реклама
От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина
- A + Автор: Ивакин Николай КомментарииПрочитано 4517 раз   |
Думаю, вряд ли найдется много несогласных со мной, если я заявлю, что главной головной болью отечественного судостроения является кадровая проблема. Причем это касается всех сторон отрасли. В дефиците рабочие всех специальностей, инженеры, линейные управленцы, технологи, конструкторы и даже директора. В каком бы городе, на каком бы заводе я ни оказался, всюду слышу жалобы на отсутствие кадров. Уже не обсуждается их качество. Просто нет сварщиков, сборщиков корпусов металлических судов, слесарей-монтажников, мастеров, начальников цехов и участков. Главные конструкторы проектных бюро тоже заняты поиском кадров и конкурируют между собой.
Ситуация лишь усугубляется. Люди, получившие образование еще в советское время, заканчивают свою трудовую деятельность, а подпора новых кадров не видать. И касается это не только каких-то отдаленных территорий, но и таких традиционных судостроительных центров, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Астрахань, Мурманск. Не многим лучше ситуация в Архангельске и особенно в Северодвинске. Пожалуй, единственным местом, где на мой вопрос о рабочих кадрах я не услышал жалоб, был Крым. Ни в Керчи, ни в Феодосии, ни в Севастополе этот вопрос в 2014 и в 2016 годах, когда я там бывал, не вызывал острой реакции. Везде говорили, что главная проблема – заказы, а рабочих найти можно. И объясняли – на Украине не была разрушена система профессионального образования, поэтому специалисты, в принципе, есть. У нас же наоборот, заказы, в принципе, есть, а кадров нет совсем. До недавнего времени проблему "разруливали" за счет подрядных предприятий, перемещавшихся по стране в след за выгодными заказами, но сейчас и этот бизнес сходит на нет.
 
Керченские судостроители / Корабел.ру

Вопрос стоит достаточно остро, а вот мер по его решению не видно. Обсуждается все, что угодно – кластеры, бережливая экономика, аддитивные, не к ночи будь они помянуты, технологии, а про подготовку кадров – тишина. И понятно, что каждому отдельно взятому предприятию, если это не "СМП" вместе со "Звездочкой", решить эту проблему не под силу. Нужны скоординированные меры по регионам и в целом по стране. При этом, региональные власти здесь могут лишь помогать, а ставить цели, намечать конкретные меры и реализовывать их – задача отраслевая. И нашем случае никому кроме государственной Объединенной судостроительной корпорации, которая, как они любят подчеркивать, консолидирует львиную часть судостроения, эта деятельность не по зубам. Не надо все расходы брать на себя, возьмитесь за создание системы, а к вам подтянутся и другие владельцы судостроительных бизнесов – "Калашников", "Роснефть", "Ак Барс", "Новатэк" и другие, помельче. Это то, что касается рабочих специальностей. И при грамотной и целенаправленной работе, уверен, снять остроту проблемы можно будет за 3 – 4 года. Но надо что-то делать, иначе все обещания вернуть Россию и отечественное судостроение в элиту морского бизнеса останутся лишь заклинаниями.

В высшем образовании ситуация не лучше. Среди абитуриентов судостроительные специальности спросом не пользуются. Чему обучают в вузах, гордо именующихся сейчас университетами, не очень понятно. Кто-нибудь из руководителей судостроительных предприятий, по идее, главных заказчиков выпускников, знает, чему учат в стенах этих заведений? Кто-нибудь из них согласовывал программы обучения? Или эти программы согласовывают в Министерстве науки и высшего образования люди далекие от судостроения? И здесь за пятилетку ситуацию не исправишь. Тем более, что и учить-то, за исключением фундаментальных дисциплин, в вузах реально некому. Мои многолетние поиски специалиста, который мог бы толком рассказать, в чем отличия организации процесса постройки судна у нас от, к примеру, корейского или немецкого судостроения, к успеху не привели. Такое впечатление, что таких знаний у нас просто нет. А отличия есть. Иначе чем объяснить, что сроки строительства отличаются в разы.

Вы, дорогие читатели, прекрасно знаете, что я не склонен к паникерским настроениям, но, уверен, что сама проблема не рассосется. Может быть, обсудим это на "Неве 2019"?
 
С уважением, Николай Ивакин, главный редактор

Подписывайтесь на наш официальный телеграм - канал https://t.me/korabel_news

И не забывайте  про телеграм - канал всех КОРАБЕЛОВъ https://t.me/Vika_korabel_ru

Автор: Ивакин Николай
Поделиться новостью



Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Букшев Анатолий Владимирович, 18.06.2019, 10:27Часто критикую Корабела, но по этому поводу полностью разделяю мнение главного редактора. тем более, что сам уже 50 лет имею отношение к высшему кораблестроительному образованию. Умирает ОНО!!!!
-0+
#Морозов Вадим Александрович, 18.06.2019, 19:26А может просто начать платить достойную зарплату , обеспечивать нормальными условиями рабочие места , ввести справедливую систему стимулирования производительности труда , взяться реально с желанием за подготовку кадров рабочих специальностей. Как пример супер  не эффективности обучения , разговаривал с знакомым молодым человеком обучающемся на сварщика в техникуме в Нижнем Новгороде , учебное заведение ,если я правильно понял ,при заводе  "Красное Сормово" , их учат варить только эл.сваркой ,газосварка за доп.плату, металла не хватает , практика один раз в неделю .мастер производственного обучения женщина ,по специальности не сварщик и таких примеров море , как можно подготовить нормального рабочего. Государство создает видимость обучения и чуда не происходит , результат нулевой. Кораблестроительный факультет самый сложный и реально нужны мозги .что бы учиться  и какая зарплата может ожидать конструктора ,технолога 25 т.р.а дальше максимум 30-40 далее...
-0+
#Морозов Вадим Александрович, 18.06.2019, 19:39Такое впечатление, что таких знаний у нас просто нет. А отличия есть. Иначе чем объяснить, что сроки строительства отличаются в разы.  
Уважаемый Николай Ивакин  ,что бы оценить разницу обратитесь в ГУР РМРС . если есть выход на руководство и там есть специалисты .которые вели наблюдение за постройкой судов и в Южной Корее и в Китае , Финляндии и др. и они могут дать достаточную инфо , но вопрос как разговорить и заинтересовать дать осмысленную информацию .на это надо потратить время и какие то средства . Можно найти грамотного "супера " который работает на западных судовладельцев , масса морских спецов в России и Украине  высокого уровня работают суперинтендантами , капитанами ,ст.механиками и др .работают .ремонтируют . наблюдают за строительством . задаться целью и можно собрать информацию
-0+
#Рюмин Сергей Николаевич, 18.06.2019, 19:54Образовательные программы (учебные планы,  программы дисциплин)  интересуют промышленность, но далеко не всю. Только некоторые предприятия реально изучают эти документы,  принимают студентов на практику (на реальную работу, а не на экскурсии) и дают какую-то реальную обратную связь.  Большинству предприятий просто не до этого.  
И конечно проблемой являются кадры. Заманить преподавать  в ВУЗ  молодого специалиста или уже состоявшегося профессионала из промышленности очень и очень сложно.  Если молодой выпускник хорошо учился, то в промышленности он будет стабильно получать в 2 раза больше, чем ассистент или старший преподаватель (без ученой степени).   Профессионалов же очень ценят на своих местах, и далеко не все предприятия отпускают своих работников преподавать хотя  бы раз в неделю, а некоторые откровенно препятствуют этому.
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович, 19.06.2019, 08:53рыба гниет с головы, где нормальное руководство верфи, там и с кадрами проблемы нет или она не такая острая. А если во главе верфи стоят дилетанты, то там и с кадрами беда... просто все заводы на которых был гл.редактор списывают все свои проблемы на нехватку кадров... Но это не причина, а следствие неумелого руководства заводом и воровство.

Предыдущая новость