуществляться вылов краба в регионе и сколько его планируется добыть? Есть ли суда для этих нужд на Камчатке, или в регион приходят краболовы из других регионов Дальнего Востока?
— При общем допустимом улове крабов в Дальневосточном бассейне в 2025 году более 84 тыс. тонн, квоты камчатских предприятий (их лишь два) составляют менее 5 тысяч тонн, для их освоения достаточно имеющегося флота предприятий.
— Как сейчас работают крупнейшие судоремонтные предприятия региона — «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» и «Судоремсервис», на базе которых рыбопромышленный холдинг «Норебо» формирует современный судоремонтный комплекс? Как вообще в регионе обстоит ситуация с ремонтными мощностями для рыболовецких судов?
— Дальневосточный бассейн является основным промысловым бассейном Российской Федерации, где добывается около 70% российских водных биологических ресурсов и сосредоточено более 71% рыбопромыслового флота Российской Федерации, 65% от общей производственной мощности рыбопромыслового флота проходит ремонт и межрейсовое техническое обслуживание в российских Дальневосточных портах. Так, здесь ремонтируется 51% рыболовецкого флота Приморья, 31% – Камчатского края и 16% – Сахалинской области. Общий объем рынка работ по судоремонту по предварительным данным составляет 13−15 млрд рублей в год. В среднем на этих предприятиях работает 1400 человек
Основой рыбной отрасли Камчатского края является добывающий флот. По состоянию на начало текущего года в Камчатском крае зарегистрировано 674 рыболовных судна. Из них 46 крупных, 123 средних, 70 малых и 436 маломерных судов.

В регионе судоремонтная отрасль занимает второе место среди обрабатывающих производств по объему промышленного производства, а также является важным звеном в обеспечении развития рыбодобывающего комплекса, транспорта и в перспективе нефтегазовой промышленности региона.
Судоремонтные предприятия Дальнего Востока перечислили более 4 млрд рублей налогов в бюджет России за период 2020−2024 гг. 1,8 млрд рублей из этих денег поступили в консолидированный бюджет Камчатского края.
— Какие меры предпринимаются на Камчатке для борьбы с нелегальным промыслом? Насколько они эффективны?
— На территории региона активно осуществляется межведомственная работа по борьбе с браконьерством, в том числе и в части совершенствования законодательства.
В период лососевой путины в Камчатском крае функционирует региональный штаб. В июле 2025 года заседание штаба проведено с участием руководителя Росрыболовства, на котором определены основные направления контрольно-надзорной деятельности, обсуждены проблемные вопросы, приняты совместные решения.

Высокая результативность рыбоохраны на Камчатке напрямую связана с активным участием рыбохозяйственных предприятий, реализующих совместные с контрольно-надзорными органами мероприятия.
С 1 ноября 2022 года на территории региона реализуется эксперимент по ограничению авиаперевозки лососевой икры непромышленного изготовления, который позволил ограничить вывоз такой продукции в 3 раза. Устойчивая положительная динамика эффективности принятых мер послужила основанием для масштабирования эксперимента на другие дальневосточные субъекты (Хабаровский край и Чукотский автономный округ) и продлении его срока до 1 августа 2027 года.
В настоящее время Камчатским краем предложен ряд инициатив в сфере противодействия незаконному обороту водных биоресурсов, которые обсуждаются на федеральном уровне.
На прошедшем 2 октября 2025 года совещании с помощником президента России Николаем Патрушевым данные предложения представлены губернатором Камчатского края.
Важным направлением данной работы является реализация поручения Владимира Путина по применению дополнительных мер по предотвращению незаконного оборота водных биологических ресурсов и рыбной продукции.
— Как в регионе развиваются предприятия, которые заняты разведением аквакультуры? Сколько их? Растет ли их численность? Получают ли они какую-то поддержку от государства? Почему красную рыбу не разводят на дальнем Востоке?
— В настоящее время в Камчатском крае полностью отсутствует деятельность коммерческих предприятий в сфере аквакультуры. Единственной организацией, занятой рыбоводством, является Северо-Восточный филиал ФГБУ «Главрыбвод», в ведении которого пять лососевых рыбоводных заводов общей производственной мощностью 45 млн. шт молоди. Это небольшой объем, в сравнении с Сахалинской областью, где этот вид деятельности развит.

При этом природные популяции лососей Камчатки уникальны по своему качеству и численности и большинство из них не нуждаются в мероприятиях по восполнению или восстановлению. Кроме того, современная рыбохозяйственная наука отмечает, что искусственное разведение является не лучшим методом восстановления лососевых запасов, поскольку его широкое использование может привести к нарушению существующей структуры естественного воспроизводства.
— Сейчас наблюдается тенденция снижения перевалки рыбы в Камчатском порту и замещение рыбных другими типами грузов, несмотря на рост в этом году вылова лосося. С чем связан такой процесс, и что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы коренным образом изменить ситуацию?
— В настоящее время продолжается реализация проекта холдинга НОРЭБО по созданию «Терминала Сероглазка». ООО «Терминал «Сероглазка» является резидентом свободного порта Владивосток.
Помимо увеличения пропускной способности до 300−400 тысяч тонн рыбопродукции в год этот проект позволит существенно увеличить тоннаж сухогрузов, обеспечив обслуживание судов с осадкой до 14 метров. Общий планируемый объем инвестиций по проекту – 3,1 млрд рублей.
В рамках проекта помимо строительства и поэтапного ввода холодильного комплекса емкостью 15 000 тонн предусмотрено строительство площадок под технологическое накопление и хранение рефконтейнеров. В развитие проекта возможно его расширение на площадки холдинга НОРЭБО в южной части г. Петропавловска-Камчатского напротив территории ЖБФ в б. Бабья.
На территории региона реализуется эксперимент по ограничению авиаперевозки лососевой икры непромышленного изготовления
Реализация подобных проектов позволит увеличить грузопоток рыбопродукции, в том числе и по Северному морскому пути.
— Где регион готовит новые кадры для рыбаков? Хватает ли учебных заведений для их подготовки?
– Камчатский край занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе по численности работающих в рыбохозяйственном комплексе. В среднем за период с 2020 по 2024 гг. в отрасли работало более 18,5 тыс. человек.
Камчатский край располагает хорошим образовательным потенциалом для рыбохозяйственного комплекса региона. В его составе функционируют специальные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов и рабочих кадров, в достаточном количестве для обеспечения региональной потребности в кадрах
Также в регионе успешно реализуется проект дуального обучения на базе ООО «Камчаттралфлот», на территории которого осуществляет деятельность учебно-производственный центр «Рыбопереработка».
В целях развития кадрового потенциала рыбохозяйственной отрасли региона утверждена долгосрочная региональная программа по увеличению числа жителей Камчатского края, занятых в рыбохозяйственном комплексе, на период
до 2035 года.
- Рост производства в рыболовной отрасли России в 2009 году составит 20-25% - глава Росрыболовства
- Рыболовные суда России будут ремонтировать в Касабланке вместо Лас-Пальмаса - Росрыболовство
- Рыболовный флот России переходит на отечественную систему контроля судов
- Севморпуть позволит за 20 дней доставлять рыбу с Камчатки в центр России
- Рыболовный флот России пополнят более 60 судов




















