Примерно десятую часть от общего объема экспорта нефти из России морским путём приходится на арктическую нефть. В январе 2025 года этот вид нефти попал под действие расширенных санкций США, сообщает "Прайм".
Однако, как отмечает Reuters, поставкам это практически не мешает. Трейдеры начали активно использовать схему ship-to-ship ("борт-в-борт", перегрузка с судна на судно) в международных водах у берегов Сингапура и Малайзии. Грузы перегружаются на сверхбольшие суда для перевозки сырой нефти (VLCC), которые не подпадают под санкции. После этого они отправляются в китайские порты. По оценкам Vortexa, благодаря росту морских перевозок по схеме "борт-в-борт" экспорт российской арктической нефти в Китай в ближайший месяц может резко увеличиться.
"Схема "борт-в-борт" позволяет подсанкционным танкерам выполнять свои функции в более безопасной (в первую очередь — для покупателей) среде. Российская нефть перевозится танкерами до нейтральных вод, где осуществляется перегрузка на суда, которые затем доставляют нефть в Китай" - уточняет Чжан Шицзя, младший научный сотрудник Центра стратегических исследований экономического факультета РУДН.