реклама

Дом на воде, научно-исследовательское судно и яхты класса люкс - что строят "Ушаковские верфи"

"Ушаковские Верфи" - одно из немногих отечественных предприятий, строящее маломерные суда и поставляющее их на экспорт, в том числе для клиентов из Европы. Чем иностранных заказчиков цепляют яхты калининградских корабелов, что стопорит развитие водного туризма в России, актуально ли 719-е постановление о локализации для малого судостроения, а также подробности о проекте хаусбота - дома на воде, представленного этим летом - в интервью с генеральным директором компании "Ушаковские Верфи" Виктором Лидером.
 - Виктор, как давно существуют "Ушаковские Верфи"?

 - Наша компания существует с 2008 года. А непосредственно судостроением мы начали заниматься в 2012. До этого мы покупали и обустраивали территорию, проектировали и строили верфь, оснащали производство и так далее. Поэтому я считаю 2012 годом старта нашего бизнеса.
 
"Ушаковские верфи", ООО

 - На выпуске каких типов судов вы специализируетесь?

 - В основном мы строим стальные водоизмещающие яхты. Наши проекты сродни голландским судам, которые вышли из траулерного флота, а со временем превратились в яхты класса люкс. Они не скоростные - ходят не быстро, но очень уверенно. Это яхты для прогулок и отдыха на воде, для путешествий и дальних походов, а также для воплощения своей мечты. Это не просто средство передвижения из пункта А в пункт Б.

 - Расскажите о ваших главных проектах.

 - У нас есть модельный ряд RESPECT, состоящий из девяти моделей. Это прогулочные яхты с открытым кокпитом с флайбриджем или без, либо с задней каютой, длиной от 13 до 15 метров с просторными помещениями (мастер-каютой, гостевыми или детскими каютами, камбузом, душевыми и санузлами) на борту. Эти суда категории "В" оснащены двигателями Vetus Deutz, и могут ходить на достаточно далекие морские расстояния. Мы строим их с 2013 года.
 
RESPECT 1500 OK / "Ушаковские верфи", ООО
 
VRIPACK 1310 AK / "Ушаковские верфи", ООО

Новая серия траулерных яхт линейки RUBICON, которую мы начали реализовывать с прошлого года, отличается хорошими мореходными характеристиками и имеет неограниченный район плавания. Это самые большие суда, которые мы можем строить у себя на верфи, длина такого судна около 18-ти метров. Это комфортные двухуровневые экспедиционные траулеры океанского класса автономностью до 2000 морских миль. Сейчас мы строим два таких судна - одно для МГУ в качестве научно-исследовательского, а второе - как собственную яхту - для частного клиента.

Также в этом году мы спустили на воду хаусбот VOYAGE 1500 eco - дом на воде - экологичный проект автономного судна на электроходу, с тепловым насосом, солнечными батареями, множеством интересных решений и зеленых технологий. Сейчас мы, кстати, строим по госзаказу паром, который тоже будет работать на электричестве.

 - Кто был заказчиком хаусбота? Или первое судно было представлено как образец?

 - Это демонстрационная версия компании, он пока не продается. Мы его тестируем, изучаем схему, улучшаем кое-какие вещи. Он построен для круглогодичного проживания и для путешествий на дальние расстояния. В нем действительно можно жить и в Питере, и в Берлине, и в Будапеште, путешествуя по миру.
 
"Ушаковские верфи", ООО

 - Где он сейчас находится?

 - Сейчас он в Калининградской области. Из-за пандемии мы не смогли выбраться в Европу, как планировали. Хотели совершить поход до Амстердама под маркой "made in Russia".

 - А каков он в управлении и обслуживании?

 - В управлении, поскольку судно на электроходу, он очень прост - два джойстика, три дополнительных прибора, два электромотора, даже штурвала нет. И ходит судно просто чудесно.

А что касается обслуживания, то здесь такой принцип. Знаете, как человек живет в частном доме или в квартире, и мы же понимаем, что там есть бойлер, котел отопления, кондиционер, щит электричества и др. Человек же справляется с этим сам? Так и в хаусботе, где есть система отопления, водоснабжения, электросистема и так далее. Немного посложнее, чем в квартире, потому что тут есть парк аккумуляторов, солнечных батарей, и все это управляется через инвертор. Но это в общем-то - это обычный дом. Поэтому не надо быть профессором технических наук или морским волком, чтобы таким судном управлять. Есть мануалы, технические паспорта, руководство по эксплуатации. И человек, изучив это все, понимает как надо себя вести в той или иной ситуации.
 
"Ушаковские верфи", ООО
 
"Ушаковские верфи", ООО
 
"Ушаковские верфи", ООО

 - Вы строите суда и речные, и морские?

 - Да, конечно. Кроме того, мы строим суда по европейским нормам CЕ и получаем на каждую свою яхту сертификат соответствия Европейского сообщества. Это позволяет эксплуатировать и отчуждать их на территории стран Европейского сообщества.

 - К слову, ваша компания является одной из немногих в России, поставляющих суда на экспорт. Как вам удалось выйти на этот рынок и, как вы считаете, чем ваша продукция "цепляет" иностранцев?

 - Мы не демпингуем на местных рынках, и у нас нет преимущества в цене в два-три раза. Но мы поставили себе высокую планку по качеству. Наш бренд Real Ships - "Настоящие Корабли" -обязывает ко многому, и подходим мы ответственно к каждой детали, и все у нас по-настоящему, без компромиссов. Это как раз и привлекает иностранных заказчиков.

В нашей отрасли оперируют понятием "час на верфи" - совокупный показатель всех затрат относительно времени постройки. В России он значительно ниже, чем в Европе, поэтому мы можем позволить себе потратить больше времени на проработку и более тщательно вышлифовать каждую деталь. И люди сразу видят разницу. Там, где не спешили, где прорабатывали каждый элемент, конечно, все будет смотреться в лучшем свете - как в интерьере, так и в экстерьере. Это, думаю, и привлекает клиентов из-за рубежа. На сегодняшний момент, в том числе, мы строим 22-метровую яхту для заказчика из Литвы и 11-метровую для Латвийского клиента. Отправляли яхты в Голландию, Польшу. Ведем переговоры с крупной чартерной компанией в Германии.

 - Расскажите про разработку проектов. У вас есть собственное конструкторское бюро на базе компании?

 - Наверное, "конструкторское бюро" будет звучать слишком громко, но наша конструкторская группа из трех молодых и эффективных конструкторов даст фору многим проектным компаниям.

 - Изначально у меня сложилось впечатление, что вы в основном строите суда для отдыха, для частного клиента, но, оказалось, вы создаете и исследовательское судно для МГУ, выполняете госзаказ. Это недавние перемены или всегда были подобные проекты?

 - Это один из этапов нашего развития. Кроме того, в этом году мы стали резидентами особой экономической зоны Калининградской области, с проектом постройки новой верфи для строительства судов до 40 метров, работающих на альтернативных источниках энергии. Это и определяет вектор нашего развития в будущем.

 - На каком этапе сейчас процесс создания судоверфи?

 - В марте мы стали резидентами ОЭЗ, а буквально на днях я встречался с нашим министром промышленности по поводу согласования площадки, на которой в перспективе будет возводиться верфь. Это инвестиции следующих трех лет.

 - Расскажите, как устроено производство "Ушаковских верфей"? Где расположена площадка, каковы мощности и штат рабочих специалистов?

 - Верфь находится в поселке Ушаково Калининградской области, это примерно в 15 километрах от города, на реке Прохладная. Загрузка оптимальная, в настоящее время в работе на разных стадиях готовности шесть проектов.

Что касается штата, то, на самом деле, у нас две компании, мы поделились по специализации. И общий штат составляет 32 человека.
 
"Ушаковские верфи", ООО

 - Есть дефицит специалистов, работающих на производстве?

 - Хорошие специалисты нужны всегда, а найти их сложно. Раньше я каждого нового сотрудника отправлял к партнерам в Голландию на разные верфи. Там они - сварщики, маляры, специалисты по интерьерам - проходили дополнительное обучение. Многие голландские специалисты приезжали и к нам на верфь. Сейчас внутренняя компетенция компании достаточно высока и мы обучаем своих сотрудников сами.

Тем не менее, специалистов действительно очень сложно находить. Мы постоянно ищем электриков, инженеров, механиков, судовых сварщиков. Каждый профессионал на вес золота.

 - А молодых специалистов после учебы принимаете?

 - Да, но в основном, конечно, они идут не на рабочие специальности, потому что сейчас нет ни техникумов, ни профтехучилищ, которые бы выпускали тех же сварщиков или маляров. Зато конструктора у нас – совсем молодые ребята, как и инженер по подготовке производства, и директор компании.

 - В большом судостроении активно развиваются тенденции к импортозамещению. Как вы к этому относитесь и применимо ли это вообще к маломерному флоту?

 - 719-е постановление мы, конечно, изучали. К сожалению, у нас в стране нет пока производителей хороших морских моторов, генераторов. И даже лакокрасочные материалы - это все устоявшиеся бренды. Почти все оборудование для оснащения идет из-за границы. Мы бы очень хотели максимально локализовать производство, и там, где возможно, мы применяем. Но к сожалению, сейчас на рынке очень мало российских материалов и оборудования, подходящего для нас качества.
 
"Ушаковские верфи", ООО

 - Одно из ваших главных направлений - это премиум-яхты. Отсюда вопрос – что сейчас считается яхтой класса люкс? Какие требования у современных заказчиков, и что ваша компания вкладывает в это понятие?

 - Тут почти все заказчики едины. Люкс - это безупречный уровень качества, как в изготовлении корпуса, так и в материалах покрытия. Например, когда мы производим покраску корпуса, отличить пластик это или металл - нереально, потому что покрытие выведено идеально. Образ "люкс" создается в деталях - нержавейка, правильные линии, красивые формы и так далее. Это то, что касаемо экстерьера.

Естественно, требуется оборудование высочайшего качества известных брендов для оснащения систем. Это также правильно подобранные и безупречно выполненные интерьерные решения.
 
Фото: "Ушаковские верфи", ООО
Фото: "Ушаковские верфи", ООО
Фото: "Ушаковские верфи", ООО
Фото: "Ушаковские верфи", ООО
 


Для иностранных заказчиков важны современные технологические решения, например, дизельный движок, гибридная энергосистема, электродвигатель и так далее. Также они предпочитают не полировать и не лакировать мебель, просто покрывают маслом и воском натуральное дерево. Конечно, у всех свои запросы, но есть общие требования – это безупречность качества и дизайна.

 - У вас есть опыт строительства судов повышенного ледового класса?

Нет. Но научно-исследовательское судно, которое мы сейчас строим для МГУ, будет работать в Арктике, на Северном морском пути, в море Лаптевых и Карском. На нем нет ледового класса, но у него очень прочный 12-миллиметровый корпус. То есть НИС будет отлично работать в сложных северных условиях.

 - Вы сказали, что в основном производите стальные суда, это чем-то обусловлено?

 - Такая концепция была выбрана изначально. Но мы делаем не только стальные корпуса, сейчас также активно развиваем тему алюминия. С пластиком мы не работаем.

 - А что вы думаете насчет инфраструктуры для эксплуатации маломерных судов в России, особенно насчет того, что происходит на внутренних водных путях? Чего не хватает - причалов, работ по дноуглублению, заправочных пунктов и так далее?

В России не хватает всего. И причальных стенок, и хороших яхт-клубов, и заправок на воде.

К примеру, наше предприятие находится на реке Прохладная - эта речка впадает в Калининградский залив, но больше половины дней в году мы не можем выйти в залив, потому что выход замыт. И часто приходится ждать нагонных ветров, чтобы уровень воды поднялся. За то, чтобы нам прочистили этот выход, я бьюсь уже, наверное, лет восемь везде, где только можно.

И это очень печально, потому что в России роскошные акватории, но, к сожалению, большинство из них неухоженные, необорудованные. Зато это привлекает иностранных туристов, для них это такие дикие условия, в которых интересно походить. Но для нас, с точки зрения промышленности и транспорта, это, конечно, неудобно.

Необходимо развивать эту тему, мы понимаем, что водный туризм может являться драйвером экономики. Будет водный туризм – будут развиваться регионы. Пока что это все в зачаточном состоянии. Но тут опять есть свои ограничения и у Регистров. Мы пока не дозрели до этого.

 - Подытожив, какие ближайшие планы компании?

 - Мы должны выйти на следующий виток нашего развития, построив новую верфь, где сможем производить суда до 40 метров. Выполнить на ней первые заказы. Запустить в продажу Хаусбот, это, в общем-то, экспортоориентированный продукт, и хотелось бы от демо-версии перейти к серии. Это основные планы.


Материалы по теме:   
"Ушаковские Верфи", ООО
Ушаково
+7 (906) 219-50-00



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости