"Это не Россия, но и не заграница"

Интервью.   03:00 06.02.2017   // интервью
- A + КомментарииПрочитано 1638 раз   |
Прошлой осенью "Корабел.ру" побеседовал с Михаилом Корнышевым, исполнительным директором туроператора "НИКА", о редком для отечественного и зарубежного ценителя речных круизов блюде — теплоходных турах по рекам Сибири. Нынешней весной компания выходит на рынок с не менее оригинальной идеей — круизам по рекам Белоруссии на новом теплоходе "Белая Русь". Узнав об этом, мы решили вновь встретиться с главой "НИКИ", чтобы выяснить подробности.

Теплоход "Белая Русь". Как вообще возникла идея заняться таким теплоходом и таким круизом?

— Если понаблюдать, что предлагает "НИКА", то она находит маршруты, которые либо были забыты, либо никогда не существовали на круизном рынке. Это самый сложный массовый продукт, но он наиболее интересен. А мы любим работать именно с тем, что интересно. Я могу абсолютно точно сказать, что мы не делаем вид, что создали новые маршруты, переставив две остановки местами либо организовав десятитидневный круиз с одним новым судозаходом на пять часов.

Круиз по Белоруссии — это был большой сюрприз на рынке. Хотя у нас ушло много времени на его подготовку.

Водных путей, которые либо забыты, либо не были использованы для круизного движения, достаточно много — не только в Белоруссии. И на этих водных путях мы и ведем свою деятельность последние годы. Для кого-то Обь — Иртыш стал открытием, для кого-то — Енисей, для кого-то — Амазонка, для кого-то — Меконг, для кого-то — Ганг. Количество этих рек растет и растет. И вот теперь Днепро-Бугский водный путь.

В советское время там не было такого?

— Круизов не было никогда. Днепро-Бугский канал начали строить с 1655 года. В ХVIII веке там было уже торговое движение – в основном галеры. Затем он был полностью судоходен в конце ХIХ века. Первая мировая война, а затем и Вторая мировая ему, конечно, сильно повредили. В какой-то момент канал даже специально взорвали, чтобы он не эксплуатировался немцами. Затем его восстановили, и в послевоенные годы он служил для перевозки грузов. Есть европейская конвенция о создании альтернативного пути из северных морей в южные. И вот он как раз является самым сердцем этого маршрута.
 
Проект теплохода "Белая Русь" / ООО "НИКА"

А сейчас он в приличном состоянии содержится?

— В безупречном. Днепро-Бугский водный путь полностью финансируется Республикой Беларусь, я имею в виду, государством. В состав госорганизации, ведающей Днепро-Бугским путем входит и судоремонтный завод, на котором родился теплоход "Белая Русь". Не на судостроительном, а на судоремонтном, делаю такой акцент! Судостроительный завод на сегодняшний день не принадлежит этой государственной организации, он принадлежит другой самостоятельной единице.

Республиканское госпредприятие содержит все шлюзы, ведет всю обстановку, производит углубление и так далее. Ведает причалами, ведает электропитанием, делает, чтобы берега были красивые. На этом канале существует 12 гидроузлов, из них 9 оборудованы по последнему слову техники, на двух проведена реконструкция. Один специально оставлен в старинном виде, деревянным, но он великолепно функционирует. К каждому шлюзу сделана плотина, и соответственно стоят небольшие гидроэлектростанции — маломощные, но работоспособные.

Территорию, где расположены гидроузлы, можно приравнять к заповедной — там очень красивые природные комплексы. Рядом расположены какие-то небольшие базы отдыха. Это абсолютно ухоженные берега, это фруктовые сады. Те, кто был в Белоруссии в последние годы, восторгаются: насколько там порядок, насколько там чисто, поля обрабатываются, урожай везде собирается, нет таких заброшенных мест, какие есть, к сожалению, в Российской Федерации.

В гидроузлах очень часто будет происходить посадка и высадка пассажиров теплохода "Белая Русь". Это оборудованные места стоянки, где есть электропитание с берега, где удобные подходы. Например, в Бресте — есть гидроузел "Тришин", который находится практически в центре города. Там есть специальное здание, которое создано под этот круиз и называется "Дом ожидания". Вы приехали в Брест утром, а посадка на теплоход производится перед обедом — следовательно, в этом доме, вы можете оставить ваши вещи и погулять. В нем есть комнаты отдыха, туалет, причем все это абсолютно бесплатно. На территории есть лежаки, зонтики и оборудованные пляжи, где можно провести время до посадки на теплоход.

Еще раз напомню: все это принадлежит одной организации — от теплохода до причалов, шлюзового пути и так далее. Все находится в одних руках.

Откуда взялось само судно?

— Судно было построено государством за бюджетные деньги силами судоремонтного завода. За основу взяли корпус неиспользованного теплохода ОС-2. Фактически только сам металл корпуса. Заново возникла надстройка, заново возникли все помещения теплохода. Был разработан совершенно новый дизайн. В итоге, это первый проект пассажирского теплохода, возникший в результате использования корпуса теплохода ОС-2. По документам он считается новым судном. Использование теплохода ОС-2 позволило, по утверждению судостроителей, сэкономить 25% от стоимости строительства самого корабля.

Строился теплоход в несколько этапов. Мы подключились еще задолго до того, как он был спущен на воду, поэтому на определенные вещи в процессе строительства мы смогли повлиять и поменять их. На теплоходе три абсолютно разных группы кают: есть "люксы", есть каюты "комфорт" и есть каюты "эконом". Это сделано, чтобы те, у кого невысокие зарплаты, тоже могли отправиться в круиз.

Вся отделка кают, окна, двери — все абсолютно новое, использованы самые новые технологии, самое новое навигационное оборудование. Есть нюанс характерный именно для этого теплохода. Там везде панорамные окна во всю ширину каюты – и все остекление при этом тонировано. Почему? Потому что Полесье – это юг Белоруссии. Там очень тепло. Вода нагревается в реке до 30 градусов — во-первых, там неглубоко, а во-вторых, это самая медленно текущая водная артерия Европы. И для того, чтобы в каютах чувствовать себя комфортно, но не зашторивать, выполнено, сильное тонирование стекол.
 
Проект теплохода "Белая Русь" / ООО "НИКА"

Вообще, при проектирования теплоход создавался так, чтобы он мог совершать рейсы из Бреста через Киев до Гомеля и обратно. Но затем, учитывая ситуацию с границами, с туристами, с требованиями различных Регистров — белорусского и украинского, от такого маршрута отказались. Судно будет выполнять рейсы только по территории Республики Беларусь — от Бреста до Мозыря. Теоретически теплоход может ходить и до Наровли, которая находится сразу за Мозырем. Но в Наровле в данный момент отсутствует причал, а берега достаточно отвесные. И там нет особых достопримечательностей — есть один слабенький музей и всего один монумент. Поэтому мы решили не ходить туда, а заканчивать круиз в Мозыре, где есть удобное место высадки/посадки, где существует комфортный пассажирский причал, где в центре города разбит парк культуры и отдыха.

Только один причал из используемых нами на этом маршруте является частным. Все остальные — государственные. Частный причал находится там, где мы делаем высадку, чтобы подойти к дому-музей деда Талаша. Этот населенный пункт называется Новоселки Гомельские.

Кто занимался проектированием теплохода?

— Частное унитарное предприятие "Кленов и компания".

А в какую сумму проект обошелся?

— Я не могу вам ответить на этот вопрос, потому что это документы, которые заключались между судостроителями и правительством. Не думаю, что это когда-либо станет открытой информацией. Это деньги, к которым мы не имеем отношение, поэтому я не в курсе.

Надо понимать, какова наша роль в этом проекте. Есть судовладелец, он же обеспечивает содержание водного пути в надлежащем состоянии. И есть туроператор. Туроператор – это мы, те, кто создали этот маршрут. То, что мы сейчас видим – описание остановок, где теплоход швартуется, что туристы смотрят и так далее – этого никогда не существовало. Судовладелец даже не понимал, в каком виде этот корабль будет существовать, какие рейсы будет выполнять, потому что он построен так, что может выполнять рейсы как круизный теплоход с каютами или как прогулочный теплоход, на котором каюты закрыты, а пользуются только обычной палубой.
 
Как строился теплоход / ООО "НИКА"

Понятно. Тогда расскажите, как вы создавали этот маршрут.

— Маршрут мы создавали, опираясь на ряд факторов, один из которых – автономность плавания. Теплоход ведь имеет ограниченную автономность, его надо заправлять. Поэтому мы сделали недельный маршрут в одну сторону, выстраивая его по принципу: где мы можем заправляться еще и продуктами, где мы можем получать электроэнергию с берега. Был создан план посещения экскурсионных объектов, причем так, чтобы это были необычные экскурсии. Например, если вы приедете на машине сами, вы этого не увидите, не сможете посмотреть. Я объясню почему.

Например, есть у нас такой объект посещения, как город Мотоль. Небольшой городок, но очень многим известный по месту происхождения знаменитых белорусских дубленок. Помните такие? У кого-то наверняка еще дома сохранились, их тогда называли "вечные" – они не снашиваются. Эти модные и теплые белорусские дубленки шили мотолевские евреи. Кроме того, в Мотоле родился и жил первый президент Израиля Хаим Вейцман. И его дом – это обыкновенный деревенский дом. Он находится в частных руках, поэтому музейной экспозиции там нет. Зато в Мотоле есть музей народных промыслов, интересный тем, что в нем находятся рушники, скатерти, ковры, половики и так далее, сделанные в разное время и представляющие художественную ценность.

Попадая в этот музей во время нашего путешествия, вы получите необычную экскурсию. В каждом зале вас будет ждать самодеятельный коллектив в национальных одеждах. Он будет исполнять песни, связанные с теми предметами экспозиции, которые выставлены в этом зале. То есть гид рассказывает, например, о половиках, а затем хор бабушек в национальных костюмах поет вам про эти половики. И так вы переходите из зала в зал.
Мотоль также славится своим небольшим хлебозаводом, где пекут очень вкусный хлеб. И там в честь приезда группы туристов пекут мотольский каравай – сладкий и действительно очень вкусный. В музее заваривают чай, и после такой вот необычной экскурсии все пьют этот чай с мотольским караваем. Вот вам одна из изюминок программы.

А на сам хлебозавод туристов не поведут? Сейчас в моде экскурсии по производству.

— На хлебозавод не поведут. Но производственные экскурсии в маршруте предусмотрены. Например, для многих из нас Беларусь ассоциируется с качественным трикотажем. Все знают, что белорусский трикотаж имеет ряд преимуществ перед другими — он не снашивается, не теряет форму и внешний вид. Поэтому у нас в программе круиза есть посещение двух белорусских производств. Туристы на месте увидят, как делается этот трикотаж, и смогут при желании его приобрести.

Есть и другие примеры. Если вы зайдете в магазин и посмотрите внимательно на многие вроде бы итальянские сыры, вроде "моцареллы" и так далее, то увидите, что сделаны они в замечательном городе Туров. Его мы тоже посещаем во время этого круиза, и кроме большой исторической экскурсии, там проводится еще и экскурсия на современный молокозавод, где можно посмотреть, как производятся эти сыры. Разумеется, их можно будет при этом попробовать.

То есть программа сделана необычная: и экскурсионная, и познавательная, и историческая. Взять, например, местечко Достоево, который посетят туристы во время круиза: род Достоевских происходит именно оттуда. Или Кобрин, где находится музей русского полководца Александра Суворова. Или дом знаменитого белорусского партизана деда Талаша — он был партизаном и в Первую мировую войну и в Великую Отечественную. Со всеми этим местами связаны разные интересные истории, которые вы узнаете, когда побываете там в рамках нашего тура.

Маршрут круиза уникален тем, что большинство экскурсионных объектов находятся в пешей доступности от места стоянки теплохода. И даже, например, в крупном городе Мозырь, где заканчивается круиз (либо начинается в обратном варианте), восстановленное деревянное городище с воссозданными церквями, находится меньше, чем в пяти минутах ходьбы от причала теплохода. В Пинске стоим в центре города, на центральной набережной, где можно гулять и все смотреть. В Кобрине тоже стоим в парке, рядом с которым находится музей. В Бресте стоим, как я вам уже сказал, в одном из центральных районов.
 
Теплоход "Белая Русь" / ООО "НИКА"

На сколько человек рассчитано судно? И какая ожидается загрузка на сезон?

— На теплоходе всего 16 пассажирских кают, из которых две каюты категории "люкс", семь кают категории "комфорт", одна каюта "эконом плюс", шесть кают класса "эконом". Большинство кают двухместные. Хотя есть и каюты, предназначенные для одноместного размещения. Они одноместные изначально, поэтому доплата за размещение одного человека будет очень маленькая. Есть каюты, в которых возможно размещение трех человек. И даже одна каюта для размещения четверых.

Средняя загрузка теплохода – это 30 человек, максимальная — 34. Теплоход выполняет еженедельные рейсы. Навигация длинная: с середины апреля до первых чисел ноября отправлением еженедельно по субботам.

Загрузку на сезон мы планировали в 85%. Сейчас можем сказать с уверенностью, что она будет стопроцентной. Такая востребованность объясняется несколькими факторами: а) интересный маршрут; б) это не Россия, но и не заграница. Объясню, что я имею в виду. Отправляясь в Беларусь, вы фактически не выезжаете за рубеж, потому что мы считаемся одной страной, между нами нет границ. Можно отправиться по российскому паспорту — вы не встретите ни таможни, ни пограничников. Нет никакого языкового барьера. В районе Полесья нет преступности — это очень спокойный регион, где тепло, яркое солнце, где можно купаться с конца мая и гарантировано до середины, а то и конца сентября. Поэтому россиянам такой тур интересен.

А стоимость круиза какая?

— Стоимость достаточно низкая — ниже, чем стоимость круиза Санкт-Петербург – Москва или круиза по Волге. При этом надо учесть, что в стоимость входит 14 экскурсий, а также включено четырехразовое питание с большим акцентом на белорусскую кухню. Входит алкоголь местного производства: и пиво, и водка, и вино, и настойки.

Применяется очень много скидок и льгот — начиная от скидок при бронировании, к которым уже многие привыкли, и заканчивая скидками для пожилым людей, для молодежи. Ветераны Великой Отечественной войны могут заплатить всего полцены!

И все-таки сколько стоит конкретный билет?

— Давайте посмотрим. Все даты делятся на 4 сезона — от высокого до низкого. Чтобы было понятно: 6-13 мая – это считается самым низким сезоном, а, например, 1 июля – самый высокий. Так вот, 6 мая – место в двухместной каюте класса "эконом" с экскурсиями "олл-инклюзив" в октябре у нас покупали за 23310 рублей по скидке раннего бронирования. Полная цена при этом — 25900 рублей. Если вам 70 лет, то вы получаете дополнительную десятипроцентную скидку, а если вы при этом еще и гражданин Белоруссии — плюсуйте еще одну скидку. Я считаю – очень хорошая цена за 7 дней путешествия.
 
Теплоход "Белая Русь" / ООО "НИКА"

Как у вас выстраиваются взаимоотношения с местными администрациями по таким маршрутам?

— Они очень помогают. В Белоруссии, стоит отметить, очень четко с властью и порядками. Везде утвержден порядок помощи, порядок организации, все разработано и продумано: лицензированные гиды, установленные правила на борту и в музеях, проведение экскурсий. Я могу сказать, что работать нам в Белоруссии легко. Это тот самый случай, когда все заранее оговаривается. При этом, например, если у кого-то Беларусь ассоциируется с не очень высоким уровнем сервиса, то сразу оговорюсь — это в чем-то справедливо, но только для некоторых гостиниц. А на корабле будет применен тот же опыт, который мы применили в Сибири: мы берем все лучшее у европейских компаний класса "люкс" и "премиум" и максимально переносим это себе на борт. Поэтому в каютах будут и косметические средства, и халаты, и кондиционеры, в коридорах везде будут стоять кулеры, и так далее.

И последний вопрос: где набирается экипаж, персонал и какова его подготовка?

— Судоводители, матросы, весь экипаж набирается в Пинске, и понятно, что далеко не с улицы. У Днепро-Бугского водного пути есть флот, поэтому это опытные люди, которые всегда работали на флоте, причем именно на этом маршруте. Еще на этапе строительства были определены капитан и старший механик теплохода. Они наблюдали строительства корабля последние два года, это все проходило на их глазах. Поэтому наш капитан – это не тот, кто пришел в гости. Нет, он знает каждый винтик, знает, что под этим винтиком, как оно было сделано, как это продумано и так далее.

По поводу персонала, который занимается обслуживанием пассажиров, сервисом пассажиров... Как вы понимаете, судно небольшое, и здесь применяется модель более сокращенного экипажа. Хотя он все равно больше, чем на круизных баржах в Европе, при схожей пассажировместимости. Собирается персонал по всей Белоруссии, проходит отбор, затем будет непосредственно проходить подготовку, тренинг на этом теплоходе.
 
 
Материалы по теме:
"Круизы никогда не стоили дешево, просто за них кто-то доплачивал" (интервью с директором компании "НИКА" Михаилом Корнышевым)
Круизный туризм в России: вызовы и возможности (статья руководителя компании "Инфофлот" Александра Соснина)
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Проект теплохода
Поделиться новостью
Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или