реклама

Что нужно Арктике от флота?

12 6540 6 мин
На этот вопрос попробовали ответить участники пленарного заседания конференции и выставки Offshore Marintec Russia 2014.
Валерий Александрович Голубев, заместитель председателя правления ОАО "Газпром": "На сегодня у "Газпрома" есть 36 лицензий на шельфовые проекты – это Северный Ледовитый океан, Охотское и Азовское море. Их освоение находится на различных стадиях. Например, с Киринского месторождения мы в октябре 2013 года получили первый газ, в декабре 2012 года получена первая нефть с Приразломного, однако по большей части проектов компания находится на стадии геологоразведки".

Каждый этап, будь то геологоразведка, разработка проектной части или обустройство месторождения, занимает порядка 4-5 лет, таким образом перспективы подхода к эксплуатационному бурению составляют 15-20 лет. Где-то к 2030-2035 годам, мы сможем начать эксплуатацию основной части месторождений. Порядка 50 поисково-оценочных скважин должны быть построены за 10 лет, по лицензионным условиям в течение этого времени компания введёт в действие 12 месторождений.
Приразломное месторождение. Печорское море, апрель 2014 года / "Википедия"

В плановом порядке "Газпрому" в ближайшее время потребуются около 30 вспомогательных судов различного назначения, ещё 10 добывающих платформ.
 
"Вместе с "Крыловским центром" мы разработали линейку судов, необходимых выполнения вспомогательных функций", – особо подчеркнул он.
Валерий Голубев: "Когда я закончил Ленинградский электротехнический институт в 1975 году, первая моя инженерная работа называлась "Участие в разработке систем автоматизации по строительству полупогружных плавучих буровых установок (ППБУ)". В 1975 году Советский союз сам полностью строил ППБУ. Корпусная часть строилась в Выборге, далее комплектация была с разных заводов. Сегодня верхнее сооружение иначе, как в Южной Корее заказать не можем. Да, корпусную часть сделаем на Выборгском заводе, Севмаше, а вот всё, что касается технологии – с этим сложнее. Времени у нас очень мало. Для воссоздания научного потенциала нужны годы. Судя по всему, производство готово выполнять почти любые задачи, нужны только готовые технические решения".
Валерий Александрович Голубев
 / Корабел.ру
Второе направление, которое необходимо развивать для дальнейшей работы – создание российского национального оборудования для обустройства скважин под водой.

По данным, которые привёл Валерий Александрович, корпорации понадобится обустроить 8 дополнительных эксплуатационных скважин на Киринском месторождении, 40 на Южно-Киринском, 72 эксплуатационных точки на Штокманском и порядка 60 скважин потребуют подводного обустройства на Красноленинском и Русановском месторождениях.

Говоря о ближайших задачах, стоящих перед компанией, Валерий Александрович отметил освоение Южно-Киринского газоконденсатного месторождения: "Особенностью этого месторождения являются очень сложные природные условия – в конце ноября на акватории уже образуется постоянный лёд толщиной до 70 см, а в апреле-мае начинаются его подвижки. Глубины в районе месторождения доходят до 300 метров. Использовать стационарную платформу в таких условиях нельзя, необходимо постоянное позиционирование зимой на точке бурения, летом на точке добычи".


"Роснефть" приняла участие в создании Арктического научного центра для исследования ледовой обстановки, сейсмической разведки и экологических последствий добычи углеводородов. В своём докладе Андрей Николаевич Шишкин, Вице-президент ОАО "НК "Роснефть", назвал некоторые результаты работы экспедиций: "К примеру, в Карском море найдены айсберги размером до 70 метров в диаметре, надводная часть которых до 12 метров, подводная до 60".

В целях локализации производства морской техники для ведения работ в Арктике компания развивает два кластера – это создающаяся верфь во Владивостоке, и производство в Мурманске. "Естественно, что добыча в Арктике требует мощной инфраструктуры – двумя базами здесь не обойдёшься – это должен быть целый набор баз снабжения, метеорологических, исследовательских станций", – сказал Андрей Шишкин.

Кроме того, как уточнил представитель компании, арктическая инфраструктура должна включать в себя большое количество аэродромов подскока, для доставки людей на объекты в Карском море.
27 сентября этого года "Роснефть" открыла крупнейшее месторождение нефти в Карском море. Бурение велось на глубине 81 метр, проектная глубина скважины 2340 метров. Проект был реализован благодаря комплексному подходу к бурению – создана специализированная база снабжения, разработана логистическая схема доставки оборудования и персонала, применены новые схемы эвакуации и спасения, а также разработан комплекс мер по экологической безопасности. Ледовую разведку на точке бурения вели ледоколы "Капитан Хлебников" и "Таймыр". Для обеспечения бурения потребовалось 15 вспомогательных судов – это суда-снабжения, заводчики якорей, ледоколы аварийно-спасательные суда и другие. В бурении участвовали: ExxonMobil, North Atlantic Drillling, Halliburton, Weatherford, Schlumberger, Baker, Trendsetter, FMC … дальнейшее сотрудничество с ними в условиях санкций затруднено.
"Важно, что мы нашли "Победу" 2– в самой северной точке наших лицензионных участков. Но мой взгляд это и есть общая победа нас и наших партнёров в том, что мы в этом участке смогли за 30 дней открытой воды смогли пробуриться, несмотря на технологические и политические сложности", – заключил Вице-президент нефтяной компании.

"Лукойл" не работает в Арктике, хотя на побережье Баренцева моря у компании успешно функционирует Варандейский нефтяной отгрузочный терминал. При этом в пределах РФ компания работает в Балтийском море, Азовском, Каспийском море. За рубежом компания занимается добычей в норвежском секторе Баренцева моря. "Лукойлом" также был осуществлён проект на вьетнамском шельфе.

Говорит Илья Эммануилович Мандриков вице-президент "Лукойл": "Для нас актуальный вопрос о равнодоступности шельфов море, в том числе и арктических. Для того, чтобы развивались технологии нужны заказчики и, чем их больше, тем лучше".

Алексей Конторович, академик РАН, председатель Научного Совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений: "Здесь на первый план выдвигается наука, не столько фундаментальная, сколько прикладная. Я сравниваю проект освоения ресурсов Арктики с проектом атомным или космическим. Там сначала шла наука, она очень быстро переходила к высоким инженерным и техническим решениям. Мы можем реализовать такой подход здесь. Опыт нашей страны, который имеется в реализации больших проектов, должен быть использован".

На сегодня в российском законодательстве не определён статус объектов, создаваемых на континентальном шельфе.

"В освоении Арктики, есть ещё одно обстоятельство – существующее законодательство", – говорит Игорь Михайлович Зук, Председатель временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства. "Мы с вами всё говорим о шельфе, так вот, единственное место в федеральном законе, где упоминается слово шельф, это закон о континентальном шельфе от 1995 года*. Обстоятельства работы не отвечают потребностям времени".

*Справедливости ради заметим, что со дня вступления в силу закона, в него было внесено порядка 20 изменений, последнее из которых датировано 14 октября этого года.

"Когда мы говорим о высоких инженерно-технических решениях, мы знаем, что Россия – это единственная страна в мире, которая не имеет и не регулирует ни одного закона в инженерной сфере. Когда мы говорим об инжиниринге, мы должны понимать, что у нас вообще нет инжиниринга в стране, как вида деятельности, нет даже кода ОКВЭД1 для него", – заметил представитель Совета Федерации.

 
Андрей Владимирович Дутов / Корабел.ру
"Нельзя продавать грузовик, как шасси, без установленного оборудования, которое выполняет ту услугу, которую и покупает заказчик", – сказал Андрей Владимирович Дутов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации. 

В поддержку консолидации отрасли Андрей Дутов привёл ещё одно сравнение: "У нас здесь проводятся две выставки – одна представляет судостроение, другая оборудование для нефти и газа. Не вместе. Требования системного инжиниринга таковы, что услуга, которую покупают нефтяники и газовики должна быть системной, нельзя сделать одну технологию, не понимая её роль и место. Промышленность должна консолидироваться – если это платформа, она должна продаваться целиком и верхнее, и нижнее строение. Фрагментарность – принципиальная ошибка".

Говорит Директор департамента военно-технического сотрудничества ОАО "ОСК" Алексей Дикий: "Состояние судостроительной промышленности такое, какое оно есть. В 90е годы исчезновение заказов, застой. Судостроительная отрасль выживала за счёт того, что бралась за всё, очень помогло конечно военно-техническое сотрудничество – многое поставляли на экспорт".

Несколько лет назад корпорацией были собраны заказы со всех заинтересованных министерств, ведомств, частных и государственных компаний. "Мы изучили срез, в среднем, должны были получать порядка 15 заказов в год, к настоящему моменту могли строить 45 объектов".
 
Фрагмент презентации ОАО "ОСК" / Корабел.ру

"Мы должны чётко понимать – сколько, чего должно строиться, в какие сроки и какое оборудование должно быть там установлено, т.е. степень локализации установленного оборудования. Имея эти четыре параметра, мы можем наши средства вкладывать заблаговременно", – сказал представитель "ОСК".
 
Фрагмент презентации "ОСК" / Корабел.ру

"Давайте садиться и говорить – сводить все планы в конкретную программу – что, чего, в какие сроки будем создавать нужно знать уже сейчас. Наступит время, когда все заказчики придут в ОСК и скажут: "ОСК вот вам деньги, делайте…" – На чём, где, на каких мощностях?"

Из события в общем и из пленарного заседания в частности можно сделать вывод, что назрела необходимость диалога по определению "способностей" науки и производства и "потребностей" отрасли. Надеюсь, что и государство нанесёт разметку для данного действа.  
1ОКВЭД – Классификатор видов экономической деятельности
2"Победа" – месторождение на самой северной в мире арктической скважине "Университетская-1", лицензионный участок Восточно-Приновоземельский-1.
"Крыловский государственный научный центр", ФГУП
Санкт-Петербург
+7 (812) 415-66-07
"Объединенная Судостроительная Корпорация", АО Москва
+7 (495) 617-33-00
"Нефтяная компания "Роснефть", ПАО Москва
+7 (499) 517-88-99
"Газпром Флот", ООО Санкт-Петербург
+7(812)609-62-55
"Лукойл", ПАО Москва
+7(903)519-87-87, +7(495)627-44-44



Комментарии   12.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил К., 30.10.2014, 08:08Из моего доклада по ПАТЭС: Надо создавать территориально-потребительские кластеры, где могли бы участвовать и судостроители.
Территориально-потребительский кластер
Кластеры в нашей стране, как правило, формируются на территории производителей, что обусловлено необходимостью более тесной научно-производственной кооперации.
В то же время рыночная экономика подчинена потребителю. Производитель в этом случае выступает не только поставщиком товара, но и услуг, среди которых, например, сервисное обслуживание.
Вместе с тем запросы потребителя намного выше, чем просто технические инновации, они обусловлены высоким уровнем социально-экономических ожиданий, на что, собственно, и нацелены инновации технические.
В этом смысле необходимым условием полезности технического изделия для потребителя в самом широком смысле является степень его использования и с точки зрения  социально-экономического развития.
Таким образом, мы вдали от себя способствуем развитию территориально потребительского кластера, имеющего социальную доминанту развития удаленной территории. далее...
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович, 30.10.2014, 09:45Насколько мне помнится, в 1975 году в СССР ПБУ строили из укрупненных блоков, поставляемых Финами, в том числе и корпуса. Тогда впервые увидели, что такое модульная обстройка помещений, не говоря о технологическом бурильном оборудовании. До сегодняшнего дня смогли освоить только корпус и модульную обстройку (и ту не в полной мере). Наверное, в связи с этим уважаемый академик Алексей Конторович предлагает использовать ресурсы, примененные при освоении атомных или космических проектов, то есть иными словами задействовать друзей президента из КГБ и выкрасть. Приблизительно такие же мысли бродят в головах у компании "Роснефть"  http://www.kommersant.ru/doc/2600072 . Они предлагают даже более расширенную трактовку действий России. Что творится в этих головах и куда они нас заведут, но уж точно не в рай. И будем мы как всегда в одном месте от очковой зоны.
-0+
#Роман Михайлов, 30.10.2014, 11:13"Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала."
 
Арктике нужна помощь,она умирает,а это отличный рецепт от отечественного лекаря.
Если и не умрёт то оправится уже навряд ли.
Ещё старые лекарства не выведены из больного организма.
Но очистка это не методы отечественной медицины!
Есть новые лекарства и их надо реализовывать,
ведь это "живые" деньги а они куда осязаемее  какой-то там живой Арктики.
-0+
#Букин Владислав, 30.10.2014, 18:57Согласен целиком и полностью. В Арктике мы (имеется ввиду государство и те, кто вокруг него крутится) видим только кучу сырья, возможность извлечения прибыли и квасной патриотизм. Это пугает. Ведь то, что загадим мы - очищать нашим детям, внукам, правнукам и их правнукам. Вот они нам будут благодарны. И все это ради денег. 
-0+
#Кошкин А.м., 31.10.2014, 08:14И чем вам патриотизм-то не угодил? Вам либеральная свобода в Арктике нужна? Или заповедник белых медведей?
-0+
#Букин Владислав, 31.10.2014, 09:27http://zavalinka.org/read.php?id=506611 - вот отличная статья Льва Николаевича Толстого о патриотизме.
http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml - или еще один труд "Патриотизм или мир?". Почитайте - поймете.
 
"Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм" - цитата номер один.
 
"И потому спасение Европы и вообще христианского мира не в том, чтобы, как разбойники, обвешавшись мечами, как их изобразил Вильгельм, бросаться убивать своих братьев за морем, а напротив, в том, чтобы отказаться от пережитка варварских времён — патриотизма и, отказавшись от него, снять оружие и показать восточным народам не пример дикого патриотизма и зверства, а пример братской жизни, которой мы научены Христом" - цитата номер два. далее...
-0+
#Sergey Sergey Sergey, 31.10.2014, 09:55Да господин Кошкин, у вас видимо полный патриотизм головного мозга, это не излечимо. По мне так лучше пускай будет заповедник белых мишек чем загаженная территория и военные базы ради глупых амбиций и очередного потока бабла в карманы кучки олигархов
-0+
#Кошкин А.м., 31.10.2014, 11:30Ну, вот, типичная картина для портала - вцепились и стали грязью поливать... Как все узнаваемо в хозяйстве Ивакиных. Теперь уже и мозг мой вас озаботил. ("неизлечимо" пишется слитно).
-0+
#Букин Владислав, 31.10.2014, 11:47Согласен. Пользователь "РФ" перешел на личности, поэтому вынесем ему предупреждение. Но, во множественном числе - зря. Я Вас грязью не поливал.
-0+
#Кошкин А.м., 31.10.2014, 12:09Реплика не в Ваш адрес, не совсем точно выразился. Реплика пользователю под ником РФ.
-0+
#Михаил К., 01.11.2014, 17:25По моему мнению начинать надо все с идеологии развития, а у нас ее нет, кстати, почти ни в чем, только одни аппетиты.
-0+
#Михаил К., 01.11.2014, 17:29И чисто узковедомственный подход здесь абсолютно неприемлем, будь то навигаторы или газовики, или же нефтяники. У нас так делается везде и во всем, морской флот загубили, речному тоже совсем мало осталось.
Свежие новости