Держитесь крепче, идет "Тайфун"

Проекты: 21631, «Буян-М», 22800
- A + КомментарииПрочитано 283 раза   |
Минувшая пятница стала ударным днем для российского судостроения. Вчера мы рассказывали о закладке плавучего крана "ПК-400" "Севастополь", состоявшейся 24 ноября на Севморзаводе. Сегодня у нас материал о прошедшем в тот же день спуске на воду малого ракетного корабля "Тайфун" проекта 22800 ("Каракурт"). МРК строится на заводе "Пелла" под Санкт-Петербургом.

Что это такое?

"Каракурт" — это многоцелевой ракетно-артиллерийский корабль малого водоизмещения проекта 22800, разработанного ЦМКБ "Алмаз".

Основой, от которой отталкивалось бюро, создавая этот тип кораблей, стал 465-тонный ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 (шифр "Скорпион"). В начале 2000-х годов предполагалось построить 10 таких катеров для отечественного ВМФ, потом еще 10 — для пограничников, а довершить все масштабной серией из 30 единиц в экспортном варианте.

Планы эти развития не получили, единственный "Скорпион", заложенный в 2001 году на рыбинском "Вымпеле", так и не был достроен. Дело даже не дошло до спуска на воду, корпус так и остался стоять в эллинге.

Однако совсем бесплодным этот проект назвать нельзя — именно он, увеличившись в размерах, приобретя более солидные характеристики и современное оснащение, превратился в итоге в проект "Каракурт". Название, как видим, продолжило тему ядовитых паукообразных, способных больно укусить противника.

Проект 22800 был впервые представлен ЦМКБ "Алмаз" на своем стенде в ходе международного военно-технического форума "Армия-2015". МРК получил водоизмещение в 800 тонн, длину 67 метров, 4-метровую осадку и скорость до 30 узлов. Основой его вооружения станут ракетные комплексы "Калибр", прекрасно зарекомендовавшие себя во время сирийской операции.
 
"Тайфун" готовится к спуску на воду / "ЦМКБ Алмаз"

А как же "Буяны"?

Кстати о Сирии и о "Калибрах"... Как мы помним, ракетные удары наносились с бортов МРК "Зеленый Дол", "Серпухов", "Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг" другого проекта — 21631 (шифр "Буян-М"). Многие выражали сомнение в необходимости "Каракуртов" для российского ВМФ при наличии "Буянов", решающих аналогичные задачи. Однако у этих проектов есть существенные отличия.

Ключевая особенность "Буянов" исключительно малая осадка — всего 2,6 метра, что позволяет хорошо чувствовать себя в каспийских лиманах, на мелководье. Эти корабли способны подниматься по российским рекам, проходить Волго-Донской или Беломорско-Балтийский канал. Такая мобильность имеет свои огромные плюсы. Но расплатой за нее служит низкий уровень мореходности. В ходе сирийской кампании, когда "Буянам" пришлось выходить в Черное, а затем и в Средиземное моря, этот фактор стал особенно очевиден.

У "Каракуртов", имеющих осадку в 4 метра, проектантом, напротив, гарантирован повышенный уровень мореходности. Они могут включаться в состав разнородных военно-морских соединений и действовать на значительном удалении от баз — до 3000 миль. Автономность плавания у них в полтора раза выше, чем у "Буянов" — 15 суток против 10. При дальних походах в открытом море это имеет принципиальное значение. К тому же, "Каракурты" обладают значительно более мощным противовоздушным вооружением, а значит могут действовать в отрыве от "зонтика" береговых ПВО. Это наследство удачных конструктивных решений так и не пошедшего в серию "Скорпиона".
 
https://www.instagram.com/amourchik7/

Где строятся "Каракурты"?

На сегодняшний день, с учетом пятничного спуска "Тайфуна" на "Пелле", в постройке находятся уже восемь малых ракетных кораблей проекта 22800. Два из них — "Шторм" и "Охотск" стоят на стапелях феодосийского завода "Море". Это первый контракт в рамках гособоронзаказа, который получило предприятие после возвращения Крыма в состав России. Оба МРК войдут в состав Черноморского флота.

Еще четыре корабля в разных стадиях постройки находятся на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла". Летом был спущен на воду МРК под названием "Ураган", за ним на днях последовал "Тайфун" и еще два — "Шквал" и "Буря" — были заложены в прошлом году, но до спуска работы еще не доведены. Корабли от "Пеллы", скорее всего, предназначаются для Балтийского флота.

Оставшиеся два МРК ("Муссон" и "Пассат") были заложены в 2016 году в Татарстане, на Зеленодольском заводе имени Горького. Там же, кстати, где строились и "Буяны". Контракт с предприятием Минобороны подписало в августе прошлого года.

Этими восемью кораблями пополнение российского ВМФ не ограничится. Впереди закладка еще десяти "Каракуртов". Один из них ("Циклон") должно построить "Море", еще три — "Торнадо", "Смерч" и "Бриз" — возьмут на себя зеленодольцы. Последние шесть МРК решено доверить Амурскому судостроительному заводу. Корабли, построенные там, войдут в состав Тихоокеанского флота.
 
Спуск на воду корабля "Тайфун" / https://www.instagram.com/amourchik7/

И в завершение несколько интересных фактов о кораблях проекта 22800
  • стоимость одного МРК проекта "Каракурт", по вычислениям заместителя Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, может составить 2 млрд рублей;
  • двигатели для этих кораблей будут построены на отечественном заводе "Звезда" в рамках программы импортозамещения;
  • корпус кораблей имеет геометрические формы, понижающие вероятность обнаружения, а в материале применены радиопоглощающие технологии;
  • срок сдачи последнего "Каракурта" намечен на 2022 год.
 
 
Подготовка к спуску корабля
Подготовка к спуску корабля
Подготовка к спуску корабля
Подготовка к спуску МРК
Спуск на воду корабля
Спуск на воду корабля
Спуск на воду корабля
Спуск на воду корабля
Спуск на воду корабля
Спуск на воду корабля
Спуск на воду корабля
Спуск на воду корабля
Поделиться новостью
"Звезда", ПАО
Россия, Санкт-Петербург+7(812)362-07-47, +7(812)703-00-70
"Алмаз ЦМКБ", АО Россия, Санкт-Петербург+7(812)373-28-00
"Амурский судостроительный завод", ПАО Россия, Комсомольск-на-Амуре+7(4217)57-34-83, +7(4217)54-91-00
"Ленинградский судостроительный завод Пелла", ОАО Россия, Отрадное+7(812)336-40-66, +7(812)336-40-67
"Феодосийская судостроительная компания "Море", ОАО Россия, Феодосия+7(36562)6-27-88
"Зеленодольский завод им. А.М. Горького", АО Россия, Зеленодольск+7(84371)5-76-10

Подписка Корабел.ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь или