Зарубежные верфи применением различных информационных систем давно не удивишь, тогда как на подавляющем большинстве отечественных предприятий на всех стадиях используется «бумага» или в самом прогрессивном случае — отдельные электронные документы, таблицы и т. д. Хотя, разговоров о достоинствах единой системы управления производством ходит много. | ||||||||||||||||||
Поэтому «Корабел» решил рассказать о ситуации на тех предприятиях, где подобные информационные системы уже используются и выяснить основные плюсы их применения. Сегодня мы будем вести речь о двух разных подходах и двух разных системах: «TRONIX» на «Северной верфи» и «AVEVA» на Средне-Невском судостроительном заводе. «Северная верфь»
Рассказывают Иванова Нина Ефимовна - ведущий инженер по производственной логистике,
Скольсков Сергей Анатольевич - заместитель главного технолога Традиционно, еще с советских времен, на «Северной верфи» (до 1988 года завод имени А.А. Жданова) удалялось большое внимание использованию АСУ и средств вычислительной техники: в то время такого понятия как информационные технологии еще не существовало. Но, к сожалению, в 90-е годы, во время длительного простоя завода, вся налаженная система автоматизированного управления производством была разрушена, а существующий машинный парк морально устарел. И, когда в 1998 году началось восстановление работы по строительству кораблей, завод встал перед выбором: или снова заниматься запуском старой системы, или, при минимальных вложениях, перейти на новую платформу обработки данных. Тем более что технические возможности в области информационных технологий за это время шагнули далеко вперед.
Определив для себя общие принципы и стратегию организации работы предприятия по строительству кораблей (судов):
И, проведя анализ существующих на тот момент на рынке специализированных программных средств, пришли к выводу, что не существует ничего, удовлетворяющего принятым критериям, да еще специализированного под особенности Российского судостроения и документооборота (ЕСКД). Было принято решение о разработке собственной информационной системы (ИС). Базовым фундаментом вновь разрабатываемой системы была принята система «Троникс» (САПР «Невского» ПКБ), на тот момент являющаяся лучшей в российском судостроении системой управления проектными данными и имеющая потенциал к расширению до уровня системы управления непосредственно производством.
На заводе, изначально, с разработкой новых программных модулей управления в соответствии с производственным циклом предприятия, параллельно решалась задача разработки новой методологии построения производственно технологических моделей работ и управления на их основе производством - от начала резки металла до «подъема флага». Была принята общая концепция разработки:
Для обеспечения загрузки в базу данных ИС, получаемой от проектантов в электронной форме информации о проектах был разработан протокол обмена данными между заводом и поставщиком РКД (проектантом), описывающий форматы данных и структуру транспортных массивов. Это позволило значительно сократить сроки подготовки производства и вести всю подготовку производства на безбумажной основе.
Изначально заложенные в систему типовые технологические решения и постоянно пополняющаяся база знаний системы позволили снизить квалификационные требования к исполнителям и их количеству. С 2001 года каждый корабль (судно), строящийся на заводе имеет информационную производственно-технологическую модель, построенную на базе данных, переданных проектантами в составе РКД проектов и описания работ по строительству, выпущенное технологической службой завода. Сегодня созданная на верфи информационная система обеспечивает исполнение всех задач управления производством от инженерной подготовки до планирования, снабжения, складского учета и управления производственными участками на безбумажной основе в единой базе данных, то есть функциональность соответствует уровню мировых систем класса MRP II. По мнению специалистов завода, в настоящий момент ИС «Троникс» является единственной ИС на российских верфях комплексно решающей всю совокупность задач верфи, включая и гарантийное и постгарантийное обслуживание кораблей и судов. Определенный скептицизм вызывает то, что, даже имея полную информацию о корабле, завод не может передать ее эксплуатационщикам, хотя наработки верфи по использованию ее в процессе ремонтных работ уже есть. И даже с приходом ОСК, подобные связи и обмен данными с заводами, в единой системе управления производством, внутри корпорации организованы не были. Идеологически предприятия ОСК должны работать в едином информационном пространстве, где существуют единые справочники, номенклатуры изделий, таблицы профессий, типовые работы и т. д. Создание единого информационного пространства позволило бы ОСК видеть и контролировать работу предприятий отрасли в режиме реального времени и своевременно принимать необходимые управленческие решения. Централизованное хранение информации обо всех проектах, включающей в себя информационную модель РКД (структура изделия), 3D модель и производственно-технологическую модель строительства каждого конкретного корабля (судна) позволило бы: На производственном этапе:
На эксплуатационном этапе:
В заключение стоит сказать, что в 2005 году с завода ушла большая часть специалистов, участвовавших в разработке и внедрении ИС, работа по развитию и внедрению заводской ИС была приостановлена. На данный момент завод работает в ИС в объеме основных разработок выполненных до 2005 года, дополнительно настраивая существующие процедуры. Но даже в этом состоянии ИС получает хорошую оценку специалистов других верфей, часто посещающих "Северную верфь" по обмену опытом, либо по деловым вопросам. Даже то, что сейчас реализовано и работает в ИС, вызывает у них желание получить на своих предприятиях что-либо решенное по принципам, заложенным в заводскую ИС.
Средне-Невский судостроительный завод
Рассказывает Виталий Егоров - начальник Управления ИТ
Период с начала 90х годов и по середину 2000-х был для завода одним из самых трудных за всю многолетнюю его историю. Отсутствие заказов наложило серьезный отпечаток на когда-то слаженный и высокопрофессиональный коллектив судостроителей, многих вынудило искать другую работу на стороне. Недостаток средств на поддержку и модернизацию предприятия привел к серьезному износу основных фондов и безнадежному устареванию используемых технологий когда-то передового предприятия СССР.
С 2007 года у предприятия сменилось руководство, появились экспортные заказы, что задало новый вектор в развитии предприятия, уже в рамках Объединенной судостроительной корпорации. Одним из основных направлений развития было внедрение в производственную деятельность современных информационных технологий. Предпосылки проекта По состоянию на 2008 год, предприятие представляло собой образец “лоскутной автоматизации”. На 30 имеющихся рабочих местах, было установлено разрозненное локальное программное обеспечение (Карат, 1С), позволяющее решить лишь отдельные небольшие задачи, без возможности организации полноценного обмена информацией между подразделениями завода. В рамках модернизации предприятия, руководством предприятия было принято решение о необходимости построения единого информационного пространства судостроительного предприятия, включающего в себя CAD/CAM/CAE приложения для проектно-конструкторских работ и ERP-систему в качестве основной КИС для автоматизации функций управления, анализа, учёта и контроллинга. За 2008 год была проведена предварительная подготовка инфраструктуры – проложены кабели ВОЛС между ключевыми зданиями предприятия, ЛВС внутри зданий, оснащены рабочие места пользователей ключевых подразделений. С 2009 года начался сам проект внедрения. Проект автоматизации Проводимая модернизация предприятия, ориентированность на потребности имеющегося и будущего заказчиков изначально сформировали цели проекта внедрения КИС:
В качестве основной платформы КИС была выбрана ERP “Global”, что было обусловлено следующими факторами:
Доступность и открытость разработчика из Санкт-Петербурга, опыт его работы с Выборгским судостроительным заводом.
Зная о проблемах с кодированием материалов и ведением справочника ТМЦ (одного из основных справочников любой ERP-системы), понимая необходимость автоматизированной обработки транспортных массивов ведомостей и спецификаций, поступающих от проектанта, в первые месяцы внедрения был настроен обмен информацией с отраслевым номенклатурным справочником ITSI, содержащим в себе 30 млн позиций отраслевой номенклатуры материалов. Такая интеграция позволила проводить автоматизировать пополнение справочника новыми позициями в момент обработки ведомостей и спецификаций, правильно кодируя новые позиции и перенося их точные реквизиты (марку, ГОСТ, ТУ, сортамент и т.п.), что позволило избежать ошибок и дублирования одних и тех же позиций.
Рис. 1 Интеграция справочника ТМЦ и Отраслевого Классификатора Материалов “ИТСИ” – путь к корректному управлению позициями материалов и оборудования. Структура сегодняшней КИС и результаты внедрения
В настоящее время в КИС осуществляется:
Сейчас идёт подготовка к запуску электронного прохождения согласования договоров между службами предприятия с использованием ЭЦП. При автоматизации многих бизнес-процессов, выявлялась необходимость внедрения вспомогательных технологий, обеспечивающих упрощение процессов, либо соблюдения их легитимности при использовании программных средств. Так, при запуске электронного документооборота, выявилась потребность в современных сертифицированных средствах верификации электронной подписи, в результате чего в 2011 году на предприятии был развернут собственный Удостоверяющий Центр ЭЦП на базе сертифицированных ФСТЭК программных средств CryptoPro. Это позволило обеспечить руководителей подразделений личными ЭЦП и увеличить доверие сотрудников при примении программных средств при переходе безбумажный документооборот. Автоматизация конструкторско-технологической подготовки производства с помощью CAD/CAM/CAE систем Современное судостроение, как и другие направления в промышленности, не может обходиться без использования средств автоматизации в проектировании и дальнейшем выпуске РКД. В связи с этим, параллельно с проектом внедрения ERP-системы, шло обучение персонала и освоение CAD/CAM/CAE систем. Цель внедрения данных продуктов были:
Для реализации поставленных задач выбран пакет программных продуктов, обеспечивающих решение задач по подготовке производства комплектных судов из металлических и композитных материалов (CAD/CAM):
Производственная составляющая концепции (CAM) обеспечивается подготовкой программ для станков с ЧПУ, а именно:
Для реализации задач по инженерному анализу (CAE) находящихся в производстве конструкций выбран пакет программ, имеющий интерфейс с вышеуказанным CAD/CAM пакетом:
Структура взаимодействия CAD/CAM/CAE систем
В качестве инструмента управления жизненным циклом объекта, визуализации и оперативной доступности проектной информации для участников работы над проектом был запущен портал AVEVA NET. Использование AVEVA NET:
На текущий момент локальной сетью с использованием оптики охвачены все административные, складские и производственные здания предприятия. К сети подключено 350 автоматизированных рабочих мест, работающих в КИС предприятия.
По многим производственным процессам достигнута достаточно высокая степень автоматизации типовых функций и операций. Приведу лишь один пример, показывающий тесное переплетение бизнес-процессов предприятия, на примере процесса обеспечения материалами, приобретаемыми на основной заказ (все нижеописанные действия производятся в КИС):
Таким образом, только один(!), приведенный в качестве примера, автоматизированный в КИС бизнес-процесс обеспечивается синхронной, связанной работой модулей КИС:
Дальнейшие планы В дальнейших плана внедрение системы управления ресурсами судостроительного предприятия – AVEVA ERM и интеграция данного решения в общую структуру КИС предприятия. С помощью данной системы, используемой на многих зарубежных судостроительных верфях, планируется внедрить западные методики управления проектами строительства заказов при использовании тесной интеграции с CAD AVEVA Marine и порталом AVEVA.NET, на базе которого планируется выстроить автоматизированное взаимодействие с проектантами. Немаловажной частью данного проекта является организация на предприятии централизованного планирования деятельности, охватывающей не только основной производственный, но и вспомогательные процессы, связанные с модернизацией инфраструктуры и внедрением новых технологий. Параллельно с проектом, силами внешних консультантов, при поддержке ключевых сотрудников предприятия, проводится консалтинг существующих бизнес-процессов предприятия, их оптимизация, описание и формирование ни их основе автоматизированной системы управления документацией СМК. Такое решение позволит тесно связать СМК с используемыми на предприятии системами автоматизации, выработать систему ключевых целей и показателей для сотрудников, автоматизировать сбор данных, их анализ и обработку, что должно повлиять на повышение производительности труда и эффективности работы каждого сотрудника верфи. П.С. Информационные системы — это инструмент, с помощью которого управлять работой предприятия становится существенно проще. И корабелы это понимают. Однако в описании достоинств ИС двух предприятий мы так и не увидели преимущества их применения в цифрах: в нормочасах, штате сотрудников, килограммах, тоннах, рублях и т. д. Процесс проникновения информационных технологий в отечественном судостроении идет, только либо цели его не совсем четкие, либо задача стоит расплывчатая. Беседовал Владислав Букин Наши новости в Telegram |
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|